Ракурсhttps://racurs.ua/
Жертвы перераспределения бюджетных средств
https://racurs.ua/347-jertvy-pereraspredeleniya-budjetnyh-sredstv.htmlРакурсПравонарушения — системные
.
В прошлом году Счетная палата Украины провела 896 контрольно-аналитических и экспертных мероприятий по контролю за использованием бюджетных средств и средств государственных целевых фондов. Мероприятия проходили в 24 областях Украины и в Автономной Республике Крым. Было проверено 903 объекта. Аудиторы выявили множество правонарушений бюджетного законодательства, о которых недавно проинформировали комитет ВР по вопросам бюджета в своем ежегодном отчете. Незаконное, в том числе нецелевое и неэффективное использование средств государственного бюджета Украины и государственных целевых фондов было выявлено на общую сумму 12 млрд 943,8 млн грн (незаконное, в том числе нецелевое использование средств — на 4 млрд 781,1 млн грн, а неэффективное — на 8 млрд 162,7 млн грн).
«Анализ результатов проведенных в 2012 году контрольно-аналитических мероприятий показывает, что большинство нарушений бюджетного законодательства носит системный характер, они повторяются из года в год», — говорится в «Отчете Счетной палаты за 2012 год», направленном в Верховную Раду. В нем также перечисляются характерные нарушения, условно классифицированные по таким обобщенным видам:
— использование бюджетных средств без соответствующих нормативно-правовых оснований;
— нарушения при осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства;
— несоблюдение установленных порядка и сроков составления, утверждения и представления документов;
— нарушения, связанные с ненадлежащим ведением бухгалтерского учета;
— планирование с нарушением действующего законодательства;
— использование средств государственного бюджета с нарушением действующего законодательства;
— нецелевое использование средств государственного бюджета, предусмотренных на выполнение государственных программ;
— потери вследствие принятия незаконных управленческих решений;
— отвлечение средств государственного бюджета в дебиторскую задолженность.
Наиболее характерными видами неэффективного управления и использования государственных средств по объемам и количеству выявленных случаев в отчетном году были:
— потери бюджета в результате принятия необоснованных управленческих решений;
— неэффективное управление средствами из-за недостатков в планировании;
— неэффективное управление средствами путем длительного их содержания без использования на регистрационных счетах распорядителей бюджетных средств;
— неэффективное использование средств вследствие необоснованных управленческих решений;
— неэффективное использование средств из-за отсутствия обоснованного прогнозирования и планирования;
— неэффективное использование средств иностранных целевых займов и средств, связанных с обслуживанием этих займов;
— неэффективное использование средств на приобретение основных фондов (оборудования), оплату услуг по аренде помещений, содержание автотранспорта и неэффективное использование государственного имущества.
Также в отчетном году были выявлены значительные объемы неэффективного использования средств Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности.
Украли у детей и ветеранов?
По результатам проведенного аудита эффективности использования средств государственного бюджета на мероприятия по летнему оздоровлению детей в 2010–2011 годах коллегия Счетной палаты сделала вывод: «...на протяжении последних лет прослеживается негативная тенденция к уменьшению количества оздоровленных детей и ухудшению качества оздоровительных услуг. Это вызвано отсутствием единой целостной системы организации летнего оздоровления и отдыха детей, которая обеспечила бы комплексное решение этих вопросов, а также организационными просчетами и неэффективным управлением участниками оздоровительного процесса выделенными на эти цели бюджетными средствами».
Виновниками ситуации Счетная палата считает Минобразования, Минсоцполитики и Минагрополитики как главных распорядителей средств государственного бюджета, предусмотренных на летнее оздоровление и отдых детей. Они не обеспечили надлежащей организации выполнения соответствующих бюджетных программ, что привело к неэффективному управлению средствами в сумме 13,7 млн грн, использованию с нарушением действующего законодательства 29,2 млн грн и лишило возможности оздоровления почти 13,5 тыс. детей.
«Вопрос оздоровления детей уже неоднократно рассматривался Счетной палатой. По результатам каждого аудита главным распорядителям бюджетных средств, участникам организации летнего оздоровления и отдыха детей предоставлялись выводы и предложения по выявленным нарушениям и возможности их устранения, однако надлежащее реагирование отсутствовало», — отмечается в отчете.
Также аудиторы проверяли эффективность использования средств государственного бюджета на финансовую поддержку общественных организаций инвалидов и ветеранов за 2011 год и первое полугодие 2012 года и установили, что в 2011 году государственную финансовую поддержку получала 21 общественная организация инвалидов и 20 общественных организаций ветеранов (меньше половины от общего количества таких всеукраинских общественных организаций). В 2012 году круг получателей почти не изменился: 20 общественных организаций инвалидов и 22 общественные организации ветеранов. Одна из причин — сложный доступ новых организаций к государственной поддержке.
В течение 2011 года на предоставление финансовой поддержки этим общественным организациям из государственного бюджета направлено 60,7 млн грн, в первом полугодии 2012 года — 36,1 млн грн.
«Организационная схема управления бюджетными средствами на финансовую поддержку общественных организаций инвалидов была громоздкой и непрозрачной, а в части общественных организаций ветеранов содержала ряд системных недостатков, вызванных ненадлежащим исполнением Государственной службой по вопросам инвалидов и ветеранов Украины полномочий по обеспечению внутреннего контроля и анализа эффективности использования средств», — отмечается в отчете Счетной палаты.
По мнению аудиторов учреждения, это происходило ввиду нескоординированности действий Минсоцполитики, Государственной службы по вопросам инвалидов и ветеранов Украины и Фонда социальной защиты инвалидов.
А некоторые из общественных организаций инвалидов и ветеранов, которые все же получили доступ к средствам госбюджета, к сожалению, не всегда использовали их именно на поддержку этих уязвимых слоев населения. Аудит установил, что отдельные общественные организации использовали финансовую поддержку в размере 5,5 млн грн не по целевому назначению и с нарушением нормативно-правовых актов. Также неэффективно было израсходовано 250,7 тыс. грн.
Чернобыльцы пострадали дважды — от аварии и от системы
Аудит эффективности использования средств государственного бюджета, предназначенных на выплату доплаты за работу на радиоактивно загрязненных территориях, сохранение заработной платы при переводе на менее оплачиваемую работу и в связи с отселением, выплаты повышенных стипендий и предоставление дополнительного отпуска гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, показал следующее: «Существующая система выплаты указанных доплат основана на нормативно-правовых актах, которые не соответствовали требованиям Закона Украины от 28 февраля 1991 года № 796 «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», что приводило к нарушению конституционных прав пострадавших граждан на социальную защиту, создавало социальную напряженность среди них и отрицательно сказывалось на стабильности и полноте финансирования мероприятий, предусмотренных соответствующей бюджетной программой».
Размеры доплаты гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения, не менялись в течение последних 16 лет! Вместо определенных законом № 796 размеров доплат за работу на радиоактивно загрязненных территориях от трех до одной минимальной заработной платы постановлением Кабинета министров Украины от 26 июля 1996 года № 836 «О компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы» установлены фиксированные размеры этих доплат, которые в 2010 году были меньше в 169–202 раза, в 2011 году — в 183–219 раз, чем установленные законом. В первом полугодии 2012 года размеры доплат были в 211–250 раз меньше, чем предусмотрено законом № 796, а стипендия пострадавшим ученикам и студентам — занижена на 35–67,9 %.
Министерство социальной политики Украины не создало системного учета граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, с указанием полной информации для правомерности начисления надлежащих доплат. Вследствие отсутствия единой полной информационной базы учета пострадавших граждан, а также информации о контингенте получателей доплат были допущены просчеты в планировании расходов по этому направлению использования бюджетных средств. Это привело к образованию в 2010–2011 годах неиспользованного остатка бюджетных средств в сумме 3,1 млн грн при наличии просроченной кредиторской задолженности за этот период, то есть к неэффективному управлению средствами.
Украли у работников бюджетной сферы
Счетная палата установила, что в 2011 году из государственного бюджета были выделены средства местным бюджетам Винницкой, Житомирской и Кировоградской областей на повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы, но местные органы власти направили бюджетные назначения по оплате труда на другие нужды. В частности, бюджетные назначения на оплату труда отдельными местными органами власти перераспределялись на оплату коммунальных услуг, работ по капитальному ремонту и реконструкции, питания, энергоносителей, медикаментов и т. п. Всего таким образом было перераспределено 26,2 млн грн (в Винницкой области — 10,2 млн, Житомирской — 11,1 млн и Кировоградской — 4,9 млн грн).
В результате от 60 до 90 % работников отдельных бюджетных учреждений были вынуждены находиться в отпусках за свой счет. При этом темпы роста их среднемесячной заработной платы в 2011 году были ниже, чем в аналогичных учреждениях с надлежащим финансированием.
«Это обостряло социальную напряженность среди работников отдельных бюджетных учреждений, особенно тех, которые финансируются из сельских и поселковых бюджетов, и отрицательно влияло на качество услуг, предоставляемых этими учреждениями», — делает вывод Счетная палата. Любопытно, что при такой позорной ситуации на конец 2011 года остались неиспользованными 30,5 млн грн (21 % общего объема дотаций).
Пожертвовали безопасностью шахтеров
Аудит эффективности использования средств государственного бюджета на мероприятия по охране труда и повышение техники безопасности на угледобывающих предприятиях Донецкой и Луганской областей установил, что Минэнергоугольпром не обеспечил эффективного использования средств государственного бюджета, направленных на мероприятия по охране труда и повышение техники безопасности на угледобывающих предприятиях этих областей. Из выделенных 81,5 млн грн на мероприятия по улучшению охраны труда шахтеров 10,9 млн грн использованы неэффективно и с нарушениями действующего законодательства.
В некоторых случаях средства государственного бюджета направлялись на приобретение устаревшего и непригодного для использования оборудования и средств контроля за параметрами шахтной атмосферы и дегазации. Имели место многочисленные случаи нарушений Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок». В то же время уровень производственного травматизма в этих областях был достаточно высоким (по состоянию на 1 октября 2012 года — 1638 пострадавших, в том числе 46 со смертельным исходом). При этом профзаболеваемость шахтеров имела устойчивую тенденцию к росту.
Ненадлежащее состояние охраны труда приводило к дополнительным расходам государственного бюджета на ликвидацию последствий аварий и лечение пострадавших.
По результатам аудита коллегия Счетной палаты внесла предложение Кабинету министров Украины пересмотреть Программу повышения безопасности труда на угледобывающих и шахтостроительных предприятиях и привести ее в соответствие с требованиями Закона Украины «О государственных целевых программах» и постановления Кабмина «Об утверждении Порядка разработки и выполнения государственных целевых программ». Также необходимо пересмотреть решение о передаче функций по созданию Унифицированной телекоммуникационной системы диспетчерского контроля и автоматизированного управления горными машинами и технологическими комплексами (УТАС) Госгорпромнадзора, в обязанности которого эти полномочия не входят, и привести постановление Кабинета министров Украины от 8 августа 2007 года № 1011 в соответствие со статьей 33 Закона Украины «Об охране труда».
Некоторые работодатели нажились на безработных
Провела Счетная палата и аудит эффективности использования средств, которые Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы выделил в 2011 году — первом полугодии 2012 года в качестве дотации работодателям, трудоустраивающим безработных, зарегистрированных в Государственной службе занятости. Было установлено, что направление средств фонда на трудоустройство безработных путем предоставления дотаций работодателям в определенной степени способствовало решению проблемы безработицы. Однако удельный вес трудоустроенных таким образом безработных в 2011 году составил всего 4,6 % от общего количества трудоустроенных.
Неопределенность механизма создания «дополнительных рабочих мест» позволила Минсоцполитики и фонду упростить порядок предоставления работодателям дотаций для трудоустройства безработных, отменив условие о необходимости их создания. Таким образом, работодатели получали дотации от государства только за то, что принимали безработных на уже существующие вакансии. При этом размер оплаты труда лиц, трудоустроенных через Государственную службу занятости, оставался низким при том, что работодатели выдвигали повышенные требования к качеству профессиональной подготовки кадров, их опыту работы.
«Сами мы не местные. Помогите, кто чем может...»
В Украине реализуется ряд проектов международных финансовых организаций, некоторые из которых касаются вопросов усовершенствования системы социальной помощи государства населению. Средства на эти проекты, как правило, Украина занимает у международных финансовых организаций. Счетная палата ежегодно проводит как финансовые аудиты, так и аудиты эффективности использования взятых за рубежом средств на реализацию тех или иных проектов.
На один из таких проектов — Проект усовершенствования системы социальной помощи — Украина взяла заем в размере 99,4 млн долл. у Международного банка реконструкции и развития. Этот проект находится в стадии реализации уже 6 лет вместо запланированных 2,5. По состоянию на конец 2011 года не были использованы средства в сумме 13 млн долл. или 13 % от суммы займа. Финансовые потери в виде комиссионных за обязательство на неиспользованную часть займа, по расчетам, составили более 1,5 млн грн.
«Как следствие, 100-процентная готовность к работе в условиях единой технологии приема граждан не достигнута ни в одной области, а предполагаемые анализ и мониторинг выплат социальной помощи вообще не введены. Указанное создавало риски недостижения основной цели проекта, направленной на упрощение и улучшение процедур государственной помощи наиболее нуждающимся гражданам», — утверждается в отчете Счетной палаты.