Свободная торговля с Европой и война с Россией: новые рынки сбыта украинских товаров
https://racurs.ua/1101-zst-s-evropoy-i-voyna-s-rossiey-novye-i-starye-novye-rynki-sbyta-ukrainskih-tovarov.htmlРакурс«Ракурс» продолжает информировать наших читателей об изменениях на внутреннем и внешнем рынках, произошедших с 1 января 2016 года в связи с окончательным вступлением в силу Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС и зеркальным продуктовым эмбарго, которое также с нового года начало действовать между нашей страной и Россией.
Сегодня поговорим о том, как в эти сложные годы и в связи с вышеназванными событиями украинские бизнесмены находят возможности и ниши для экспорта своих товаров в различные страны мира на разных континентах.
За первое полугодие 2015 года Украина вышла на довольно хорошие показатели: профицит внешней торговли (или положительное сальдо) составил 2,89 млрд долл., что на 8,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Однако, по данным Госстата, за январь-ноябрь 2015 года (более свежих данных еще нет) положительное сальдо уже было гораздо скромнее — 249,5 млн долл. А это значит, что Украина испытывает определенные трудности с поиском новых рынков сбыта и потерей большого количества старых.
Изменение экспортных долей
Вместе с тем следует отметить, что такими же проблемными в этом смысле были и более «спокойные» годы при старой власти — 2012 и 2013 (падение производства, сложности с продвижением товаров на внешних рынках, отрицательное сальдо и т. д.). К примеру, положительное сальдо внешнеторгового баланса в 2014 году составило 3,88 млрд долл. (за 2013 год — отрицательное 8,51 млрд долл. — это в спокойный предвоенный период). То есть не все вырисовывается так уж плохо. Просто 2015 год в этом смысле оказался гораздо сложнее.
Конечно, учитывая недружелюбные и открыто захватнические действия России, украинские экспортеры начали терять эту страну с точки зрения сбыта товаров и услуг. Это же касается и других стран СНГ. Так, если в 2012 году доля экспорта наших товаров в страны СНГ составила 36,6% от общего показателя, то в 2013 — уже 34,8%. За 10 месяцев 2015 года Украина еще на 50% (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года) сократила объемы экспорта в страны СНГ (на 6,5 млрд долл.). Именно доля экспорта, приходящаяся на РФ, является довольно значительной — 12,8%. Однако уже не настолько, как несколько лет назад, когда этот показатель доходил до 25%.
Что касается сельскохозяйственных товаров и продуктов питания, то доля рынка РФ за последние годы (и не только военные) стремительно снижается и практически подбирается к нулевым отметкам. Так, доля российского рынка в экспорте украинской сельхозпродукции в 2015 году составила всего 2% против 8% за 2014 год. В денежном выражении это фактически «копейки». Несколько сотен миллионов долларов в противоположность многим миллиардам, которые были у нас раньше. То есть практически этих видов товаров в Россию из Украины не поступает. Однако бизнесмены аграрного и продовольственного рынка уже много лет не тосковали по своему «братскому» соседу.
Советский атавизм и европейское квотирование
По словам министра аграрной политики Алексея Павленко, российский рынок начал терять свою значимость в пользу рынков Европы, Африки, Азии и Америки. «Стратегическое значение российского рынка для Украины — это советский атавизм. По причине непрогнозируемости, искусственных ограничений, мясных и молочных войн, блокады нашей кондитерской отрасли украинские производители переориентировали свои взгляды на другие рынки. Успешная диверсификация позволила в значительной степени компенсировать недополученную выгоду от экспорта в РФ», — считает он.
И не в последнюю очередь это новые рынки стран ЕС. В целом, по данным Госстата, если в 2012 году в страны европейского содружества было экспортировано 24,9% товаров от общего показателя, в 2013 — 26,5%, то в прошлом году эта цифра приблизилась к 33,4%. Таким образом, европейские рынки действительно стали более открытыми для Украины, и бизнесмены стали прокладывать туда путь своим товарам, причем беспошлинно в рамках отдельных квот.
Что же пользуется спросом в государствах ЕС? Для начала напомним, что страны европейского сообщества для нашего государства ввели тарифные квоты на 36 видов продуктов. К ним относятся мясо птицы, говядина, свинина, мука, мед, молочные продукты и сухое молоко и т. п. То есть именно эти товары Украина может продавать в ЕС без пошлин, но только в рамках квотирования — определенных объемов. Конечно, экспортеры, исчерпав квоты, могут уже с пошлинами поставлять свои товары, если будет желание.
Как отмечают в Государственной фискальной службе (ГФС), за первую неделю действия ЗСТ Украины с ЕС было выдано около 1 тыс. сертификатов для беспошлинного экспорта украинских товаров в ЕС. Больше всего таких документов было выдано на товары, экспортируемые в Великобританию (451) и Австрию (280). В эти страны в основном ввозится наш яблочный концентрат для изготовления соков. Также 62 сертификата получили экспортеры, которые продают в Польшу прозрачное стекло, мед в Германию и Испанию (57 и 42 соответствующих сертификата) и семена и мед во Францию (35 сертификатов).
Конечно, в первую очередь в ЕС экспортируется сельхозсырье и продукция АПК. Характерно, что украинские предприятия только за полтора месяца 2016 года (то есть до 15 февраля) исчерпали квоты на поставки в ЕС таких товаров как кукуруза (400 тыс. тонн), виноградный и яблочный соки (10 тыс. тонн), мед (5 тыс. тонн), охлажденная курятина (16 тыс. тонн).
Как считает аналитик консалтинговой компании «ПроАгро» Ярослав Левицкий, зерновые и кукуруза в последние годы пользовались спросом в Европе, и в 2015 году Украина даже не смогла закрыть квоту по ячменю, который экспортировался в ЕС. Эксперт отмечает, что спрос на такую продукцию в этих странах был, однако украинские аграрии засеяли под данную культуру очень мало площадей, но ситуацию в 2016 году планируют исправить — ячменю уделят гораздо больше внимания.
В принципе, можно сказать, что квоты на агропродовольственную продукцию, которые ЕС предоставил Украине в 2015 году, были маловаты. Также видим, что их объемы невелики и в 2016-м. Однако наши производители с успехом поставляют свои товары и вне квот (уплатив определенные пошлины) — им это выгодно. То есть и такая работа имеет смысл для наших экспортеров.
Кто не достиг высоких стандартов и кому не хватает квот
Вместе с тем, неиспользованными в 2015 году (и, возможно, это произойдет и в 2016-м) остались квоты на украинскую молочную продукцию, крахмал, различные сорта мяса, грибы, яйца и некоторые другие товары.
Почему так произошло? Что касается молочной продукции, то следует напомнить: большинство наших производителей этих товаров еще не достигли высоких европейских стандартов. Однако в 2015 году 10 крупных молочных предприятий нашей страны все же прошли проверки и получили доступ на европейские рынки. Предприятия уже начали экспорт своей продукции в ЕС, однако о первых результатах еще ничего не известно.
В отличие от молочников, на недостаточность квот жалуются производители курятины. Так, директор ассоциации «Союз птицеводов Украины» Сергей Карпенко отмечает, что после того, как заканчивается квота на экспорт их продукции, за каждую тонну филе курятины приходится платить пошлину в размере 1024 евро. По его словам, с ценой, которая формируется в результате, украинский товар уже не может конкурировать с европейским, поэтому птицеводы просто умоляют правительство начать переговоры с ЕС об увеличении квот.
В то же время перспективы таких договоренностей выглядят туманно. Так, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Тарас Высоцкий уверен, что переговоры окажутся достаточно длительными.
Таким образом, видим, что квотирование экспорта наших товаров в ЕС осуществляется малыми объемами, которые наши экспортеры выбирают за считанные декады. Некоторые из них выгодно ввозить в европейские страны и вне квот, а есть и такие, которые с пошлиной станут слишком дорогими и не будут конкурентоспособными в этих государствах.
При этом, по словам заместителя министра экономического развития и торговли — торгового представителя Украины Натальи Микольской, из-за падения цен на ряд товаров на мировых и европейских рынках, несмотря на существенное увеличение доли экспорта украинских товаров и услуг в страны ЕС, объемы экспорта в денежном выражении упали за 11 месяцев в 2015 году по сравнению с аналогичным периодом 2014-го на 26%. Это, например, можно сказать о продукции металлургической отрасли. «Однако все это стимулирует украинских производителей к поиску новых рынков сбыта. Вообще я считаю, что наши бизнесмены должны активно находить новые ниши на рынках стран третьего мира», — подчеркнула она.
Перспективный «черный» континент
Что касается именно этих государств мира, то самым перспективным для Украины рынком сбыта специалисты считают страны Африки. Этот континент в последнее время привлекает транснациональные корпорации благодаря перспективе инвестирования в разного рода производства, добычу нефти и газа. Однако Африка, которая отличается от других частей суши сложными условиями для выращивания сельскохозяйственных культур, всегда нуждалась в продовольствии. Именно с этой целью и пытаются сейчас прокладывать туда путь украинские экспортеры.
Крупным рынком сбыта украинского зерна специалисты считают Египет, который при населении более 80 млн человек постоянно испытывает его недостаток. Однако именно за этот рынок Украине придется побороться с Россией. А это значит, что все будет зависеть от качества товара при его разумной цене, сообразительности бизнесменов и хорошей работы нашей дипломатии.
Сейчас наши экспортеры, по крайней мере те, которые недавно открыли для себя путь в Африку, довольны сотрудничеством. Так, некоторые хозяйства по выращиванию яблок в Винницкой области нашли рынки сбыта своей продукции в Ливии. Жителям этой страны очень понравились украинские яблоки. Агрокомплексы рассматривают возможности расширения географии сбыта на другие африканские страны.
Еще живо машиностроение
Также одними из крупнейших рынков сбыта украинских товаров остаются Турция, Китай, Ливан, некоторые другие страны азиатского Ближнего Востока. Сегодня наши продукты питания, сельхозсырье, металл и металлоизделия можно увидеть в Таиланде, Бангладеш, Малайзии, КНДР. Кстати, в последнюю в 2015 году было экспортировано 50% всего объема вывезенной за рубеж украинской муки.
Что касается металла, то и его производство и экспорт ежегодно, и в том числе в 2015-м, резко падают. Так, объем реализованной продукции меткомплекса в прошлом году по сравнению с 2014-м снизился на 40% — до 6,4 млрд долл. Однако многие меткомбинаты и заводы нашли для себя новые рынки сбыта. Так, по информации ГФС, экспорт чугуна в такие страны, как Италия, Мексика и США, вырос на 24,1% по сравнению с 2014 годом.
Почему-то считалось, что из-за ЗСТ Украины и Европы практически прекратят работу украинские машиностроительные предприятия (да и Россия уже «танцевала на могиле» этой отрасли). Понятно, что головной боли за последние два года здесь прибавилось. Но не так все плохо, как надеялись в РФ. За 11 месяцев 2015 года экспорт машин в страны Таможенного союза, включая Россию, упал с 61% до 36% от общего показателя.
Однако многие предприятия отрасли не пали духом. Они наладили экспорт комплектующих в другие страны. К примеру, как отмечает старший аналитик инвестиционной группы «Арт-Капитал» Алексей Андрейченко, в прошлом году Украина продала преимущественно в страны Азии свечей зажигания на 873 млн долл. А это ни много ни мало 22% общего показателя экспорта машиностроительной промышленности.
Также огромным спросом пользуются украинские реактивные авиадвигатели, которые охотно покупают в Индии, Китае, Иране.
В итоге можно сделать вывод, что кто не лентяй, тот всегда поборется за место под солнцем. Возможно, надо в чем-то сказать спасибо той же вражеской к нам России, поскольку она научила нас дифференцировать потоки экспорта, выживать и находить новые ниши для вывоза украинских товаров и услуг. А этот опыт действительно значимый.