Ракурсhttps://racurs.ua/
Швидкої допомоги більше не буде
https://racurs.ua/ua/122-shvydkoyi-dopomogy-bilshe-ne-bude.htmlРакурсСкорую помощь разделят на экстренную и неотложную медицинскую помощь.
.
Согласно Закону Украины «Об экстренной медицинской помощи», который вступил в силу в нынешнем году, службу скорой помощи ждут большие перемены. О них должны знать не только медики, но и пациенты, если хотят, чтобы в случае необходимости их вызов был принят.
В законе четко прописано, что отныне бригада медиков должна прибыть на вызов: в городе — за 10 минут, в сельской местности — за 20.
Правда, есть большие сомнения, что за указанное время машина «скорой помощи» успеет преодолеть пробки и заторы, которые случаются не только в городах-миллионниках, но и в населенных пунктах поменьше. В сельской местности другая проблема — нынешней зимой после сильных снегопадов надолго остались отрезанными от всего мира не только отдаленные села, но и райцентры. Законодатели вроде бы учли реалии нашей жизни: закон разрешает увеличить время прибытия бригады «с учетом метеорологических условий, сезонных особенностей, эпидемиологической ситуации и состояния дорог». Но «не более чем на 10 минут».
Медиков предупреждают, что за опоздание «скорой» их будут штрафовать — лишать доплат за интенсивность труда и т. д. Но что такое 10 дополнительных минут в наших условиях? В нескольких областях случилось так, что женщинам пришлось рожать в экстремальных условиях — машины «скорой помощи», застряв в сугробах, не смогли вовремя доставить рожениц в лечебные учреждения. О том, сколько больных по той же причине осталось без медпомощи, статистика умалчивает.
Сегодня, по данным профсоюза работников скорой помощи столицы, оптимальное время для прибытия бригады — от 40 до 60 минут. Это зависит от многих факторов — состояния дорог, освещенности улиц и даже наличия номеров на домах. Но главное — от уровня финансирования «скорой помощи», составляющего на сегодняшний день около 25—30 % от потребности. К сожалению, закон, определяя пути реформирования службы, не предусматривает выделения дополнительных средств из госбюджета на ее развитие. Все расходы возложены на областные и городские бюджеты, а ответственность — на местные власти.
Осилят ли они такую ношу? Смогут ли обеспечить бесперебойную работу «скорой помощи»? Ситуация, сложившаяся в Киеве, заставляет усомниться в этом. Летом максимальное количество вызов за сутки составляло около тысячи, зимой —почти две тысячи. Медики работают на пределе —бригады не укомплектованы, не хватает почти 160 врачей. Закрыть эти вакансии не удается, поскольку трудно найти желающих работать за мизерную зарплату в таких напряженных условиях. У медиков «скорой» сложный график —они несут вахту не только в праздничные и выходные дни, их часто отзывают из отпусков, но не всегда оплачивают сверхурочные. Причина проста — нет денег.
В главном управлении здравоохранения Киевской горгосадминистрации утверждают, что служба скорой помощи работает ритмично, с ее финансированием нет никаких проблем.
Однако задолженность «Киевмедавтотранса» в декабре прошлого года достигла 3,8 млн грн. Остается загадкой, как умудрялись выезжать на вызовы автомобили «скорой помощи», если не было денег ни на горюче-смазочные материалы, ни на запчасти. По словам водителей, они до сих пор ездят на летней резине, а запасные части приходится покупать за свои деньги.
«Главное финансовое управление КГГА подтвердило наличие серьезных проблем, — комментирует ситуацию Виталий Коваль, заведующий отделом Киевского профсоюза работников здравоохранения. — Мы неоднократно отправляли телеграммы в мэрию, сообщая о бедственном положении дел в «скорой помощи». И наконец-то получили ответ (№ 048-3-1-04/20034 от 26.12.2012 г.): «Вишукується будь-яка можливість для забезпечення фінансування невідкладних видатків, у тому числі і на придбання пально-мастильних матеріалів та запчастин для карет швидкої медичної допомоги. Станом на 26.12. 2012 р. на зазначені цілі, в межах можливого фінансового ресурсу, спрямовано коштів у сумі 2,6 млн грн, у тому числі на придбання палива — 2,3 млн грн, придбання запасних частин для машин (автошин) — 0,3млн грн, що дає змогу поступово зменшити вказану кредиторську заборгованість».
Но, как известно, бюджет Киева не утвержден, денег на медицину нет, долги опять нарастают.
Автопарк столичной службы скорой помощи устарел, многие автомобили, вместо предусмотренных шести-семи лет, работают больше десяти. Значительная часть оборудования эксплуатируется еще с советских времен. Бригады выезжают на вызовы, не имея набора аппаратуры, который считается обязательным в европейских странах, —в дефиците дефибрилляторы, кардиографы и даже глюкометры.
Правительство страны и руководство столицы неоднократно заявляли о своих планах кардинально изменить службу скорой помощи. Главное управление по вопросам чрезвычайных ситуаций КГГА обещало, что «не только спасатели, но и медики будут пользоваться вертолетным сообщением для оказания экстренной медицинской помощи». В бюджет Киева на 2012 год внесли заявку на покупку вертолета, а также выделили 16 земельных участков для обустройства вертолетных площадок. Планировалось, что все будет готово к Евро-2012. До начала футбольного чемпионата также обещали приобрести более 60 автомобилей «скорой помощи» за средства госбюджета. Не получилось. Медики утверждают, что на обслуживание Евро-2012 в столицу пригнали машины «скорой помощи» из других городов. Тогда же до лучших времен отложили идею разделения одной скорой на две — экстренную и неотложную медицинскую помощь.
Сегодня отступать дальше некуда, за спиной — Закон «Об экстренной медицинской помощи». Отныне диспетчер обязан тщательно сортировать вызовы. И хорошо подумать, прежде чем отправлять бригаду, напомнив ей о 10 минутах, отведенных на дорогу.
Такая скорость —только для экстренной помощи. Ее будут оказывать в тех случаях, когда пациент потерял сознание, когда появились судороги, внезапные расстройства дыхания, резкая боль в области сердца или в животе, наружное кровотечение или серьезные травмы. Экстренную помощь обязаны также оказывать тем, с кем случилась беда —ранение, перелом, поражение электрическим током или молнией, асфиксия, переохлаждение, ожоги.
Неотложную помощь придется ждать пациентам, чья жизнь, по мнению авторов закона, вне опасности. К таким состояниям отнесли обострения почти всех хронических заболеваний — от гипертонии до язвы желудка и камней в почках. Правда, только в тех случаях, когда больной находится под присмотром семейного или участкового врача.
Это правило может привести к многочисленным конфликтам. Диспетчер, имея списки болезней и травм для неотложной и экстренной помощи, будет принимать вызовы, не особо вникая, прикреплен пациент к семейному врачу или нет. То, что врачей на первичном уровне катастрофически не хватает, знают все. Но это ведь не повод для диспетчера нарушать инструкцию.
Гипертонический криз или головокружение может закончиться инфарктом или инсультом, язва желудка —внутренним кровотечением. В таких случаях счет идет на минуты. Дождется ли пациент в таком состоянии «неотложку», которой разрешено ехать на вызов втрое дольше, чем бригаде экстренной помощи, — одному богу известно. Не будут спешить и к тем, у кого внезапно поднялась температура, появился кашель, без внимания оставят жалобы онкобольных на усиление боли, а также тех, кто страдает от хронических заболеваний печени, почек и т. д.
Новый закон вызвал неоднозначную реакцию в обществе. И врачи, и пациенты давно ждут перемен к лучшему. Служба скорой помощи нуждается в реформировании. Но разве эффективность ее работы зависит лишь от того, как она будет называться? Бригада экстренной медицинской помощи, согласно закону, в круглосуточном режиме оказывает экстренную медпомощь на месте происшествия или во время транспортирования в больницу человека в неотложном состоянии. При этом на медпрепараты выделяется в лучшем случае 35 грн на выезд. Даже если случится чудо — машина не попадет в пробку, доберется быстро, как и чем врач будет оказывать экстренную медпомощь, если под рукой только носилки да пустой чемоданчик?