Новости
Ракурс

Бюджетный комитет: распределение денег «на активизацию развития экономики»

Некоторые из предложений по перераспределению средств, инициированных депутатами накануне каникул. Например, «перераспределить» 2 млрд 137 млн 847,377 тыс. грн, которые планировалось потратить на обслуживание государственного долга и меры по постепенной компенсации гражданам потерь от обесценивания денежных сбережений (программа 3501170). Вместо того, чтобы постепенно избавляться от долгов, государство в лице распорядителей средств их еще больше накапливает. Новых займов нам не дают? Так мы старые возвращать не будем!


.

Расходы по программе 3501170, названной программой потребления, решили направить на другие цели — на увеличение объема расходов на развитие. Звучит красиво, мол, тратим деньги не на «проедание», а на «развитие».

Что именно решили развивать? На что тратить деньги? На «государственные капитальные расходы, распределяемые Кабинетом министров Украины». А именно — на строительство современного лечебно-диагностического комплекса Национальной детской специализированной больницы «Охматдет», на реконструкцию и расширение Национального института рака, на строительство спортивных сооружений с искусственным льдом, на приобретение медицинского автотранспорта и медицинского оборудования, на поддержку реформирования системы здравоохранения. Всего на сумму 1 млрд 789 млн 810,377 тыс. грн.

Цели — благородные, если не вдаваться в подробности. Риторическим выглядит вопрос о том, что на самом деле стоит за словами «приобретение медицинского автотранспорта и медицинского оборудования»: 100 млн грн на приобретение мифических GPS-навигаторов неизвестно для какого количества карет скорой помощи; ненужное оборудование вместо необходимого для Херсонского онкодиспансера за 2 млн грн и т. д. Что касается строительства нового комплекса «Охматдета», то при упоминании этого проекта, действительно остро нужного больным детям, почему-то всплывает в памяти и скандал, связанный со смещением с должности гендиректора этой организации в декабре прошлого года. Юрий Гладуш, который начал два года назад это строительство и который по приказу Минздрава был уволен в конце прошлого года, дал множество интервью, отмечая, что связывает свое увольнение с попыткой отдельных должностных лиц Минздрава захватить его детище. Тогда же прозвучало и то, что накануне указанного события Минздрав навязал «Охматдету» новые правила игры — новый устав, согласно которому Минздрав становился распорядителем имущества учреждения. Несговорчивого директора уволили. И только многочисленные вмешательства в это дело СМИ и массовые протесты работников учреждения заставили Минздрав пойти на уступки — Гладуша вернули в «Охматдет» на должность главного врача. Буря утихла. Но за кадром так и остался имущественный вопрос...

Интересно делили (пардон, перераспределяли) остальные деньги. По программе 3511210 «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию территорий» было выделено 348,037 млн грн. Эти 348 с лишним миллионов распределили дивным образом. Запорожская область получила 40 млн грн, Донецкая — 38,327 млн, Днепропетровская — 36 млн, АР Крым — 24,66 млн, Харьковская и Луганская области — по 24 млн, Одесская — 18 млн, Волынская — 15,1 млн, Полтавская — 15 млн, Николаевская — 12 млн грн. На этом «ярмарка неслыханной щедрости» закрылась. Остальным областям кинули объедки с барского стола: кому 9 млн (Закарпатской, Киевской, Кировоградской, Херсонской, Хмельницкой, а Черкасской — даже на полмиллиона больше), кому 6–7 млн грн (Винницкой, Житомирской, Черниговской и Черновицкой), а кому только 5 млн грн (Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской). Меньше всех выделили Ровенской области и г. Севастополю — по 3 млн грн. На какие именно «меры социально-экономического развития» деньги выделялись — неизвестно.

Перераспределили и 525 млн грн, которые раньше предназначались Министерству экономического развития и торговли на бюджетную программу 1207020 «Статистические наблюдения и переписи». Потому что это, опять-таки, «расходы потребления». И не имеет значения, что только статистические наблюдения, в отличие от сухих и обычно ложных отчетов, дают более или менее реальную картину экономического состояния страны, позволяют прогнозировать поведение экономики и хоть как-то влиять на нее. Теперь никто ничего не будет наблюдать и переписывать. Статистика нам не нужна, потому что портит картину «покращення». На что же пустят эти более чем полмиллиарда гривен? Конечно же, «на меры, направленные на активизацию развития экономики». А именно... 295,1 млн грн будет потрачено на создание и функционирование единого государственного демографического реестра населения. Того самого, что связан с печально известными биометрическими паспортами, о которых в прошлом году много спорили. Сторонники новации говорили, что это облегчит выезд за границу, противники — что это приведет к тотальному контролю государства над гражданином. Сегодня, когда эта шумиха улеглась, государство тихо продолжает гнуть свою линию.

30 млн грн запланировано на уплату задолженности за поставку в 2012 году медицинского оборудования отечественного производства. Медицинское оборудование нам действительно нужно, но все же хочется получить ответы на три вопроса: «Какое именно оборудование? Куда поставляли? И кто именно поставлял?».

Хотелось бы верить, что следующие 29,3 млн грн таки дойдут до адресата. Потому что выделены они Национальному институту фтизиатрии и пульмонологии им. Ф. Яновского НАМНУ на капремонт, реконструкцию зданий и сооружений и приобретение медоборудования. Возможно, это хоть как-то поспособствует борьбе с эпидемией туберкулеза, которая приобрела в Украине угрожающие масштабы. В первую очередь из-за несоблюдения элементарных мер профилактики.

Остальное — 20,6 млн грн — пойдет на установку памятника жертвам украинского Голодомора в Вашингтоне... Кстати, на днях деньги на это уже выделили, о чем широко проинформировали общественность. Официальные источники объявили, что это финансовая поддержка обеспечения международного положительного имиджа Украины и проведения мероприятий по поддержке связей с украинцами, проживающими за пределами страны. А еще правительство постановило выделить государственные средства на изготовление, транспортировку и установку памятника Т. Шевченко в Казахстане в г. Астане.

Кроме того, согласно постановлению правительства, бюджетные средства пойдут также на «джинсу», да не простую, а «фирменную», то есть на «обеспечение сотрудничества с ведущими зарубежными средствами массовой информации с целью размещения положительных публикаций об Украине и на организацию и проведение за рубежом форумов, конференций, экспертных заседаний за круглым столом, пресс-мероприятий, чтобы донести до зарубежной общественности информацию о приоритетах внешней политики Украины».

Все эти бюджетные расходы в целом, по официальной версии, направлены на активизацию развития экономики...


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter