Лечение больных за рубежом — спасение обреченных или дерибан бюджетных средств?
https://racurs.ua/1244-lechenie-bolnyh-za-rubejom-spasenie-obrechennyh-ili-deriban-budjetnyh-sredstv.htmlРакурсДля многих больных, которым не может помочь украинская медицина, единственный шанс на спасение — лечение за рубежом. Государство выделяет из бюджета на это значительные средства. Чиновники Минздрава подчеркивают, что за последние годы финансирование данной программы увеличилось в несколько раз.
По мнению экспертов, гораздо важнее другая статистика — а сколько больных смогли пролечиться в зарубежных клиниках за эти деньги?
По официальной информации Министерства здравоохранения, в 2015 году в зарубежные клиники направили 81 больного, на что было выделено 200 млн грн.
2014 год — 39 больных. Сумма финансирования — 52 млн грн;
2013 год — 47 больных. Сумма финансирования — 51,7 млнгрн;
2012 год — 14 больных. Сумма финансирования — 14,3 млн грн;
2011 год — 19 больных. Сумма финансирования — 14,4 млн грн;
2010 год — 40 больных. Сумма финансирования — 30 млн грн.
В этом году на лечение за рубежом из госбюджета выделили 203 млн грн. Стоимость диагностики и операций там высокая, так что этих денег хватит немногим. Почти всю сумму распределили еще в первом квартале.
Деньги закончились, а прием документов продолжается, хотя вполне очевидно, что шансов получить бюджетные средства на лечение в зарубежных медицинских учреждениях в ближайшие месяцы нет ни у кого.
Согласно Положению о порядке направления граждан Украины на лечение за границу, утвержденному правительством в конце 1995 года, кандидатуры рассматривают в порядке очереди, без дифференциации на детей, взрослых, бойцов АТО и т. п. Как утверждают в Минздраве, все происходит в соответствии с законодательством.
Эта тема не получила бы такого общественного резонанса, если бы не десятки, а может, и сотни раненых бойцов АТО, которым необходимо специализированное высокотехнологичное лечение, ведь отечественная медицина его обеспечить не может.
Их документы пускают по кругу и в кабинетах Минздрава, и в оборонном ведомстве. А раненые бойцы вместо помощи получают бюрократические отписки.
По информации Минобороны, «средства государственного бюджета для лечения за рубежом такой категории лиц в 2014–2015 годах не планировались и не выделялись».
В начале войны эту проблему, как и многие другие, взяли на себя волонтеры, подключилась украинская диаспора, помогали посольства и благотворительные фонды.
За два года ни правительство, ни Минздрав так и не смогли внести в правила изменения, учитывающие интересы бойцов АТО, а также добровольцев, которые пострадали, защищая родную страну.
Благодаря усилиям профильного комитета парламента, этот вопрос постоянно находится в центре внимания. Однако даже депутатские запросы, выступления в сессионном зале, обсуждения на заседаниях комитета не смогли разрушить бюрократическую стену.
Специальная комиссия, как объясняют чиновники Минздрава, работает прозрачно, все документы рассматриваются в порядке очереди, исключений не делают ни для кого.
Цинизм ситуации в том, что проверка, проведенная Счетной палатой Украины, выявила огромное количество нарушений и злоупотреблений в этой сфере.
«В течение 2013–2015 годов Минздрав не обеспечил результативного использования средств государственного бюджета, выделенных на лечение граждан Украины за рубежом, — утверждает заместитель директора департамента Счетной палаты Тарас Куйбида. — С нарушением действующего законодательства, неэкономно и непродуктивно использовано 709 тыс. долл. и 751 тыс. евро, что составляет почти 40% объема проверенных средств». На покупку этой валюты из бюджета было потрачено 58 млн 446,6 тыс. грн.
Аудит показал, что нарушения допускаются на всех этапах, начиная с рассмотрения документов. Зафиксировано множество случаев, когда тяжелобольных заставляли месяцами ждать выводов комиссии, в то время как другие получали необходимые бумаги уже на следующий день после обращения.
Все знают, что без заключения, подписанного главным внештатным специалистом Минздрава соответствующего профиля, документы к рассмотрению не принимают. Однако это правило не помешало комиссии направить на лечение двух пациентов, которые вообще не предоставляли таких справок. Неизвестно, чем эти люди заслужили исключительное отношение, однако на лечение за рубежом они получили 62 тыс. долл. и 190 тыс. евро (в эквиваленте — более 5 млн грн).
В то же время, как свидетельствуют документы, на лечение одного больного в среднем тратилось от 880 тыс. грн (в 2013 году) до 1 млн 105 тыс. грн (2015).
В стоимость лечения некоторых пациентов включали авиаперелеты бизнес-классом не только больного, но и сопровождающих.
Но больше всего злоупотреблений аудиторы выявили во время проверки финансовых документов, на основании которых Минздрав переводил деньги зарубежным клиникам.
«В министерстве отсутствуют документы, подтверждающие лечение 51 гражданина Украины, на которое медицинским учреждениям зарубежных стран было перечислено 1 млн 528,6 тыс. долл., 4 млн 300 евро и 1 млн 545,2 тыс. российских рублей, — говорится в отчете счетной палаты. — В гривневом эквиваленте это 84 млн 409,0 тыс. грн. Эта сумма составляет около 60% общего объема средств, уплаченных в течение 2013–2014 годов и в январе-августе 2015 года».
Семьи больных, ожидающих своей очереди на лечение за рубежом, рассказывают о случаях, когда некоторым пациентам средства на это выделялись дважды и даже трижды. Чиновники утверждают, что это выдумки. Однако СМИ неоднократно проводили расследования и обнародовали подобные истории. По мнению аудиторов, такое вполне могло произойти, ведь Минздрав «имеет возможность бесконтрольно использовать бюджетные средства».
Министерство здравоохранения, утверждают ревизоры, не требует от зарубежных клиник отчетов об использовании средств, выделенных из госбюджета на лечение наших граждан, и информации об окончательной стоимости лечения. Также не отслеживают, кто, как и где лечился, какие результаты получил.
Счетная палата отмечает, что «Минздрав в течение 2013–2015 годов не предпринимал надлежащих мер по заключению соглашений с медицинскими учреждениями зарубежных стран. Отсутствуют планы лечения каждого больного, не подтверждена обоснованность его стоимости, не определена ответственность клиник за ненадлежащее оказание медицинской помощи гражданам Украины и за невозврат неиспользованных средств. Поэтому медицинские учреждения зарубежных стран в течение длительного времени — от двух месяцев до четырех лет — могли пользоваться значительными суммами средств, которые они получили от украинской стороны. В целом это составляет 577,3 тыс. долл. и 257 тыс. евро. В гривневом эквиваленте — 11 млн 751 тыс. грн».
Зафиксированы случаи, когда больным выделяли средства на дорогую диагностику в зарубежных клиниках (суммы достигали 40–42 тыс. евро), однако результаты обследований потом не использовали. Позже им дополнительно выделяли деньги (примерно 90–100 тыс. евро) на лечение в другом медицинском учреждении, включая расходы на повторную диагностику.
Известны факты, когда министерство из-за бюрократических проволочек с большим опозданием перечисляло средства в зарубежные клиники, что приводило к перерыву в лечении больных и резкому ухудшению их состояния. Возобновление лечения требовало гораздо больших средств и не всегда заканчивалось удачно.
Аудит показал, что даже в тех случаях, когда больные умирали в зарубежных клиниках, Минздрав не анализировал причины, почему так произошло, можно ли это предотвратить в будущем.
Как указано в выводах Счетной палаты, «Минздрав не создал системы получения и учета информации о результатах лечения граждан за рубежом. А потому не обладает информацией о 42 гражданах, направленных на лечение в 2013–2015 годах. Это составляет почти 40% данного контингента».
«Сегодня это архисерьезный вопрос, — заявил член профильного комитета ВР Александр Биловол. — Счетная палата обнародовала "поверхностный" отчет. Они пока не хотят выносить всю информацию на общественное обсуждение. А когда глубже копнут, соберут все данные о неэффективности использования средств, о том, как отправляли на лечение, не имея оснований, соответствующих медицинских показаний и т. д., окажется, что там многим светят уголовные дела».
В профильном комитете ВР такое мнение разделяют почти все депутаты. Игорь Шурма предлагает собрать специальное заседание, чтобы детально обсудить отчет Счетной палаты, выслушать аргументы чиновников Министерства здравоохранения.
«А потом обратиться в правоохранительные органы, чтобы те помогли разобраться в этой ситуации, — предлагает И. Шурма. — Аудит показал, что есть достаточно материалов для передачи в прокуратуру и другие компетентные органы. Почему направляют на лечение тех, кто может пройти лечение в наших медицинских учреждениях? С какими зарубежными клиниками у Минздрава есть официальные соглашения? Что прописано в этих договорах? Никто этого не знает, потому что отправляют на лечение и переводят бюджетные средства, как кому заблагорассудится. Когда в бюджете не хватает денег, не все вопросы урегулированы, никто не требует отчетности, есть множество щелей, которые позволяют действовать так, как хочется чиновникам, то это прямая дорога к злоупотреблениям и коррупции. Кто-то же должен отвечать за такой дерибан бюджетных средств».
Слова депутата напомнили поговорку о том, у кого шапка горит.
После обнародования и обсуждения отчета Счетной палаты в Минздраве зашевелились. Игорь Перегинец, который тогда был заместителем министра и отвечал за программу лечения за рубежом, провел несколько брифингов. Как всегда, отчитывался об успешной работе. А в качестве иллюстрации были использованы истории больных, которым требуется лечение за рубежом.
Поражают фото, на которых люди держат листочки с текстом: «Я жду лечения в Индии. Мою жизнь спас Минздрав за счет бюджетных средств».
К сожалению, журналистам не удалось получить комментарии относительно содержания листовки, которую демонстрируют больные. Их жизнь все еще под угрозой — они ждут лечения. А где же те, кого «спас Минздрав»?
Аудиторы утверждают, что чаще всего в направлениях указывают клиники Германии, Австрии и других европейских стран, где уровень медицинской помощи значительно выше, чем в Украине. И стоимость лечения тоже. Откуда же тогда взялась Индия?
И. Перегинец ушел из министерства, а вопросы остались.
Куратором этого направления был назначен замминистра Роман Василишин. Выступая на заседании профильного комитета, он заверил депутатов, что Минздрав будет устранять недостатки и по-новому решать все вопросы.
Последние события свидетельствуют, что Р. Василишин в ближайшее время вряд ли сможет ввести новые порядки в этой сфере.
Давно уже идет дискуссия: что должно делать государство — выделять миллионы гривен на лечение нескольких десятков больных за рубежом или вкладывать средства в отечественную медицину, чтобы спасать жизни и здоровье сотен тысяч своих граждан? Бесконтрольное использование огромных сумм из госбюджета — тот аргумент, который способен перевесить все остальные.