Новости
Ракурс

Минздрав и общественное здоровье как поле для непродуманных экспериментов

26 мая 2016, 11:27

Уже больше месяца работает новое правительство, но министра здравоохранения так и не назначили. Все разговоры о том, что медицина — как общественно важная сфера — будет в центре внимания и Кабинета министров, и парламента, пока что остаются обещаниями.


.

План работы правительства на ближайший период не включает в число приоритетов реформирование медицинской отрасли. Если и вспоминают об этой сфере, то внимание, как правило, фокусируют на вопросах дерегуляции и развития фармации. При этом предпочитают не вспоминать о том, что обеспечение лекарствами в рамках государственных программ срывается уже второй год подряд. Система закупки лекарственных препаратов через международные организации не принесла ожидаемого улучшения, сроки поставок растянулись почти на год — с прошлой осени, когда были переведены средства из госбюджета, до нынешней, когда обещают завезти крупные партии лекарств и вакцин.

Во многих пациентских организациях уже потеряли веру в то, что голос общественности будет услышан. Опасаются, что таким образом общество приучают к сокращению количества государственных программ и их финансирования, а ответственность за здоровье полностью переложат на плечи больных и их семей, оставив в ведении государства только несколько направлений.

Оснований для таких выводов достаточно: резкое уменьшение финансирования здравоохранения, которое происходит в последние годы; свертывание государственных целевых программ — их количество сократилось почти на треть; отсутствие новых разработок в этом направлении; перенос акцентов с общественно важных направлений на активно лоббируемые.

Об этом свидетельствует и проект Концепции развития системы общественного здоровья Украины, одобренный предыдущим правительством в конце прошлого года. Минздрав обязан провести общественное обсуждение проекта.

Но, не дожидаясь ни обсуждения, ни одобрения Концепции, руководители медицинского ведомства подготовили приказ №604 «О создании государственного учреждения «Центр общественного здоровья Министерства здравоохранения» (от 18 сентября 2015 года), который должен стать фундаментом для возведения «системы общественного здоровья».

Ради этого запланировали «провести объединение путем слияния» более 40 медицинских учреждений различных направлений (институтов, центров, лабораторий), работающих в нескольких городах Украины. Управлять гигантом и его бюджетом, конечно, будут из столицы.

Чтобы понять, откуда взялась такая идея, вспомним Национальную стратегию реформирования системы здравоохранения, подготовленную так называемой Стратегической совещательной группой при участии Александра Квиташвили.

Стратегию критиковали народные депутаты из профильного комитета ВР, эксперты, общественные организации, практикующие медики. Никто и подумать не мог, что этот текст окажется документом, на основании которого будут готовить правительственные и ведомственные решения.

А. Квиташвили после того, как стал министром, обещал провести презентацию на основе этой стратегии, но так и не смог. Однако нашлись люди, которые в тексте, содержащем множество неточностей и ошибок, увидели целую концепцию и смогли ее изложить на бумаге.

Не все специалисты могут лаконично и точно объяснить, что же такое общественное здоровье. Как говорится в проекте Концепции, «система общественного здоровья должна дополнять систему медицинского обслуживания, сдерживать расходы на него и влиять на доступность медицинской помощи для наиболее уязвимых слоев населения. Одиночные элементы системы общественного здоровья существуют и сейчас, однако они действуют несогласованно и устаревшими методами. Центральным элементом системы общественного здоровья длительное время оставалась Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, которая имела целью обеспечить санитарное и эпидемическое благополучие населения».

Проще говоря, почти все функции, которые выполняла СЭС, должен взять на себя Центр общественного здоровья. К нему должны были присоединить и все имущество, принадлежащее санэпидслужбе, в первую очередь лабораторные комплексы.

Авторы Концепции забыли, что реформирование государственных служб, которое началось еще в 2013 году, привело к сокращению, а затем и к закрытию СЭС. Такой госслужбы в Украине уже не существует! Часть ее подразделений вошла в состав вновь созданной Госпродпотребслужбы Министерства аграрной политики и продовольствия.

Пожалуй, впервые за всю историю своего существования Министерство здравоохранения утратило функции эпиднадзора. Имущество, которое хотели забрать в Центр общественного здоровья, перешло к Минагропроду, а кадры сократили еще раньше.

Общественное здоровье, как объясняют медики, это прежде всего профилактика инфекционных и других заболеваний, недопущение эпидемий и вспышек. Кто этим будет заниматься после ликвидации СЭС, которая располагала не только соответствующей базой, но и квалифицированными кадрами?

Согласно Концепции, «исполкомы городских, сельских и поселковых советов будут осуществлять контрольно-надзорные функции за соблюдением санитарного законодательства публичными учреждениями (дошкольными и средними учебными заведениями, гостиницами, саунами)».

Интересная перспектива. Особенно если вспомнить сотни случаев пищевых отравлений, заболеваний детей кишечными инфекциями, гепатитом А и т. д., зафиксированных в детских садах и школах столицы с начала учебного года. В исполкомах знают только один рецепт для борьбы со вспышками болезней — обращайтесь в СЭС!

Новые нагрузки лягут на плечи врачей первичного звена. Участковые терапевты и педиатры даже подумать не могли, что им придется «осуществлять противоэпидемические и профилактические мероприятия относительно инфекционных заболеваний, проводить индивидуальную и массовую профилактику заболеваний». То есть самостоятельно выполнять то, чем занимались санэпидстанции, врачи-эпидемиологи и врачи-инфекционисты.

Семейные врачи будут отвечать за снижение влияния факторов, которые приводят к заболеваниям, а также «проводить расследования отдельных случаев инфекционных болезней».

Готовя проект, авторы ориентировались на то, что в стране действует обширная сеть первичной медпомощи. И хотя ее кадры не имеют опыта работы в сфере санэпиднадзора, от них будут требовать выполнения многих функций. Кроме всего прочего им предстоит заниматься еще и паллиативной помощью.

Эксперты пациентских организаций обращают внимание на принципы финансирования, изложенные в проекте, опасаясь, что они приведут к сокращению целевых госпрограмм. Ведь в документе написано, что «общественное здоровье должно быть обязательной бюджетной программой после реорганизации и упрощения структуры перечня бюджетных программ».

Какие программы сократят, а какие будут поддерживать?

Концепция относит к приоритетным направлениям противодействие ВИЧ/СПИДу и туберкулезу.

Среди первоочередных задач Центра общественного здоровья названо сопровождение госпрограмм в сфере «вакцинации, противодействия ВИЧ/СПИД и т. д.».

Комментируя задачи Концепции, в Минздраве обычно ссылаются на рекомендации международных партнеров и доноров.

Группа экспертов Еврокомиссии осенью прошлого года провела «оценку систем Украины (имеется в виду много систем — Минздрав, СЭС, ГСЧС и т. д. — Ред.) в сфере профилактики и контроля над инфекционными заболеваниями» и обнародовала факты, которые заставляют под другим ракурсом посмотреть на проект, планируемый к реализации в нашей стране.

«Основные трудности в сфере здравоохранения, с которыми сталкивается население, связаны с неинфекционными заболеваниями, хотя инфекционные заболевания, такие, как ВИЧ и туберкулез, остаются серьезной проблемой, — говорится в отчете. — В 2012 году основными причинами смертности были сердечно-сосудистые заболевания (61% от общей смертности), далее — рак (15%) и внешние причины (например, аварии). Эти три причины составляют 84% от всех смертей в Украине».

Сахарный диабет, который называют неинфекционной эпидемией, по разным оценкам занимает пятое-седьмое место среди причин смертности. У нас такой диагноз имеют более 1,3 млн взрослых и детей. Известно, что уровень финансирования программ, призванных бороться с указанными заболеваниями и высокой летальностью, очень далек от реальных потребностей. Совсем другая ситуация с инфекционными заболеваниями.

Как сказано в отчете, «в Украине один из самых высоких уровней распространенности ВИЧ-инфекции в Европе — зарегистрировано 134 тыс. человек, живущих с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВ). (Подавляющее большинство пациентов, которые живы сегодня, заражались через иглы, употребляя инъекционные наркотики.)»

Расходы на борьбу с ВИЧ/СПИДом составили 961,7 млн долл. в 2011 году и 1,1 млрд долл. в 2012-м. Более 50% этих средств предоставили внешние источники, самым большим был вклад Глобального фонда. При этом в документе сказано, что «поддержка Глобального фонда, скорее всего, прекратится в 2017 году, ведутся дискуссии относительно плана на переходный период».

Эксперты Еврокомиссии отмечают, что в Украине отсутствуют меры по борьбе с внутрибольничными инфекциями, которые наносят значительный ущерб здоровью пациентов, нередко приводят к летальному исходу. Также не существует национальной стратегии в части осмотрительного использования антибиотиков в медицине человека и ветеринарной медицине, чему в развитых странах уделяют большое внимание.

Однако большинство рекомендаций экспертов, касающихся серьезных недостатков и просчетов, присущих нашей медицине, в проекте Минздрава не упоминаются.

Если Концепцию примут, на ее реализацию уйдет три года. В течение нынешнего и следующего годов будут объединять и сокращать различные учреждения, формировать штаты, выбивать средства, готовить законодательную базу по реформированию именно общественного здоровья. Обещают провести законодательную гильотину для нормативов, по которым жила медицина с 30-х годов прошлого века.

На этом фоне уже никто и не вспоминает о страховой медицине и той системе здравоохранения, которая должна обеспечивать доступную и качественную медицинскую помощь каждому, кто в ней нуждается.

Наши чиновники так запутались в терминах, что проект Концепции уже называют программой реформирования системы здравоохранения, радуясь, что наконец процесс пошел.

В Минздраве очень надеются, что принятие Концепции приведет к «усилению политической роли и полномочий министра здравоохранения в сфере общественного здоровья». О том, как это повлияет на продолжительность и качество жизни граждан, к сожалению, не написано.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter