Экс-судья КС назвал восемь шагов для установления мира в Украине
https://racurs.ua/1077-eks-sudya-ks-nazval-vosem-shagov-dlya-ustanovleniya-mira-v-ukraine.htmlРакурсРоссия, находясь в состоянии затяжного кризиса, развязала вооруженную агрессию против Украины. Ее цель заключается в продолжении имперской политики в отношении Украины другими средствами. Кремль пытается получить ряд стратегических преимуществ для реализации такой своей политики.
Во-первых, вооруженной агрессией Россия фактически поддерживает существующий автократический режим в Украине, чтобы его же руками предотвратить необходимые для построения национального украинского государства преобразования.
Во-вторых, войной, а как следствие — и переговорами в контролируемых ею форматах Москва уничтожает легитимность органов государственной власти руками самой украинской власти.
Два примера, подтверждающие приведенные утверждения. Первый — Банковая заставляет Конституционный суд Украины не признавать состояние войны, существующее объективно из-за военных действий и аннексии Крыма, чтобы получить формальное разрешение на внесение изменений в Конституцию, продиктованных Москвой и формально предложенных президентом Украины. Второй — Банковая заставляет парламент немедленно внести изменения в Регламент Верховной Рады, чтобы получить возможность игнорировать нормы ст. 155 Конституции.
На первом этапе конституционную легитимность теряет не только Банковая, позволяющая себе давить на судей Конституционного суда (в странах, в которых царит демократическая модель управления, осуществление незаконного воздействия на судей является достаточным поводом для начала процедуры импичмента), но и сам Конституционный суд, судьи которого постановили заведомо неправосудное решение от 30 июля 2015 года относительно децентрализации власти.
На втором этапе свою легитимность теряет парламент, который своим существованием призван обеспечивать легитимность всех органов исполнительной власти.
Опираясь на украинских чиновников, Москва уничтожает институциональную способность украинского общества осуществлять свою власть. Ведь единственным носителем власти является народ. Он осуществляет свою власть через органы государственной власти, которые он для этого выбирает и тем самым их контролирует. Выборы в органы государственной власти, осуществление демократического контроля над их деятельностью — это и есть механизм реализации суверенитета. Если потеряна легитимность органов государственной власти, то общество теряет суверенитет, то есть государство перестает существовать.
Демократическое государство, чтобы быть таковым не только формально, но и фактически, при выполнении своих функций опирается на право, четко согласовывает все свои действия с ним и ориентируется в своей деятельности на него.
Победа в войне, которую развязала и ведет Россия против Украины, будет невозможной без возврата деятельности всех без исключения органов государственной власти в русло всеобъемлющей и безусловной легитимности.
Поэтому следующие действия, которые должен безотлагательно предпринять парламент Украины, являются фундаментом победы Украины в войне. Верховная Рада должна начать процесс восстановления в полном объеме права народа Украины на суверенитет, на собственное национальное государство, которое должно предстать в качестве демократического правового социального европейского государства.
Восемь шагов к победе и справедливому миру, на основании всеобъемлющего суверенитета народа Украины
1. Верховная Рада должна определиться с правовым статусом конфликта на Востоке и Юге Украины, исходя из объективного положения вещей и происходящих там событий.
Это определение должно быть сделано, исходя из принципов конституционализма, норм Конституции и законов Украины, в частности, закона «Об обороне Украины».
Процесс определения правового статуса конфликта на Востоке и Юге Украины должен включать его оценку и дефиницию с точки зрения Международного права, в частности Устава ООН, Конвенции ООН о защите гражданского населения во время войны, Конвенции ООН об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, Конвенции ООН об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, Женевской конвенции об обращении с военнопленными и определения агрессии, одобренного резолюцией 3314 (ХХІХ) Генеральной ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 года.
Для ускорения процесса определения правового статуса конфликта на Востоке и Юге Украины Верховная Рада должна безотлагательно создать международную экспертную комиссию, к работе которой следует привлечь экспертов по международному праву, имеющих надлежащую аккредитацию при одном из шести главных органов ООН — Международном суде ООН и Международном уголовном суде.
2. Верховная Рада должна немедленно и безусловно ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда.
3. Верховной Раде следует создать парламентскую комиссию, в состав которой должны войти эксперты по международному праву, аккредитованные (признанные) при Международном суде ООН, по определению правового статуса так называемых Минских соглашений, последствий и легитимности их имплементации.
4. Исходя из трагического опыта злоупотребления властными полномочиями, в том числе в части применения насилия против мирных протестов, Верховная Рада должна безотлагательно принять соответствующее постановление, которым ввести мораторий на применение силы против мирных протестов в Украине, в какой бы форме те ни были организованы, если они имеют целью засвидетельствовать политические требования общества к органам государственной власти.
Постановление о моратории на применение силы должно содержать четкие и однозначные ссылки на конституционную обязанность, возложенную на Верховную Раду, в осуществлении парламентского и демократического (то есть через обеспечение легитимности правительства) контроля за деятельностью всех, в том числе и так называемых силовых органов и подразделений исполнительной власти.
Это постановление должно указать на недопустимость и незаконность каких-либо указаний или распоряжений органам исполнительной власти, в том числе и силовым, со стороны президента Украины или его администрации, правительства, ведомств, учреждений или служб государства, которые не согласованы с Верховной Радой и не позволены посредством надлежащих процедур осуществления конституционной функции демократического контроля парламента.
5. Парламент официально, путем принятия постановления Верховной Рады, должен обратиться к президенту Украины, полномочия и обязанности которого определены Конституцией, с требованием неукоснительного соблюдения им самим и персоналом его администрации требований ст. 19 Основного Закона Украины относительно обязанности действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, а также указать на недопустимость нарушения ее предписаний.
В этом постановлении Верховная Рада должна вернуть для надлежащей процедуры рассмотрения и принятия всех законов, принятых парламентом на протяжении 2014–2016 годов, обнародованных и подписанных президентом, тексты которых отличаются от тех, которые рассматривались на заседании Верховной Рады. В первую очередь это касается законов о выборах, о бюджете, о внесении изменений в Конституцию.
Президент должен отозвать с рассмотрения все законопроекты, касающиеся внесения изменений в Конституцию, и не инициировать новых, пока не будет окончательно установлен международно-правовой характер военных действий на Востоке и Юге Украины и легитимность так называемых Минских соглашений.
В случае, если он немедленно не отзовет все свои законодательные инициативы о внесении изменений в Конституцию и имплементации Минских соглашений и будет блокировать надлежащую правовую, в том числе и международно-правовую, оценку объективного состояния войны с Россией и определения международно-правового статуса Минских соглашений, то Верховная Рада должна согласно ст. 111 Конституции немедленно начать процедуру импичмента.
6. Опираясь на принципы конституционализма и норм Конституции, Верховная Рада признает, что парламентаризм является основой легитимности правительства. Для реализации этой конституционной обязанности парламент должен определиться с наличием необходимого для обеспечения легитимности правительства правительственного большинства. Для этого Верховная Рада в течение нынешней сессии должна объявить и провести процедуру конструктивного вотума недоверия, который будет опираться на поименное голосование всех депутатов, избранных в состав парламента VIII созыва.
Правительство должно или подтвердить наличие в Верховной Раде правительственного большинства, чего требуют принципы конституционализма и нормы Конституции для продолжения его работы и легитимности, или должно быть создано новое правительственное большинство.
При этом процедура формирования и легитимация такого правительственного большинства должна опираться исключительно на принципы конституционализма и нормы Конституции, где в состав правительства могут войти только депутаты Верховной Рады, получившие мандат в результате выборов в октябре 2014 года, а сама правительственная коалиция может быть сформирована исключительно без учета внефракционных депутатов, что следует из ст. 83 Конституции.
7. Исходя из признания того факта, что из-за систематических нарушений президентом, правительством и парламентом Украины основ конституционализма и норм Конституции и законов, легитимность демократических процедур парламентаризма в Украине почти маргинализирована, а судебный конституционный контроль уничтожен как таковой, Верховная Рада должна принять постановление о добровольном моратории на любые законодательные инициативы со стороны народных депутатов, принимая на рассмотрение в соответствии с надлежащими и легитимными процедурами только те законопроекты, которые были внесены на ее рассмотрение правительством, подтвердившим свою легитимность посредством надлежащей процедуры конструктивного вотума (не) доверия.
8. Исходя из полномочий парламента определять основы внешней политики (ст. 85 Конституции), Верховная Рада до момента установления правового характера военного конфликта с Россией, международно-правового статуса так называемых Минских переговоров и легитимности имплементации их результатов должна принять решение о немедленном и безусловном отзыве украинской делегации и членов так называемой контактной группы по переговорам в Минске.
Верховная Рада должна принять постановление о необходимости выведения переговорного процесса по военному конфликту с Россией на уровень международной мирной конференции, которая должна состояться в Женеве или Гааге на основе международного права, в частности Устава ООН, Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 5 декабря 1994 года, Римского статута Международного уголовного суда.
Сторонами, которым следует созвать такую конференцию, на стороне Украины должны стать прежде всего те государства, которые подписали Будапештский меморандум 1994 года, чем они подтвердят свое намерение придерживаться своих обязанностей, вытекающих из этого акта международного права.
Одним из результатов такой конференции должно быть образование международного суда (трибунала) по рассмотрению военных преступлений и актов агрессии со стороны СССР и России, или, если Россия будет признана этим судом правопреемником СССР, то только России по аналогии с Международным трибуналом для бывшей Югославии (МТБЮ), который был создан Советом Безопасности ООН 25 мая 1993 года.
В этой связи Верховная Рада должна безотлагательно создать комиссию, к работе которой пригласить экспертов по международному праву, имеющих надлежащую аккредитацию при одном из шести главных органов ООН — Международном суде ООН, чтобы дать надлежащую международно-правовую оценку всем соглашениям, заключенным Украиной, и подписанным правительством или президентом в ее имени документов после распада СССР, особенно Соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 года, подписанного Украиной 25 мая 1992 года.
Результатом работы этой комиссии должен стать текст официального иска в Международный суд ООН об определении правового статуса страны, которая с 25 декабря 1993 года носит название Российская Федерация, с учетом того факта, что 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете этой республики.
По результатам работы этой экспертной комиссии Верховная Рада должна безотлагательно принять постановление о направлении иска в Международный суд ООН об определении международно-правового статуса России, правомерности ее членства в ООН и органах ООН, в частности в Совете Безопасности ООН и необходимости безоговорочного и всеобъемлющего возобновления действия Устава ООН в части процедуры членства в ООН, что заставляет подтвердить членство России в ООН на общих, предусмотренных Уставом ООН условиях.