Новости
Ракурс

Школа: 12 лет за партой

3 авг 2015, 14:36

Совсем скоро школьный звонок позовет детвору на урок, самых маленьких — на первый в их жизни. Родители будущих первоклассников до последнего момента колеблются, в какую именно школу отдать свое чадо. Ведь теперь время совершенно новых критериев выбора учебного заведения, да и вообще систему среднего образования ждут кардинальные изменения. Как не ошибиться и выбрать достойное заведение для ребенка, и какой станет школа будущего, узнавала корреспондент «Ракурса».


.

Страна знаний открывает двери

Если раньше взрослые искали опытного учителя или решали дилемму — выбрать учебное заведение возле дома или лучшую школу за несколько кварталов, — то теперь при выборе учебного заведения родители прежде всего начали учитывать успешность его выпускников — то есть чем больше в школе умных деток с высокими баллами ВНО, тем выше там качество обучения.

В этом году родителям поможет сориентироваться рейтинг общеобразовательных учреждений (7 264 школы со всей Украины), составленный Украинским центром оценивания качества образования по результатам тестирования по украинскому языку и литературе. Ведь в 2015 году ВНО по родному языку (в результате объединения с государственной итоговой аттестацией) сдавали все выпускники школ, независимо от намерений продолжать образование в университетах.

Наилучшие результаты показали львовские школьники: из первой двадцатки аж восемь школ — из города Льва, шесть — из Киева, три — из Ивано-Франковской области, две — с Днепропетровщины. Причем если рекордные результаты по знанию украинского продемонстрировали в гуманитарных учебных заведениях, почетное 16-е место в рейтинге занял Черкасский физико-математический лицей. А вообще в первой сотне лучших преобладают школы из Львовской области и столицы. Отстают же в рейтинге учебные заведения Закарпатской области, где среди учеников много представителей нацменьшинств.

Впрочем, безусловно, родители будут выбирать будущую школу в пределах своего места проживания (города, района, микрорайона). Однако результаты ВНО стали настолько весомым аргументом, что родители учеников 7–9 классов уже задумываются над тем, чтобы перевести ребенка в другое учебное заведение. «Хотим перевести дочь в лицей в Дарницком районе — там дети показали хорошие результаты по тестированию, — рассказывает мама девятиклассницы Ирина Кравчун. — Давно слышала положительные отзывы о преподавании в этом лицее, который стал третьим во всеукраинском рейтинге по результатам ВНО по языку. Хорошо, когда в школе стимулируют учащихся к здоровой конкуренции, поощряют стать лучшими в классе, получить основательные знания по различным предметам».

Какой станет украинская школа?

В то же время Министерство образования и науки готовит постепенные, но кардинальные изменения в системе среднего образования. Поэтому и министерство, и профильный комитет подготовили свои проекты закона «Об образовании». Представители общественности, профильного комитета, эксперты-педагоги, которые вошли в целевую группу реформ при Минобразования, объединили эти проекты в один и вынесли его текст на общественное обсуждение. Поэтому все заинтересованные в реформировании образования могут внести свои предложения.

Какой будет школа будущего, беспокоит не только учителей и директоров учебных заведений, а в первую очередь учащихся и их родителей. Наиболее весомым изменением станет переход на 12-летнюю систему обучения: пять лет продлится начальная школа, четыре — базовая и не менее трех — старшая профильная. «Если молодой человек учится по академическим направлениям, то может получить определенный профиль: по гуманитарным, естественным, техническим специальностям и т. д., — объясняет первый заместитель министра Инна Совсун. — Если ученик выбирает профессиональный лицей, который может быть переформатирован из профессионального училища, он, помимо получения полного общего среднего образования, сможет также получить определенную рабочую квалификацию. Причем выбор профессионального лицея не означает закрытый путь к университетскому образованию. Во многих странах есть норма: если человек пошел по профессиональному направлению после базовой школы, он не может поступать в университет. Мы же эту опцию оставляем открытой. В случае прохождения ВНО человек оставляет за собой право поступить в университет, но у него к тому же будет определенный профессиональный бэкграунд — рабочая профессия, которую он получит в рамках полного общего среднего образования».

В министерстве уверяют, что 12-летнее образование существует в подавляющем большинстве европейских стран. Впрочем, важно, что это позволяет отсрочить момент принятия решения о дальнейшем обучении или выходе на рынок труда. «На сегодняшний день мы видим, что дети, которые заканчивают школу в 16 лет, часто не готовы к принятию правильного окончательного решения, с которым в дальнейшем будет комфортно жить и работать, — объясняет И. Совсун. — Часто студенты на 2–3 курсах понимают, что они вступили не туда, сделали неправильный выбор в жизни. Для большинства из них это уже поздно, студенты боятся изменить траекторию своего образовательного процесса и, к сожалению, остаются с профессией, которая им неинтересна или для которой у них нет достаточных способностей».

Шаг за шагом

Профильная старшая школа поможет подростку в 14–15 лет попробовать себя в определенном направлении. Если молодой человек еще в школе поймет, скажем, что физмат ему совсем не по душе, то сможет поступить в университет на другое направление. Ведь в XXI веке существенно возросли требования к объему знаний, умений, которыми должен обладать выпускник, чтобы участвовать в жизни общества. Втиснуть минимально необходимое количество знаний в 11-летнюю программу невозможно, убеждены педагоги.

В то же время введение 12-летки не является примитивным «растягиванием» действующей школьной программы. Напротив, педагоги обещают разработать новые учебные программы, соответствующие уровню развития ребенка в определенном возрасте. Как следствие — придется разрабатывать и новые школьные учебники, которые тоже будут отвечать навыкам и способностям учащихся соответствующего возраста. «На сегодняшний день учебники в значительной степени являются неинтересными для учащихся. Это, конечно, не формирует стремления к обучению у самих учащихся. Очень часто люди, занимающиеся написанием учебников в Украине, не понимают, как можно их писать иначе. Следует менять психологию авторов учебников и подходы, по которым составляются школьные учебники», — убеждена первый замминистра.

Менять систему среднего образования следует комплексно. Поэтому учебные программы 12-летней школы начнут действовать с 2017 года. И только потом можно будет говорить о сокращении программ подготовки в высшем образовании. Например, в Великобритании, где дети «грызут» гранит науки 12 лет, бакалавриат длится три года, магистратура — всего год. В Украине со временем тоже планируют прийти к подобным изменениям, однако только для отдельных специальностей.

Экзамен для учителя

Важным аспектом является и то, что изменятся подходы в управлении образованием. К примеру, на сегодняшний день один и тот же орган создает условия для деятельности учебного заведения и одновременно проводит его аттестацию, инспектирование, проверку деятельности. Согласно новому закону, функцию проверки возьмет на себя специальное агентство по обеспечению качества образования, которое выводы экспертиз будет направлять в органы управления.

Также предполагается создать новую мотивацию для учителей: они по-новому будут проходить аттестацию и повышение квалификации.

Аттестация учителей будет проходить объективно и независимо. Учитель по своему усмотрению будет выбирать, в каких учреждениях или организациях проходить курсы повышения квалификации (сегодня фактически нет другого выбора, кроме как идти в областной институт последипломного педагогического образования). Педагоги, которые пройдут сертификацию, получат высшую категорию и будут иметь прибавку к зарплате.

Также важно, что показные «открытые» уроки, которые готовятся за месяц, наконец-то уйдут в прошлое. Поэтому специалисты-педагоги (экспертная комиссия из квалифицированных педагогов) будет анализировать, как учитель проводит обычный урок, умеет ли работать со школьной аудиторией, эффективны ли его педагогические методики. Знание предмета учителем проверят обычным тестированием.

Поэтому надеемся, что постепенные шаги реформ приведут прежде всего к повышению уровня качества образования в украинских школах. А пока педагоги принимают дельные предложения по улучшению работы сферы образования и планируют доработанный законопроект уже в сентябре представить на рассмотрение парламента.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter