Новости
Ракурс

Госзакупки лекарств в Украине: ожидания и реальность

Закупки лекарств через международные организации эффективно работают во многих странах, позволяя отойти от коррупционных схем и поставлять препараты бесперебойно, по оптимальному соотношению цена/качество. В Украине эксперты подсчитали, что передача госзакупок международным посредникам позволила бы сэкономить до 40% бюджетных средств, а значит, обеспечить препаратами большее количество украинцев. Один красноречивый пример. Международные организации закупают препарат, применяемый в онкологии, по 7 долларов за упаковку. Украина умудрялась покупать это же лекарство по 208 долларов. Разница только на одной упаковке составляет 201 доллар!


.

Неудивительно, что на международную помощь в этом вопросе мы возлагали огромные надежды. Особенно те, для кого лекарства жизненно необходимы. Забрезжил шанс наступить на горло гидре коррупции, провести закупки фармпрепаратов по прозрачным процедурам, обеспечить наших граждан непрерывной поставкой лекарств, а маленьких украинцев — вакцинами.

Безусловно, идея закупок через международные организации сама по себе прекрасна. Если она воплощается с умом. Ставит во главу угла не только экономию бюджетных средств, но и не забывает об эффективности и безопасности закупаемых препаратов. Наверное, от такого рода процедур по умолчанию ждут открытости, а любая непрозрачность логично вызывает вопросы и подозрения.

Итак, по порядку. Столь серьезное дело в нашей стране доверили трем международным организациям — ПРООН, ЮНИСЕФ и Crown Agents. В конце прошлого года были перечислены немалые бюджетные средства: ПРООН — 620,071 млн грн, с ЮНИСЕФ был подписан контракт на 827 млн грн, сумма договора с Crown Agents составила 750 млн грн.

Британскому закупочному агентству Crown Agents доверили закупку препаратов по программе детской, взрослой онкологии и онкогематологии. По поводу качества лекарственных средств, которые планировала закупать эта международная организация для украинских детей, у экспертов и пациентских организаций возникли, мягко говоря, вопросы. Так, по словам главы Ассоциации детских онкогематологов Украины Светланы Донской, препарат «Иматиниб» ранее не назначался в детской онкологии, а «Этопозид Мили», если верить инструкции, не применяется для детей младше двух лет. Обеспокоенность вызвала также информация о том, что индийская фармкомпания Venus Remedies Limited, у которой британское агентство планировало закупать ряд препаратов по программе детской онкологии, не входит в Ассоциацию индийских фармацевтических компаний.

А теперь об экономии. Ввиду того, что все три международные организации занимаются закупкой препаратов для немалого количества стран, предполагалось наличие у них логистики, складов за рубежом, соответственно, и специальных цен. Например, у ЮНИСЕФ есть свое закупочное агентство в Голландии, фонд сам доставляет продукцию из этой страны. Однако ожидания и реальность не совпали. Crown Agents закупила все необходимые лекарства по программе онкология... у наших дилеров. То бишь у фармацевтической мафии. Все осталось как прежде, только теперь еще и Crown Agents снимает пенку, взяв за работу свой процент.

Кроме того, что схемы стали более беспредельными, на игровом поле появился еще один давнишний игрок. «Донецкие», при власти жестко пилившие бюджет, в свое время отказались от работы с одиозным фармкоролем Борисом Литовским в вопросе детской онкологии — видимо, побоявшись делать бизнес на здоровье и жизни детей. Так вот, впервые за многие годы препараты Бориса Наумовича представлены полностью — во взрослой и детской онкологии.

О сроках. Все три международные организации получили бюджетные деньги еще в конце прошлого года. На пороге май. На днях только часть препаратов, применяемых для лечения онкологии, поступила на склад «Укрмедпостач». Как ни прискорбно, но нельзя не отметить, что фарммафия работала быстрее — поставляла лекарства в течение месяца.

Неделю назад новый премьер-министр Гройсман (которому сразу же объективно донесли плачевную ситуацию в сфере международных закупок, со всеми нюансами и проколами) потребовал, чтобы в течение семи дней все препараты были поставлены. Неожиданно после выходных его мнение утратило свою категоричность, и сроки увеличились до двух месяцев. Что же так радикально могло повлиять на мнение премьера? О публичности закупок говорить и вовсе не приходится. Вся информация закрыта. По нашим данным, несколько депутатов подавали свои запросы, но ответа так и не получили. Как-то не очень это похоже на столь ожидаемые прозрачные закупки. Скорее — на большой бизнес.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter