Новости
Ракурс

«Дешевая рыбка», или Кое-что о кадровом обеспечении деятельности местных советов

5 дек 2016, 10:32

Эффективность деятельности органов местного самоуправления во многом зависит от кадрового потенциала. Понятно, что не может не самодостаточная община удержать чиновников надлежащего профессионального уровня, но это очень просто решается путем объединения общин. Территориальные общины должны обеспечить достаточный уровень оплаты труда для своих менеджеров — должностных лиц местного самоуправления. От этого зависит и класс специалиста, и коррупционные риски. Как должен чиновник местного самоуправления жить и работать на 2000 или 4000 грн, не имея собственного бизнеса (по закону нельзя) и не «заглядывая» в местный бюджет или в конверты взяткодателей, при этом содержа семью? Значит, мы все обманываем друг друга и самих себя.


.

Всем известна пословица о рыбке, ухе и что из этого выходит. Местные советы и хотели бы решить эту проблему, единицы и решают, но большинство в состоянии неопределенности — нет оснований. Получается «немного несправедливо» — платят общины, а «музыку» заказывает Кабмин. Не считая центральных органов исполнительной власти, ни для кого не секрет, что средняя зарплата должностных лиц и служащих органов местного самоуправления колеблется в пределах 1300–2500 грн чистого дохода. Масла в огонь недовольства собственным финансовым обеспечением служителей территориальных общин подлило государство, начав реформу государственной службы и установив с 1 мая 2016 года новые условия оплаты труда для госслужащих, в который раз забыв об ОМС. Кстати, интересует позиция большинства председателей территориальных общин, которые почему-то молчат об общем уровне оплаты труда своих коллег.

Сложившаяся практика в части установления условий оплаты труда среди органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, которые пытаются их контролировать, заключается в использовании известного всем бюджетникам постановления Кабинета министров Украины от 9 марта 2006 года №268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов».

Абзацем вторым п. 1 этого постановления определено, что условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются органом местного самоуправления, исходя из условий оплаты труда, установленных для государственных служащих соответствующих категорий и схем должностных окладов согласно приложениям 48–54 и 57. В указанных приложениях расписаны должностные оклады чиновников ОМС от специалиста сельского совета до городских голов и председателей районных советов (почему-то за исключением городского головы Киева и председателей областных советов).

Такая редакция постановления №268 перекликается с текущей редакцией закона о местном самоуправлении: «5) утверждение по предложению сельского, поселкового, городского головы структуры исполнительных органов совета, общей численности аппарата совета и его исполнительных органов в соответствии с типовыми штатами, утвержденными Кабинетом министров Украины, расходов на их содержание» и законом «О службе в органах местного самоуправления»: «Условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются Кабинетом министров Украины».

Постановление №268 не соответствует действующему законодательству и требует внесения соответствующих изменений.

Решение и выводы КСУ являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованы. Законы, иные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня принятия КСУ решения об их неконституционности.

Текущая редакция закона о местном самоуправлении как изменение, внесенное в соответствии с законом №107-VI от 28 декабря 2007 года, признана неконституционной согласно решению КСУ. Соответственно на данное время должна бы действовать (а действует ли?) предыдущая редакция: «5) утверждение по предложению сельского, поселкового, городского головы структуры исполнительных органов совета, общей численности аппарата совета и его исполнительных органов, расходов на их содержание».

Текущая редакция Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» как изменение, внесенное в соответствии с законом №107-VI, также признана неконституционной. Соответственно на данное время должна бы действовать (а действует ли?) предыдущая редакция: «Заработная плата состоит из оклада, премий, доплаты за ранг, надбавки за выслугу лет и других надбавок, предусмотренных этим законом. Условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются органом местного самоуправления, исходя из условий оплаты труда, установленных для государственных служащих соответствующих категорий и должностей».

Порядок возобновления действия предыдущей редакции закона, изменения в который внесены законом, признанным неконституционным, действующим законодательством не установлен. К сожалению, проблема отсутствия методологии и соответствующих норм упорядочения законодательства в случае признания законов, вносящих изменения в другие законы, неконституционными, пока что не решается ни Верховной Радой, ни другими субъектами законодательной инициативы. Согласно Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Законом «О Кабинете министров Украины» в его четырех редакциях и законом УССР «О Совете министров Украинской ССР» не предоставлено Кабмину полномочий по установлению условий оплаты труда должностным лицам местного самоуправления. То есть у Кабмина на момент принятия постановления №268 и в настоящее время отсутствуют полномочия по установлению должностных окладов, надбавок и доплат чиновникам и служащим ОМС.

Кроме этого, положения постановления №268 не соответствуют Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной Украиной.

Конечно, не следует рассматривать проблему оплаты труда в органах местного самоуправления однобоко. Есть целый ряд городских советов, где о размере должностных окладов постановления №268 не беспокоятся, и ключевые должности имеют довольно приличную зарплату. Несмотря на это, нужна новая система оплаты труда, адаптированная к условиям общественного контроля.

Территориальная община, в первую очередь как объединение налогоплательщиков и основной носитель функций и полномочий местного самоуправления, должна свободно владеть информацией о расходах ОМС, в том числе на оплату труда чиновников. Это право должно реализовываться не путем подачи запросов, а путем обязательной публикации в интернете с указанием структуры полученного дохода. Хотя указанная информация в настоящее время публикуется путем обнародования деклараций о доходах за предыдущий год и с 1 января 2017 года будет публиковаться в Едином государственном реестре деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, узнать, сколько получает чиновник твоего совета, пока что сложно, а иногда невозможно. В решениях о местном бюджете, которые подлежат обязательному опубликованию, такая информация обычно также отсутствует.

Конечно, кое-кто из читателей, которые дошли до этого абзаца, могут высказать свое несогласие и возмущение актуальностью указанной выше проблематики, мол, «есть вопросы и поважнее», «они там все равно все воруют», «дорог, освещения, коммуникаций, справедливых тарифов нет, а он о деньгах чиновникам». Реакция вполне естественная, но при отсутствии профессиональных, достойных чиновников или, скорее, должностных лиц и прозрачных условий их функционирования, кто будет разрабатывать и проводить реформы, внедрять инновации, взаимодействуя с институтами гражданского общества, создавая предпосылки развития партиципаторной демократии, и, наконец, создавать приличные дороги, освещение, коммуникации, справедливые тарифы и т. д.?

 

Михаил ГРИЩЕНКО


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter