Новости
Ракурс

Мир на пороге финансовой революции

С чего все началось


.

50 лет назад начались потрясения мировой денежной системы, завершившиеся в 1971 году отменой золотого стандарта, существовавшего ранее. Изменилась навсегда природа денег, но это революционное событие не получило бурной оценки общества. Деньги любят тишину, и случившееся замолчали. Все это в конце концов привело к грандиозному кризису 2008 года, который на Западе называют Великой рецессией (Great Recession). Объемы мировой торговли упали на 10% и восстановились только в 2012 году, но до сих пор отстают от докризисных темпов роста.

Деньги — индикатор экономики, их поведение всегда и наглядно диагностировало ее состояние. В качестве стандартной денежной единицы исторически было выбрано золото. Появившиеся в XIXвеке бумажные деньги исполняли роль сертификата, который предоставлял владельцу право требования определенного количества золота. Рассчитываясь друг с другом, люди передавали право собственности на металл. Сам он хранился в одном месте и строго охранялся. Бумажные деньги свободно и без ограничений конвертировались в золото.

Главной резервной валютой в эти времена был британский фунт стерлингов. Весь порядок рухнул с началом Первой мировой войны, когда лидером и резервом стал доллар. В 1929 году в Штатах произошел биржевой крах и началась Великая депрессия. В 1933 году в США был отменен золотой стандарт, который существовал сто лет, и введен плавающий курс доллара. В 1934 году президент США Рузвельт ратифицировал Золотой резервный акт, который американцы назвали «великим золотым ограблением». Все граждане должны были сдавать металл государству, свободный оборот его запрещался и за владение им назначался тюремный срок до 10 лет. При этом государство выкупало у граждан золото по старой цене, 20,67 долл. за тройскую унцию, и тут же объявляло, что новая цена унции — 35 долл., то есть почти на 70% больше (впрочем, выкупить золото по такой цене у государства все равно никто не мог). Это был первый источник роста золотого запаса США.

Вторым источником стали страны воюющей Европы, которые отдавали свои запасы в обмен на поставки американского вооружения, техники и продовольствия. В результате к концу Второй мировой войны в Штатах оказалось 70% мировых запасов благородного металла. В июле 1944 года на американском курорте Бреттон-Вудс в штате Нью-Гэмпшир была проведена международная конференция, которая установила новую систему денежных отношений и торговых расчетов. Доллар США уже официально стал таким же видом мировых денег, как и золото. Для него была установлена твердая цена: 35 долл. за тройскую унцию. США получили валютную гегемонию, убрав своего ослабевшего конкурента — Великобританию.

На конференции были организованы Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд. СССР тоже подписал соглашение, но не ратифицировал его. Руководителей Советского Союза не интересовали какие-то вторичные экономические и финансовые вопросы, волнующие недалеких янков и свору их сателлитов-неудачников. Советы занимал только передел мира, который и произошел на Ялтинской конференции в феврале 1945 года.

Федеральная резервная система США, частная акционерная компания с особым статусом акций, которая стояла за всей Бреттон-Вудской историей, создала и законодательно провела массу сложностей и ограничений для обмена долларов на золото. Это можно было сделать официально и только в одном месте — Казначействе США. Однако металл покупали постоянно, и с 1949 по 1970 год его запасы в США сократились с 21 800 до 9838,2 тонны — более чем в два раза. Цена его постоянно росла и в 1960 году достигла 40 долл. за тройскую унцию. Америка вынуждена была устроить свободную продажу золота на рынке с идеей сбить на него цену.

Окрепшие после войны европейцы понимали, в чьих интересах происходят подобные финансовые интервенции. В 1965 году генерал Шарль де Голль, президент Французской республики, прилетел в США и на встрече с американским президентом Линдоном Джонсоном сообщил, что намерен обменять 1,5 млрд долл. наличными на золото по официальному курсу 35 долл. за унцию. Джонсону доложили, что французский корабль, груженный долларами, находится в нью-йоркском порту, а в аэропорту с таким же грузом на борту приземлился французский самолет. Джонсон пообещал президенту Франции серьезные проблемы. Де Голль в ответ объявил об эвакуации с территории Франции штаб-квартиры НАТО, 29 военных баз НАТО и США и выводе 33 тыс. военнослужащих альянса. В результате было сделано и то и другое.

Следующим стал федеральный канцлер Германии, творец «немецкого экономического чуда» и убежденный монетарист Людвиг Эрхард. Публично осудив де Голля за «вероломство», он хладнокровно предъявил США к обмену на золото сумму долларов, ощутимо большую, чем Франция. За ними потянулись центробанки Канады и Японии. Британцы, которые никак не могли поддержать валютную атаку на доллар, поступили проще — девальвировали фунт стерлингов. Но это вызвало ажиотажный спрос на металл в Лондоне со стороны частных инвесторов. 

Де Голль первым провел успешную атаку на доллар, но в результате потерял свой пост, а Франция пережила социальный кризис. Он начался в 1968 году с леворадикальных студенческих выступлений, вылившихся в демонстрации, массовые беспорядки и почти 10-миллионную всеобщую забастовку. В организации этих событий до сих пор обвиняют американские спецслужбы, которые так отреагировали на неправильное поведение французского президента.

Можно было девальвировать доллар и повышать цену на золото до бесконечности, однако президент США Ричард Никсон, который получил прозвище Ловкач Дик, 15 августа 1971 года заявил о закрытии «золотого окошка». Это означало дефолт Америки и односторонний ее выход из Бреттон-Вудских соглашений. Мировая экономика пережила это тихо еще из-за того, что отмена свободного обеспечения наличных долларов золотом произошла 40 лет назад. Страны были вынуждены договориться о колебаниях курса своих валют. Вначале это делалось в небольших пределах относительно друг друга, но в результате идею взаимного регулирования валют оставили, курсы валют стали свободные, плавающие. Европа волевым решением отказалась от всех сложных концепций и перешла к единому евро.

Сегодняшний день

У денег сегодня нет никакого абсолютного измерителя. Из знания того, что доллар в 1971 году стоил 41 английский пенс, а теперь — 80, нельзя делать никаких выводов о росте или падении доллара вообще — только по отношению к фунту. Обе валюты могли подорожать в тысячу раз или подешеветь в сто. Сейчас в этом трудно разобраться, но при желании легко обозначить некоторые величины.

Если привести в пример США, то можно говорить о шестикратно увеличившейся инфляции, на порядок выросшем фондовом рынке (хотя по индексу Доу-Джонса он вырос в сотни раз); цена недвижимости тоже подскочила более чем в 10 раз (хотя объем продаж увеличился всего лишь вдвое); не существовавший в природе и появившийся рынок фьючерсов и деривативов (производных ценных бумаг) оценивается в сотни триллионов долларов, что на порядок превышает всемирный ВВП. Цена золота за унцию сегодня составляет 1200 долл., что в 30 раз выше цены 1971 года. Причем до американского дефолта она не менялась 38 лет, хотя мир пережил Великую депрессию, самую разрушительную войну, послевоенное восстановление и экономический бум.

На кризис 2008 года его генераторы, идеологи и конструкторы — США — отреагировали сразу и радикально, включив печатный станок. Была объявлена программа количественного смягчения (англ. quantitative easing). Программа заключалась в том, что правительство скупало неликвидные активы, в первую очередь американские, за счет выпуска новых долларов. Это делалось со скоростью 100 млрд самых надежных денег мира в месяц. Указанная программа была разделена на три периода и завершилась 29 октября 2014 года, когда американцы завершили третью волну экспансии своих бумаг с изображением президентов. После американцев количественным смягчением занялась Европа, напечатав 1 трлн евро. Это же делает Япония.

На сегодняшний день деньги всех государств называются фидуциарными (от лат. fiducia — доверие) или фиатными (от лат. fiat — декрет, указание, «да будет так»). Каждое государство объявило свою валюту законным средством платежа. Исторически все деньги обеспечивались каким-то товаром — например, золотом или серебром, но сегодня они обеспечиваются исключительно доверием к государству.

Нынешний курс доллара, падение цены на нефть и другие сырьевые ресурсы — результат экономических действий стран, которые принимают решения в мире. Все, что обвалилось, — рубль, гривна, другие региональные деньги — говорит об абсолютной незначительности влияния этих государств на мировую экономику. Логику поведения для государства Украина диктует мировой рынок финансовых услуг, и совсем не важно, кто является спикером этого диктата. Все последние события в финансовой сфере нашей страны связаны не только с внутренними проблемами, но и с условиями, поставленными перед нашей державой более опытными игроками.

Что будет дальше

Мировой финансовый рынок экономически сильных стран сегодня находится в состоянии созидательного разрушения. Происходящие изменения в этой отрасли затронут всех — заемщиков и вкладчиков, инвесторов и регуляторов. Государственная машина посредством регуляторов усиливает надзор за традиционными финансовыми институтами (банками и страховыми компаниями), особенно за так называемыми системообразующими. Пересматривается нормативно-правовая база и ужесточается контроль над всеми сегментами финансовой отрасли, в том числе над управлением активами. Происходят изменения в ценообразовании, банки вынуждены работать в условиях «финансовых репрессий»: регуляторы удерживают ключевые процентные ставки на более низком, чем обычно, уровне. А значит, снижается чистый процентный доход, меняется структура комиссионных, участники рынка все осторожнее вступают в долгосрочные финансовые отношения.

Под этим влиянием банки будут вынуждены оказывать все меньше услуг, более узкому кругу клиентов. В сфере финансовых услуг станет меньше посредников, и сами услуги будут более эффективными. Многие из поколения миллениум (20–30-летние) привыкли сами устанавливать правила игры. Банкам придется подстраиваться под их требования — предлагать более гибкие и персонализированные продукты, перестраивая маркетинговые коммуникации по принципу «в любом месте, в любое время, любыми средствами».

В отрасли все сильнее ощущается влияние революционно мыслящих людей «со стороны».Новые игроки будут использовать последние технические достижения и приемы поведенческой науки, чтобы привлекать клиентов. Пример шеринговых (от англ. sharing — разделение) сервисов Airbnb и Uber показывает, что подрыв традиционных отраслей бывает наиболее действенным, когда его начинают игроки из другой отрасли.

В итоге родится отрасль, предлагающая широкий ассортимент персонализированных решений. Традиционным компаниям придется пройти путь «саморазрушения» — в корне изменить мышление и подходы к работе. Новые структуры начнут предлагать более качественные услуги, но им будет сложно прорываться через институциональные и регуляторные преграды, помогающие традиционным компаниям удержаться на рынке. А значит, будущее — за поставщиками финансовых услуг, которые смогут сочетать лучшие из существующих платформ и новые подходы к ведению бизнеса.

Деньги будущего

Финансовый кризис 2008 года породил также новые деньги — криптовалюту. В основе была идея создать деньги, не подверженные инфляции, такие же надежные, как золото. Криптовалюта работает при отсутствии любого внутреннего или внешнего администратора, что позволяет проводить транзакции (от англ. transaction, лат. transactio — соглашение, договор), не принимая во внимание все банковские или государственные условия и ограничения. Сейчас функционируют тысячи разнообразных криптовалют.

Процесс выпуска любой криптовалюты строго фиксируется в открытой электронной учетной книге, которая получила название блокчейн (blockchain), или цифровая база для хранения данных. Все транзакции записываются в хронологическом порядке и являются доступными для любого желающего. Эта инновационная технология интересна тем, что базы данных на ее основе не контролируются отдельной организацией, а распределяются между всеми пользователями сети. Это означает, что ни у кого нет права собственности на информацию. Blockchain помогает создать идентификационный продукт, который невозможно математически подделать.

Цифровая база может быть использована для хранения любой информации, всех видов документов, включая займы, контракты, поступления, а также способна упростить современный банкинг. Принцип невозможности дублирования электронной валюты (подделки) реализован благодаря тому, что каждая «монета» содержит электронные подписи всех ее эмитентов (монеты генерируются за счет работы специальных приложений на многочисленных ПК), отправителей и получателей.

Все это справедливо для управления любыми процессами, с помощью blockchain можно демонтировать все иерархические институты власти и заменить их новыми, децентрализованными. В эту технологию вложено более 1 млрд долл. венчурных инвестиций со всего мира.

Мир переживает тихую революцию социально-общественного устройства и экономики. Меняются устоявшиеся международные приоритеты, основанные на военной силе и высоком экономическом потенциале стран-лидеров. Корректируется роль государства и политики, например, все более заметно, что окружающее меняется не политиками, а технологиями и обычными людьми. Устойчивость экономики определяется не надежностью финансовых систем и доступностью кредитов в требуемых объемах и сроках, а возможностью хозяйствующих субъектов преобразовать финансовые инвестиции в реальный инновационный продукт. Значение финансового капитала падает по сравнению с постоянным ростом капитала человеческого.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter