Новости
Ракурс

Кто станет стрелочником в истории с вакциной против полиомиелита

16 фев 2016, 09:09

Массовая вакцинация против полиомиелита, которую Минздрав планировал провести в сжатые сроки, резко затормозила свой ход. Третий тур, объявленный еще 25 января, продлили до конца февраля, хотя изначально на каждый тур отводилось всего по две недели.


.

Заместителю министра здравоохранения Игорю Перегинцу, который курирует это направление, Генеральная прокуратура Украины прислала повестку. Новость активно обсуждают в медицинских кругах, гадая, что будет дальше. Чиновника вызывает на допрос Главное следственное управление ГПУ в рамках досудебного расследования уголовного производства, открытого в конце прошлого года. Ему инкриминируют правонарушение, предусмотренное Уголовным кодексом (ч. 2 ст. 367), в частности, злоупотребление служебным положением при проведении вакцинации от полиомиелита вакциной, полученной в качестве гуманитарной помощи от правительства Канады.

О чем конкретно пойдет разговор в кабинете следователя, трудно сказать. Нарушений было так много, что вряд ли все закончится одним допросом. Появилась масса фактов, подтверждающих, что руководство Минздрава, планируя проведение массовой вакцинации детей, нарушило и нормы законодательства, и научно обоснованные рекомендации ученых и специалистов, занимающихся инфекционными болезнями в целом и полиомиелитом в частности.

Цепочка злоупотреблений началась еще в мае прошлого года, когда из Франции в Киев (на склады «Укрвакцины») доставили большую партию живой вакцины ОПВ в размороженном виде. В документах фирмы-производителя четко написано: повторная заморозка не допускается.

Эксперты акцентируют внимание на том, что соблюдение температурного режима чрезвычайно важно для любого фармпрепарата, а тем более для живой вакцины. В замороженном виде (при минус 20) она может храниться два года, в размороженном — только шесть месяцев.

О том, что повторная заморозка недопустима, было написано и в инструкции на украинском языке, которую в свое время утвердил Государственный экспертный центр (ГЭЦ) при регистрации вакцины. В Минздраве и «Укрвакцине» долго изучали документы, решая, что делать. Через три недели замминистра И. Перегинец дал указание — вакцину повторно заморозить.

С официального сайта ГЭЦ исчезла инструкция к вакцине ОПВ. Хотя на других интернет-ресурсах, имеющих отношение к фармации, без труда можно найти описание вакцины и условия ее хранения, содержащие запрет на повторную заморозку. Поднялся шум. Медики, фармацевты и пациентские организации требовали провести дополнительные исследования ОПВ, чтобы получить информацию о ее качестве и безопасности. Их сразу же обвинили в организации антивакцинальной кампании.

Чиновники Минздрава, ссылаясь на производителя, заявили, что «вакцину против полиомиелита можно замораживать хоть 10, хоть 180 раз». Но при этом не уточнили, что такие эксперименты проводились в период разработки — для изучения свойств вакцины, а не с готовой продукцией.

Следующее звено в цепочке нарушений — распоряжение о проведении трех туров вакцинации живой вакциной ОПВ всех детей в возрасте от 0 до 10 лет. Ученые Института инфекционных болезней им. Громашевского выступили категорически против такого решения. Согласно национального календаря прививок, который является обязательным для выполнения, ребенок должен получать первые две прививки против полиомиелита только инактивированной вакциной ИПВ. Лишь после этого разрешается использовать живую вакцину ОПВ.

Еще не закончился первый тур массовой вакцинации, как стало известно о смерти трех детей в Киевской области. Позже появилась информация и о смерти девочки в Винницкой области. Трагические случаи произошли после того, как дети получили прививки вакциной ОПВ.

В 2008 году была похожая ситуация — тогда после прививки против кори и краснухи (в тот же день) умер Антон, десятиклассник одной из краматорских школ. Это был старт массовой вакцинации, которую проводили по инициативе ЮНИСЕФ, предоставившей огромную партию вакцины в качестве гуманитарной помощи. Правительство отреагировало незамедлительно: массовую вакцинацию сразу же приостановили. Многочисленные комиссии, изучавшие тот случай, так и не дали четкого ответа на вопрос, что послужило причиной смерти здорового, спортивного юноши. Но кампанию свернули, а подаренную вакцину пришлось утилизировать за счет бюджетных средств.

Что сделали правительство и Министерство здравоохранения в 2015 году? Кабмин не заметил трагедии. А Минздрав тотчас объявил, что не видит связи между смертью детей и вакцинацией. Притом что не было никаких результатов исследований и экспертиз, которые бы подтвердили эту версию.

Как было отмечено на заседании Комитета здравоохранения парламента, за последние 25 лет в Украине ни разу не было выявлено причинно-следственной связи между прививкой и смертью ребенка. И никто никогда за это не понес ответственности. Хотя дежурная формулировка о том, что «связь не выявлена», вовсе не означает, что ее действительно искали.

Для обсуждения проблем, возникших во время массовой вакцинации против полиомиелита, на заседание комитета были приглашены не только чиновники Минздрава, но и начальник Управления здравоохранения Белоцерковского горсовета Анатолий Рогов. Он озвучил свою версию того, как и почему умер трехлетний малыш:

«Ребенок от первой беременности, родился доношенным, вес — 3,400. До трех лет он ничем не болел, получил все полагающиеся прививки. В августе, перед тем как идти в детсад, прошел комплексный медосмотр. Диагноз — здоров. Известно, что в сентябре и октябре мальчик перенес ОРВИ. Но 6 ноября, когда в детсаду проводили вакцинацию, он был здоров. Остальные дети, которым были сделаны прививки, не имели реакций и ни на что не жаловались. В диагнозе, подписанном патологоанатом, указана причина смерти — острая респираторная вирусная инфекция, кардиомиопатия. При вирусологическом исследовании были обнаружены аденовирусы в бронхах и легких».

Депутаты много раз задавали вопрос, какой серии вакцину использовали в Киевской области и, в частности, в Белой Церкви. Может быть, туда завезли ту серию, которая была повторно заморожена? Чиновники ушли от ответа.

Так и не удалось выяснить, почему не приостановили прививочную кампанию даже после того, как стало известно о четырех летальных случаях.

Депутатам не предоставили документов — ни актов судмедэкспертизы, ни результатов лабораторных исследований, которые бы подтвердили причину смерти, указанную в медкарточке. Насколько вообще можно доверять тем записям — должно разобраться следствие. По факту смерти ребенка открыто уголовное производство.

То, что в медицинскую карточку вписывают задним числом все, что должно доказать правильность действий медиков, ни для кого не секрет. Малыш был госпитализирован в больницу по скорой помощи, несколько дней находился на лечении, а когда состояние улучшилось, его выписали. До утра, к сожаленью, он не дожил.

В медицинской карточке, где была отмечена прививка, записано, что жалоб и нареканий у малыша нет. Стоят три даты, и против каждой — подпись медработника. Последняя дата — ровно через месяц после прививки. Жалоб точно не было, потому что ребенка уже не было в живых. Медики оправдываются: наблюдение за поствакцинальными реакциями нужно вести на протяжении 30 дней, вот и приходится записывать наперед — чтобы не забыть.

На основании таких «наблюдений» за реакцией детского организма на прививку и пишутся отчеты о том, что вакцинация прошла успешно, никаких осложнений и жалоб не было.

Несмотря на трагические случаи, совпавшие по времени с массовой вакцинацией, Минздрав не отступил от своих планов: 25 января объявил о проведении третьего тура. Чем окончательно разрушил доверие к вакцинации и со стороны родителей, и в медицинских кругах. Трудно найти учреждение или общественную организацию, которая бы сделала это «лучше», чем Минздрав.

Время было выбрано чрезвычайно «удачное». На следующий день было объявлено об эпидемии гриппа — эпидпорог по заболеваемости гриппом и ОРВИ был превышен в 20 областях.

Первый летальный случай от гриппа зафиксировали еще в декабре. А в январе за медицинской помощью ежедневно обращались десятки тысяч больных, количество жертв ОРВИ и гриппа резко увеличилось. 12 тысяч школ по всей стране были закрыты на карантин. Из 3,5 млн переболевших гриппом и ОРВИ более 60% — дети.

Никто — ни опытный врач, ни даже самая заботливая мама не может при таких обстоятельствах точно сказать, здоров сегодня ребенок или уже к ночи повысится температура. (В день прививки малыш из Белой Церкви, как записано в медкарточке, был здоров.) Как сообщили в Институте им. Громашевского, во время вспышек, а тем более эпидемии гриппа и ОРВИ, отменяются даже рутинные прививки. Тем более — массовые. Эту информацию подтвердили и специалисты санэпидслужбы, подчеркнув, что воздействие двух вирусов — гриппа и полиомиелита — может привести к непредсказуемым последствиям для детского организма.

Но руководство Министерства здравоохранения не видит повода для отмены массовой вакцинации. Даже в условиях эпидемии. Дети, вернувшиеся на занятия после карантина, приносят домой листочки с графиком проведения прививок. Столичные врачи нарекают на давление руководства, которое требует выполнения плана, пресекая любые напоминания об эпидемии гриппа. Многие медики задаются вопросом: кто будет стрелочником, если, не дай Бог, что случится?..

Открытое в декабре уголовное производство, очевидно, стало уроком для руководителей Минздрава. Ответственность за проведение третьего тура переложили на чиновников на местах — им предоставили право решать, когда и как проводить вакцинацию.

Главное, чтобы охват был не менее 95%.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter