Новости
Ракурс

Украинский янтарь: безрадостные перспективы

Два года украинское правительство планирует урегулировать и вывести в легальное русло рынок добычи и реализации янтаря. Главный метод урегулирования — полицейские меры — показал свою полную нежизнеспособность. Наши пограничники находят в десятки раз меньше контрабанды, чем их польские коллеги. Национальная гвардия смотрится на ровенских болотах вызывающе опереточно. Задержание десятков сотрудников МВД, СБУ и прокуратуры по фактам участия в организованных преступных группировках, связанных с «крышеванием» янтарного бизнеса и обычным разбоем, не добавляет веры местным жителям в украинских правоохранителей.


.

В Киеве чиновники тоже не упускают шанса позаниматься решением проблем добычи солнечного камня. В бюджет 2016 года было заложено 1,5 млрд грн доходов от уплаты ренты за добычу янтаря. При планировании прошлогоднего бюджета законодатели решили взять прогнозный объем добычи на уровне 350 тонн за год — хотя несколько предыдущих лет добывали не более трех (!) тонн в год. Бюджет по поступлениям от ренты недовыполнен в десятки раз, однако сегодня правительство, не замечая недавних неудач, решает, что установление в 2016 году контроля над янтарной отраслью сможет принести доход от ренты в 2017 году уже в размере 4,5 млрд грн. Бюджет предусматривает доходы на 2017 год в сумме 721,4 млрд грн, так что доля от янтарной ренты, конечно, невелика. Но если весь документ был составлен вот так, руководствуясь подобными показателями, то главная смета страны кроме ужаса и сочувствия ничего вызывать не может.

Остроумный глава Государственной фискальной службы (ГФС) Роман Насиров объяснил людям невозможность вывода из тени и полноценного администрирования ренты за добычу окаменевшей ископаемой смолы. Он предлагал компенсировать трудности своего ведомства, уменьшив рентную ставку на добычу янтаря. Так, по его словам, единственными статьями доходной части бюджета, которые не демонстрируют перевыполнения и вообще трудно выполняются, являются рентные платежи по добыче янтаря и еще нефть, которая неправильно себя вела весь прошлый год. Невозможно эффективно работать с этими нестабильными полезными ископаемыми. Где-то теряется связь между теми, кто составляет бюджет, и теми, кто принимает его в виде закона.

Все вышесказанное еще раз подчеркивает, что забота государства о нуждах своих граждан далеко не всегда приводит к положительным результатам. Гораздо логичнее выглядят казенные функции в виде контроля и налаживания мониторинга месторождений полезных ископаемых местного значения, которые позволят избежать уклонения от уплаты ренты как государству, так и в бюджеты территориальных общин. Иначе рента будет разворовываться или присваиваться крупным бизнесом, а территории концентрации полезных ископаемых будут погружены в стагнацию и бедность.

Средняя зарплата в Украине сегодня составляет 5500 грн, в Ровенской области — на тысячу меньше. Старатель легко зарабатывает 500 грн в день, а если повезет, эта сумма может вырасти многократно. Заставить человека не пользоваться лежащей под ногами возможностью способна только нерентабельность приложенных усилий. При нынешнем состоянии экономики об этом говорить не приходится. Старатели откупаются от контролеров, как бы они ни выглядели, какие бы цели ни проповедовали и как бы ни назывались — полицейскими, бандитами, представителями суда или прокуратуры.

 


Максимальное наказание от свирепого государства для старателя — это условный срок, копеечный штраф и изъятие средств производства (помп, автомобилей, экскаваторов).

Механизм проведения простых и прозрачных аукционов на разведку и добычу янтаря, регламентирующий передачу недр в пользование с дальнейшей рекультивацией, возможно, где-то и готовится, но обществу ничего об этом не известно.

Нелегальная добыча помимо социальных сложностей приносит еще и прямые экономические потери для государства. Помповый способ добычи позволяет извлекать только пятую часть залежей камня, остальное остается недобытым. При упоминании экологических проблем речь должна идти о рекультивации изуродованных лесов, которых только по официальным данным сегодня 4 тыс. га. Часть ренты должна расходоваться именно на восстановление уничтоженных ландшафтов.

Но все это наши внутренние проблемы. Украина никогда не диктовала никаких условий на внешних рынках, полностью принимая правила, установленные более опытными игроками. Рост цены янтаря, который мы наблюдали еще несколько лет назад, пройдя ценовой пик, сменился устойчивым падением. В Гданьске (Польша) проходят ежегодные крупнейшие в мире выставки. На последней прошлогодней августовской Аmbermart 2016, которая открывает осенний сезон подготовки к новогодним праздникам, все сразу обратили внимание на уменьшение количества не столько участников, сколько посетителей. Сократилось число покупателей как из Польши, так и из других стран ЕС, но самое главное — приехало мало китайцев.

Рост интереса к янтарю в Поднебесной все последние годы основывался на многих причинах — как иррациональных, так и вполне разумных. Китайцы верят, что минерал способен притягивать к владельцу деньги, что он полезен для здоровья, но самое главное — там появился многочисленный средний класс, готовый легко потратить свободные деньги на безделушки. Ажиотажный спрос, существовавший в прошлые годы, — это простое отражение возросшего потребления китайцами, относящимися к среднему классу и элите, предметов искусства из красивого природного материала.

Последняя выставка показала, что все завершается. Неожиданностью Аmbermart 2016 стало резкое падение стоимости сырья янтаря — даже несмотря на то, что тенденция к удешевлению солнечного камня наблюдается еще с июня 2014 года (тогда сырье достигло максимальной отметки с 2006-го).

 Цены на янтарь фракции 20–50 г с августа 2006 по август 2016 года 

Как видно из графика, взятого из материалов выставки, стоимость янтаря фракции 20–50 г после достижения в июне 2014 года отметки 4200 евро/кг снизилась почти на 50% и в августе 2016-го уже составляла 2200 евро/кг. Цена на янтарь будет меняться, а конкретно — падать. Это связано с появлением на рынке больших объемов легального российского камня. 

Крупнейшее месторождение балтийского янтаря находится на побережье в 40 км к северо-западу от Калининграда. Разработку этого месторождения начали немцы в 1872 году, а Советскому Союзу оно досталось по итогам Второй мировой войны. Здесь получают 100–500 тонн камня ежегодно, тогда как вся мировая добыча составляет 500–800 тонн. Долгое время россияне не могли привести в порядок полученное наследство и организовать правильное позиционирование себя на международном рынке янтаря. Но в ноябре 2016 года они предложили стратегию развития янтарной отрасли до 2024-го. Самое печальное для европейских и других участников рынка заключается в том, что одновременно с этим Россия подписала контракт с Китаем на три года. Сумму контракта называют приблизительно — 10 млрд руб. Согласно договоренности, китайская сторона будет по предоплате приобретать огромное количество ископаемой смолы из самого крупного мирового месторождения. Китайцы также собираются наладить на мощностях Калининградского янтарного комбината переработку камня, используя свое оборудование и технологии. Все эти действия остались абсолютно незамеченными украинскими чиновниками, которые живут в каком-то своем, придуманном мире.

Внутренний украинский рынок испытывает некоторое замешательство. Сегодня наш янтарь можно совершенно легально купить в Польше — с документами, причем по вполне лояльным ценам, часто дешевле, чем в Украине.

Перспективы для влияния на цены и объемы янтаря на мировом рынке у нашей страны минимальны, однако правильно наладить работу отрасли можно, используя опыт соседей и не вдаваясь в ненужные инновации.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter