Новости
Ракурс

Вектор президента и родильная горячка реформаторов

У нас есть история вялотекущих судебных реформ длиною почти в четверть века, недавно прервавшаяся бурным фейерверком преобразований, закономерно не давших декларируемого результата. У нас есть два Верховных суда и почти два (откровенно говоря, вполне стоящих друг друга) председателя Конституционного суда, целесообразность которого, учитывая результаты его неспешной деятельности преимущественно «на заказ», вызывает обоснованные сомнения. Обычный люд веру в правосудие так и не обрел, а оттого не слишком и расстроен тем, что доступность судов для него сморщивается, становясь все меньше год от года, власть от власти.


.

Впечатления от последних двухдневных парламентских баталий за закон, в названии которого, по иронии судьбы, фигурировало судейское управление, оставляют ощущение, что дальше будет так же весело. И вполне разумные, и чисто популистские правки деятелей, в очередной раз оказавшихся нынче в оппозиции, как правило, разбивались о непреклонность представителей большинства, озвучиваемую г-жой Венедиктовой, стоящей на страже какой-то принципиально новой модели, предусмотренной президентским законопроектом. И выглядело так, что почти каждая предлагаемая правка несла угрозу совершенной целостности этой модели. Загадочно и многозначительно звучало речитативом также словосочетание «вектор президента».

Судя по голосованию, парламентское монобольшинство поверило на слово, что если хорошенько уцепиться за этот вектор, он выведет корабль судебной реформы к вожделенным берегам. Что именно ждет всех нас на этом берегу, непосвященным пока что непонятно. Единственное, что уже отчетливо замаячило в туманной дали, — это переподчинение судебной системы новой власти.

Председателю Верховного суда Данишевской парламентарии, явно куражась, выделили для выступления ровно минуту своего драгоценного времени.

Итак, перезагрузка Высшей квалифкомиссии и чистка Высшего совета правосудия выглядят как позитив. Но эти пертурбации и сокращение количества членов ВККСУ сделают невозможным исполнение обещания президента быстро решить кадровый вопрос в судах. Первая инстанция и апелляция зависнут на неопределенное время. Речь идет о 2000 судейских должностей.

Формирование ВККСУ «сборным отрядом» с участием международных представителей — позитив. Да, мы дожили до такого позора, что неспособны сами сформировать себе суды и, похоже, на данный момент нет иного варианта, кроме как пока что смириться с этим. Создание Этической комиссии с решающей ролью в ней «иностранных консультантов» — тоже, учитывая наши реалии, позитив. Но участие в ее работе действующих членов Высшего совета правосудия, которые будут отбирать кандидатов в члены ВСП и увольнять своих коллег, — сомнительно. Сокращение сроков привлечения судей к дисциплинарной ответственности — опасный популизм.

Таким образом, пока что следование президентскому вектору парламентским большинством, все еще идущим дружным клином, привело к созданию лоскутного одеяльца, в котором причудливо перемежаются наскоро сшитые между собой в хаотическом порядке добротные куски качественной импортной ткани с наспех подобранными прохудившимися лоскутками-обносками, завалявшимися дома. Из последних местные умельцы много лет что-то лепили-сшивали, но так ни разу и не довели дело до конца, лишь затерли так, что первоначальный рисунок уже и не разглядеть. Понятно, что качество такого одеяльца оставляет желать лучшего и определяется крепостью самого ветхого, молью траченного элемента.

Государственное мышление у нынешних также отсутствует начисто. Нет понимания того, что каждая новая власть не может перетряхивать все суды заново по своим правилам. Что люди, прошедшие непростые и беспрецедентные конкурсы, могут отправляться на них снова лишь в том случае, если есть доказательства, что конкурс пройден ими нечестно. Например, как те, под кого изменили правила за ночь, или те, кто, как утверждает представитель президента в КС, на самом деле вообще не проходили тестирование.

Преодолевшим все конкурсы и достигшим вершины судейской карьеры в Верховном суде новая власть не должна предлагать «усилить собой» апелляционные суды лишь потому, что количество судей решено безо всякого обоснования скостить вдвое. Вполне допускаю, читая решения Верховного суда, что часть его судей уже созрела для того, чтобы «усилить собой» не низшую судебную инстанцию, а специализированное учреждение в Макошино, но это должно осуществляться по прозрачным четким правилам, а не наобум. Иначе от правил, законов, принципов, преемственности, а значит, и государства, не остается ничего. Нельзя вот так просто, без далеко идущих последствий для общества, лишать должностей, урезать обещанные государством зарплаты. Да, они баснословны по нашим меркам. Но раз уж их обещало государство, единственное, что можно и должно сделать, — заставить судей отработать их обществу в полной мере. Честно, профессионально и непредвзято.

Из того, что уже очевидно на данный момент, можно сделать промежуточный вывод: Храм Правосудия новые реформаторы воздвигать не собираются. В противном случае перво-наперво речь шла бы о целостном проекте и, прежде всего, о надежном фундаменте. Пока что ограничиваются вышеупомянутым одеяльцем, еще не понимая, что при следующей же смене власти оно рукодельников не согреет и не защитит. Согреться им можно, лишь находясь при власти, с утратой которой оно моментально перелицовывается следующими реформаторами. Надежно укрыться можно лишь в Храме Правосудия. Но до его возведения в нашей стране еще ни у кого не доходили руки. 

Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter