Новости
Ракурс

Кадровая мистерия в Минздраве — кого назначат на главную роль?

31 окт 2016, 09:18

Не прошло и полгода, как в Кабинете министров вдруг вспомнили, что в Министерстве здравоохранения до сих пор нет министра. И. о. есть, а министра нет. Может, запамятовали из-за того, что Ульяну Супрун чаще называют волонтером с рюкзачком, чем руководителем Минздрава. Хотя лично ей больше нравится обращение «пани доктор».


.

События последних недель, среди которых подготовка проекта бюджета-2017, начало отопительного сезона и ажиотаж вокруг субсидий, сенсационное заявление о двукратном повышении минимальной зарплаты, отодвинули решение кадровых вопросов в Минздраве. Но только на время. Все эти события так или иначе касаются медицинской сферы, утопающей в популистских заявлениях о реформах и нововведениях. Обещания красивой жизни раздают чиновники не только Минздрава, но и других ведомств. Разница в том, что снять любого министра — это длинная и непростая процедура, в то время как отставка и. о. — дело пяти минут. И не нужно согласовывать с парламентом.

Источники в Минздраве говорят, что У. Супрун дали понять: не пришлась она ко двору. Три месяца ее деятельности не порадовали вышестоящее руководство заметным прорывом в медицинском ведомстве. Вроде бы принято решение, что в ноябре здравоохранение получит нового руководителя.

То, что над пани доктором действительно сгущаются тучи, подтверждает и факт очередной волны активности претендентов на пост министра здравоохранения. В последние недели прошло немало медицинских и фармацевтических выставок, конгрессов и круглых столов, где в числе спикеров были и кандидаты в министры. Зашевелились и в профильном комитете парламента — там тоже есть обиженные на то, что их как минимум дважды незаслуженно обошли, назначив «чужаков».

После отставки министра-историка дружественная к нему пиар-служба распространила информацию о том, что все, кому предлагают занять его кресло, отказываются. Ни у кого нет желания и сил тянуть такой воз проблем за смешные деньги — 6000 грн в месяц. Вывод напрашивался простой — повысить зарплату министра и вернуть Александра Квиташвили. Ходят слухи, что он до сих пор в Киеве и открыт для предложений.

Из достоверных источников известно, что очередь на собеседование выстроилась огромная. Так было и полгода назад, и сейчас. Не скрывают своих министерских амбиций народные депутаты, среди которых Ольга Богомолец. Свою неудачу она объясняла тем, что у нее был целый список условий, а У. Супрун поставила только одно — сформировать свою команду. Лаконичность победила.

В списке претендентов есть ученые из Академии медицинских наук. Это директора институтов им. Шалимова — Александр Усенко, им. Амосова — Василий Лазоришинец, а также академик АМН, народный депутат Александр Беловол, который в свое время был замминистра. Готовы сменить свои должности и место жительства начальники департаментов здравоохранения нескольких областей, но шансов у них совсем мало. Как сказал один из претендентов, зря готовил всякие справки и планы, касающиеся развития здравоохранения, — его остановили на третьем пункте.

Определить, по каким критериям отбирают претендентов, и просто, и сложно одновременно. Кадровая политика в нашем государстве, как прогноз погоды, — никто не знает, что будет завтра. Аналитики уверены, что эра майдановцев и волонтеров прошла. Скорее всего, будут искать такого человека, который придет с коротким списком условий и согласится молча выполнять программу. Чью? Партии и правительства, которые его порекомендуют и утвердят.

В медицинских кругах ищут причины, которые не позволили У. Супрун стать министром. Трех месяцев вполне достаточно, чтобы парламент нашел время проголосовать за нее. Но будет ли нужное количество голосов? Вначале ее поддерживали в профильном комитете, хотя назначение и приняли с раздражением. Критика посыпалась, когда депутаты обсуждали проект бюджета-2017. Ольга Богомолец, Олег Мусий, а также оппозиционные депутаты резко критиковали и. о. министра за то, что не отстаивала интересы здравоохранения. На медицину из госбюджета выделили 62 млрд грн, а, по мнению депутатов, необходимо 150 млрд грн.

Но еще больше У. Супрун разозлила тех депутатов, которые в свое время «помогали» Минздраву составлять список объектов для передачи на баланс местных властей. В него вошли десятки санаториев на морском побережье и в Карпатах, центры реабилитации матери и ребенка, специализированные клиники и Научно-практический Центр телемедицины. Все было готово. Успели даже подготовить документ, что отныне все услуги телемедицины — платные для населения. Здания, территорию санаториев, ясное дело, давно измерили, составили бизнес-планы — как и для кого будут улучшать жизнь за счет государственной собственности, которая сама плывет в руки. И вдруг пани с рюкзачком (как называют и. о. министра наши политики, привыкшие к иному дресс-коду) на всю страну заявляет, что эти объекты должны остаться в системе здравоохранения. Да еще и письмо в Кабмин отправила.

Профильный комитет поддержал и. о. министра, похвалив за принципиальную позицию. И рекомендовал внести соответствующую поправку в проект бюджета — чтобы выделили на их содержание 670 млн грн. Сумма весьма скромная, если сравнивать с другими расходами. Но депутаты не оценили порыва и. о. министра. Говорят, что и госчиновники подключились — попросили не сорить бюджетными деньгами. Первое чтение проекта бюджета прошло. Денег не дали.

Еще больше врагов нажила себе и. о. министра, заявив, что Минздрав не будет поддерживать идею создания частной компании для аккумуляции страховых денег. В парламенте проголосовали именно за такой законопроект, отклонив другие. К слову, в профильном комитете (О. Богомолец) заявили, что деньги победили милосердие.

У. Супрун и ее команда попали в западню, которую создавали с их же участием. С одной стороны — от них ждут реформ. И общество, и руководство страны.

Идеи есть, проекты подготовлены, идет разъяснительная работа не только в столице, но и в областях. И в то же время почти все, кроме и. о. министра, понимают, что это фальстарт. Законопроект, дарующий частным структурам право распоряжаться миллиардными суммами, предназначенными для страховой медицины, в любом случае примут. В парламенте и не за такое голосовали. В этом случае все идеи о доступной медицинской помощи на первичном уровне, расходы на которую будут покрываться за счет наших налогов, то есть госбюджета, в одночасье будут похоронены.

Премьер-министр не раз обещал, что правительство сделает все для того, чтобы лечение стало доступным для граждан страны. Анонсировал введение референтных цен на лекарства, реимбурсацию (компенсация стоимости лекарств для больных), увеличение медицинских субвенций, которые улучшат ситуацию в регионах. Не хотелось бы расстраивать премьер-министра, но все эти идеи не ноу-хау, а секонд-хенд. Пиарщикам придется искать новые темы.

У нас были разработаны и реализованы проекты по референтным ценам и реимбурсации, которая, кстати, за два года показала неплохие результаты. Если их проанализировать, исправить ошибки, то не нужно будет тратить деньги и время на изобретение велосипеда.

В прошлом году научные сотрудники Национального медуниверситета им. Богомольца, причастные к разработке проекта, выступали за его продолжение. Но не получили поддержки со стороны министра Квиташвили. И ничего. Тот просидел в руководящем кресле больше года. А для пани доктора тема реимбурсации стала той каплей, которая вроде бы и переполнила чашу терпения премьер-министра. Как утверждают источники, его возмутил тот факт, что программа до сих пор не подготовлена, и когда будет стартовать — неизвестно.

Раньше реимбурсация касалась только больных гипертонией, теперь же она должна охватить и пациентов с астмой и сахарным диабетом (не инсулиновый тип). На все просят почти 1 млрд грн бюджетных денег, половина которых предназначена для гипертоников. Все планы пишутся на глазок — достоверного реестра больных нет ни по одному направлению. Это известно давно, но только теперь поняли, что во всем виновата пресловутая «невестка».

Эксперты не сомневаются, что и. о. никогда не стать министром — она не наберет в парламенте нужного количества голосов. Формальная причина — развал медицины, отсутствие реальных проектов по ее реформированию.

Но на отставку руководителя Минздрава влияют не результаты работы, а люди, чьи интересы были задеты. У. Супрун успела нажить немало недругов, готовых убрать ее из ведомства. Разными путями. Например, голосованием за те или иные статьи госбюджета. После первого чтения стало известно, что в бюджете не нашлось 500 млн грн на реимбурсацию для гипертоников. До неприличия затягивается процесс формирования списков лекарственных средств, необходимых для проведения тендеров и заключения договоров с международными организациями.

Просчеты очевидны. Почему никто не вмешивается?

Аналитики утверждают, что все это мизансцены одной пьесы, финал которой еще дописывают. Авторы начали с интриги — длительного отсутствия министра здравоохранения в правительстве той страны, где самая высокая смертность в Европе, где идет война, а на дорогах ежедневно гибнут и калечатся больше людей, чем в зоне АТО под обстрелами.

Есть и линия конфликта, которая тянется от ст. 49 Конституции, гарантирующей предоставление бесплатной медицинской помощи, и заканчивается где-то в карманах коррупционеров, привыкших распоряжаться бюджетными средствами, как своими. Бюджет здравоохранения постоянно стараются урезать — на следующий год дают меньше 3% ВПП. Но все равно жалко, вроде как свое отдают.

Для финала готовят несколько версий. Главный режиссер за то, чтобы закрыть Министерство здравоохранения, а его объекты передать Минсоцполитики. В начале пьесы, в смысле — при назначении министров, были такие идеи. Тогда реализовать не рискнули — побоялись социального взрыва. В нынешней ситуации весь негатив можно приписать той, кто играет роль министра, — не справилась, развалила, не заключила. За три последних года Минздравом руководили не только два министра, но и полдюжины и. о. С одинаковым успехом. Это обстоятельство можно использовать, чтобы оправдать слияние министерств. А что делать, если ни свои, ни варяги не могут эффективно управлять здравоохранением? Во многих странах эти ведомства объединили, попробуем и мы.

По мнению экспертов, такой вариант возможен. При передаче имущества с одного баланса на другой, как правило, половина теряется. А Минздрав владеет огромной недвижимостью по всей стране.

Возможен ли другой финал? Интрига сохраняется. Своенравная пани с рюкзачком на какое-то время притихла — даже не посещала те заседания, где обязана быть по статусу. Потом вдруг уволила советника, которого ей рекомендовали очень уважаемые люди. И провела круглый стол, на заседание которого пригласила «старшего брата», даже двух, имеющих большой вес, не только в нашей стране, но и за океаном.

Авторы и режиссеры, посовещавшись, объявили антракт. Действие продолжится за кулисами.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter