Новости
Ракурс

Стоимость лекарств начнут возмещать в День смеха

«Сегодня правительство поддержало наши постановления о возмещении лекарств. Взял рецепт у врача, пришел в аптеку, получил лекарства, стоимость их полностью или частично покрывает государство», — написал 9 ноября на своей странице в Facebook заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк, назвав это перемогой. Станет ли эта попытка успешной — вопрос, о перемоге говорить, наверное, все же преждевременно.


.

Попыток снизить цены на лекарства в Украине было немало. К сожалению, все обещания остались на бумаге, а на практике ценники в аптеках так и не прониклись идеями реформаторов. Главное, в чем пока точно преуспели чиновники — виртуозно оперировать терминами «реимбурсация» и «референтные цены».

В Украине 90% средств на лекарства граждане оплачивают самостоятельно, и только 10% трат ложится на плечи государства. Когда уровень жизни украинцев продолжает нестись вниз, а цены в аптеках с такой же скоростью вверх, многие из наших сограждан, которые и при более стабильной ситуации не очень серьезно относились к своим диагнозам, вовсе махнули рукой на здоровье, обходя аптечные сети десятой дорогой.

Статистика неумолима: главной причиной смертности в нашей стране являются сердечно-сосудистые заболевания (именно из-за этих недугов умирают 65 человек из 100 в Украине), и они, безусловно, требуют медицинского наблюдения, а также постоянного приема препаратов. Контроль артериальной гипертензии (гипертонической болезни), одного из самых распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, позволяет снизить риск развития инсульта и инфаркта, приводящих к инвалидизации и преждевременной смерти.

«Доступные лекарства» — проект, с помощью которого за средства госбюджета планируют обеспечить как можно больше украинцев лекарственными средствами. Его реализацию Минздрав планирует начать с 1 января 2017 года. Итак, в следующем году в проект планируют включить три нозологические группы (которые, по мнению разработчиков, в первую очередь влияют на основные показатели смертности населения и эффективно лечатся на амбулаторном этапе): сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет ІІ типа (в 2015 году в нашей стране было зарегистрировано около 1 млн человек, страдающих этим недугом, программа реимбурсации инсулинозависимых пациентов пока зависла в воздухе и ее внедрение очередной раз откладывается), бронхиальная астма (по данным 2015 года, таких больных насчитывается около 210 тыс. человек).

9 ноября правительство поддержало проект возмещения лекарств на следующий год, заложив 500 млн грн на реимбурсацию (возмещение стоимости лекарств) в госбюджет 2017 года.

Ульяна Супрун, уже более 100 дней занимающая должность министра здравоохранения с приставкой и. о., на одной из встреч с общественностью так очертила основные задачи проекта: «Наша цель — обеспечить максимальное количество людей доступными и качественными лекарствами. Больной, идя в первичное звено и получая от врача рецепт, обращается в аптеку и гарантированно получает лекарства бесплатно или с частичным возмещением. Благодаря внедрению реимбурсации мы не только снизим цены на основные лекарственные средства и сделаем их доступными для пациентов, но и уменьшим смертность и количество осложнений вследствие болезней».

Для реализации проекта «Доступные лекарства» Минздрав намерен с 1 января 2017-го ввести внешнее и внутреннее референтное ценообразование на препараты для лечения указанных выше трех нозологий. Референтными странами, на которые будет равняться Украина, определили соседние Польшу, Латвию, Словакию, Венгрию, Чехию. Цены на лекарства будут устанавливаться исходя из средней цены в этих пяти странах — в нашей стране она не должна быть выше. Не секрет, что многие лекарства за границей можно купить дешевле, чем в украинских аптеках. Поэтому, например, жители западной Украины часто наведываются в соседние Польшу или Румынию для покупки необходимых препаратов.

Как обещают, программа реимбурсации заработает в полную силу с 1 апреля 2017 года (хочется верить, что День смеха выбран случайно, а не по злому умыслу). Лекарства, средства за которые планируют возмещать, будут назначать врачи первичного звена (семейные врачи, терапевты, педиатры) по международным непатентованным названиям (МНН), то есть по действующему веществу, а не по коммерческому названию. Стоимость лекарств собираются возмещать по цене самого дешевого генерика. Всего пока будет 21 МНН (16 — сердечно-сосудистые заболевания, 2 — сахарный диабет II типа, 3 — бронхиальная астма).

Как у них?

Программы реимбурсации уже давно и успешно работают во многих странах. Так, в Европе доля рынка, подпадающая под реимбурсацию, государственную и госпитальную закупку, доходит до 80%, и только 10–20% занимает аптечный рынок. В Украине эта пирамида, как мы упоминали выше, перевернута, и 90% средств наши сограждане на лекарства достают из своих карманов.

Возмещение стоимости лекарств происходит в разных странах по-разному. Так, во Франции 100-процентная компенсация уходит аптекам. В Норвегии расходы делят: гражданам компенсируют 54% стоимости любого лекарства за счет госстраха, 15% — из средств лечебного учреждения, а оставшуюся треть (31%) оплачивает больной. В Великобритании пациент оплачивает за рецепт не больше 7 фунтов, об остальном заботится государство.

Получится ли у Украины?

У экспертного сообщества по поводу реализации проекта доступных лекарств возникает много вопросов, в частности, о самих механизмах реимбурсации и референтного ценообразования. Не секрет, что рынок Украины разделен между фармацевтическими компаниями. Это ключевая проблема. Фармацевтам вряд ли понравится регулирование цен, и с этой стороны сопротивление будет.

Второй момент — аптечные сети, у которых еще свежи воспоминания о пилотном проекте по артериальной гипертензии, когда они долгое время не получали компенсации от государства. Тогда аптекам, по сути, было предложено профинансировать проект за счет своих оборотных средств. То есть аптека должна была отпускать препарат со скидкой, при этом компенсацию она могла получить в лучшем случае через месяц. Это стало причиной отказа многих субъектов хозяйствования от участия в этом пилотном проекте.

«Самое проблемное место — это аптека, — считает Виктор Чумак, вице-президент Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины, в свое время занимающийся на должности советника министра здравоохранения пилотным проектом по гипертензии. — Мы почти разорили аптеки семью препаратами, вы планируете 21. Аптеки это не пропустят, скорее, объединятся против вас».

Цены на препараты-генерики в нашей стране могут очень сильно отличаться — до 500%. Поэтому В. Чумак считает возмещение на уровне самого дешевого генерика большой ошибкой и риском для удачности проекта. Ценовая доступность лекарств может сказаться на физической — они исчезнут из аптек.

Выписку рецептов на лекарства по действующему веществу, а не по коммерческому названию разработчики проекта называют антикоррупционной составляющей, однако немало экспертов полагают, что могут возникнуть новые схемы, ведь выбор препарата от доктора переходит к провизору. Роман Илык, заместитель министра здравоохранения, обещает, что у Минздрава есть план действий, который будет ограничивать этот нездоровый симбиоз. Каким образом — пока не уточняет. У. Супрун считает, что таким ограничителем могут стать унифицированные клинические протоколы.

От того, какие именно медикаменты попадут в программу «Доступные лекарства», будет зависеть ее стоимость для государства. Например, различные схемы лечения инсулинозависимых больных могут стоить государству от 900 млн грн до 1 млрд 300 грн в год. Для пациента же важно, чтобы препараты были не просто бесплатными или за небольшую доплату, но и качественными и действенными. Многие врачи акцентируют внимание, что лекарства-генерики с одним и тем же действующим веществом работают по-разному. Не секрет, что в Минздраве есть определенные группы влияния, которые, скорее всего, будут пытаться воздействовать на выбор лекарственных средств для программы реимбурсации.

Деньги на реимбурсацию государство выделяет, однако точный список препаратов, которые будут подлежать возмещению, еще неизвестен, в Минздраве лишь уточняют, что это будут лекарства, рекомендованные ВОЗ. Национальный перечень лекарственных средств обещают обновить и привести в соответствие с перечнем ВОЗ до конца этого года, собираясь сузить его из более чем 1000 наименований до 300. Эксперты обращают внимание, что если за образец возьмут 18-е издание перечня ВОЗ, там будет мало современных инновационных лекарств. Как правило, в этом списке наиболее массовые, которые закупаются нашими медицинскими учреждениями. Например, в данном перечне ВОЗ нет аналогового инсулина (который предусмотрен в проекте по реимбурсации инсулинов в Украине), есть только генноинженерный.

Система реимбурсации, как правило, предусматривает наличие реестра пациентов, который является инструментом для определения реальной потребности в тех или иных препаратах. С помощью электронного реестра можно исключить лишние расходы госбюджета на закупки лекарственных средств, а также значительно повысить прозрачность процесса. Однако в Украине реестра пациентов нет, и ввиду того, что его создание требует довольно длительного времени, Минздрав решил начать возмещать стоимость лекарств и параллельно создавать реестр.

В Украине уже есть электронный реестр инсулинозависимых. К сожалению, несмотря на это, проект по реимбурсации инсулинов до сих пор так и не заработал. Стартовать планировали еще 1 декабря 2014-го, затем регулярно откладывали, так и не запустив. А ведь этот проект мог бы уже наработать столь нужный для нашей страны опыт по внедрению системы возмещения стоимости лекарств.

Почему проект реимбурсации инсулинов пока так и не воплотили в жизнь? В Минздраве отвечают, что реестр в частных руках и ведутся переговоры. Андрей Измайлов, технический директор компании «Украинский информационно-вычислительный центр», которая разрабатывала программное обеспечение для реестра, в комментарии газете «Аптека» о сложившейся ситуации рассказал, что в процессе работы специалисты вычистили много дублей и ограничили возможность вносить в базу «мертвые души»: «Основываясь на общих данных по областям, мы вычислили коэффициент, который показывает, сколько в стране инсулинозависимых от общего количества населения. Погрешность, конечно, есть, но все же можно проследить общую тенденцию. По заверениям врачей, которые работали с реестром, в него по разным областям внесены данные 80–100% пациентов. При этом не набралось даже 140 тыс. инсулинозависимых. Среди них еще есть умершие, но не отмеченные, выехавшие, фейки. То есть реальное количество, вероятно, будет еще меньше». В то же время, согласно статистическим данным Минздрава, по состоянию на 1 января 2015 года общее количество инсулинозависимых больных составляет 217 тыс. 770 человек (из них 209 тыс. 786 — взрослое население и 8028 — дети). По словам А. Измайлова, реестр не работает по причине того, что предприятие министерства не подписывает с фирмой-разработчиком договор о сопровождении реестра, а также замечает, что создается впечатление, что кому-то нужно, чтобы реестр не работал.

Безусловно, вопросов по реализации изначально хорошей и мегаважной для Украины идеи еще остается много. Например, каковы индикаторы успешности проекта, когда его результаты планируют пересматривать и вносить коррективы? Радует, что Минздрав регулярно проводит встречи со всеми заинтересованными сторонами и экспертами. Прислушиваются ли в ведомстве к замечаниям — покажет время. Надеемся, что День смеха для украинцев не превратится в День глупца.

 


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter