Новости
Ракурс

«Нафтогаз» практически взял под полный контроль оператора ГТС «Укртрансгаз»

24 мар 2017, 09:59

Несмотря на видимость отделения функций оператора газотранспортной системы (ГТС) от добычи и продажи, НАК «Нафтогаз Украины» практически полностью подчинила себе действующего оператора ГТС — ПАО «Укртрансгаз». Это удалось правлению «Нафтогаза Украины» после увольнения президента «Укртрансгаза» Игоря Прокопива и введения в состав правления ПАО «Укртрансгаз» и на ключевые административные должности представителей «Нафтогаза».


.

Кроме того, «Нафтогаз» объявил о начале поиска нового главы «Укртрансгаза» и озвучил требования к претендентам, основным из которых стала работа на руководящей должности в течение 10 лет в компании-операторе газотранспортной системы.

Похоже, условия прописаны под очередного иностранного руководителя стратегическим украинским предприятием. Хотя новое правление «Укртрансгаза» назначено «Нафтогазом» на трехмесячный период, НАК за это время рассчитывает практически создать замену действующему оператору ГТС — ПАО «Магистральные газопроводы Украины» — и передать ему основные активы ГТС и функции оператора газотранспортной системы страны.

Менеджмент «Нафтогаза» настаивает на привлечении иностранного заинтересованного партнера для сохранения прибыльной работы ГТС и после окончания контракта с российским «Газпромом», действие которого истекает 31 декабря 2019 года. «Газпром» не только заявляет, что не будет нуждаться в украинских газотранспортных услугах (в 2016 году транзит по ГТС Украины превысил 70 млрд кубометров) после 2019 года, но и добивается разрешения Еврокомиссии на полную загрузку своим газом газопровода (по дну Балтийского моря) «Северный поток-1» и строительство«Северного потока-2». Это противоречит требованиям Третьего энергетического пакета, предусматривающего, что продавец (добывающая компания, которой является «Газпром») не может одновременно быть и оператором ГТС.

Таким способом предусматривается ограничение монопольных прав продавца-оператора газопоставок. «Газпром» идет на всяческие уловки и некоторые уступки по действующим долгосрочным контрактам, чтобы добиться исключения из этого правила. И многие страны ЕС фактически уже не против предоставления «Газпрому» дополнительных функций. Тем более что «Газпром» ведет активную пропаганду против использования существующих газотранспортных маршрутов через Украину и Польшу, мотивируя их необязательностью и дополнительными расходами на транзит газа через третьи страны, что ложится бременем на потребителей российского газа в ЕС.

Есть информация о том, что на предстоящем саммите G7 (25–27 мая 2017 года) глава «Нафтогаза Украины» намерен заявить с трибуны, что украинская ГТС — наиболее оптимальный вариант, и что нужно блокировать «Северный поток» — и первый, и планируемый второй. Конечно, это в интересах нашей страны. В отличие от других вынашиваемых планов «Нафтогаза» — введения полного управления «Укртрансгазом» и затем фактической приватизации украинской ГТС через передачу акций иностранной компании — участнику ПАО «Магистральные газопроводы Украины» — без участия Кабмина, президента и Верховной Рады.

Насколько известно, глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев не уверен в поддержке Кабинета министров и президента. Но с 1 апреля — дня вступления в силу нового устава НАК — он не особо будет нуждаться в ней. Во всяком случае, Кабинета министров (хотя Кабмин и является учредителем и пока что единственным акционером НАК, а НАК — акционер «Укртрансгаза» и «Укргаздобычи»).

Новый устав «Нафтогаза» и введенные правила корпоративного управления в компаниях, входящих в группу «Нафтогаз Украины», предполагают фактическую автономность в принятии решений. Основные решения согласовываются с наблюдательным советом НАК, в составе которого сегодня три экс-менеджера британской BPи только двое представителей от правительства — акционера «Нафтогаза». Кстати, чуть более двух лет назад в государственном ПАО «Укргаздобыча» (добыча около 14,5 млрд кубометров в год) именно таким образом Коболев установил контроль над добычей госкомпании, и теперь она продает весь добытый газ только «Нафтогазу» для дальнейшей перепродажи населению и предприятиям теплокоммунальной энергетики.

Если за указанный трехмесячный срок Коболев не успеет создать новое ПАО на базе ГТС, то есть «Укртрансгаза», с «заинтересованными инвесторами», дальше последует долгий процесс реформирования, реанимации газотранспортной системы и, возможно, частичная консервация невостребованных газотранспортных мощностей и подземных хранилищ газа. А заинтересованные инвесторы (это, насколько известно, — итальянская пророссийская Snam) готовы вложить в ГТС — для транзита газпромовского газа по территории Украины — до 2 млрд долл. Трехмесячный период создания нового оператора ГТС необходим «Нафтогазу» и в связи с тем, что к его окончанию ожидается решение Стокгольмского арбитража в споре «Газпрома» с «Нафтогазом Украины», в частности об условиях так называемого транзитного контракта от 2009 года. «Нафтогаз» рассчитывает на решение арбитров в свою пользу. Но и «Газпром» говорит об уверенности своих арбитражных позиций.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter