Народная биржа янтаря, или Соцсети как инструмент трафика на рынки Азии и Европы
https://racurs.ua/1563-narodnaya-birja-yantarya-ili-socseti-kak-instrument-trafika-na-rynki-azii-i-evropy.htmlРакурсУ журналистов больше нет нужды ехать лично в янтарные регионы для того, чтобы снять фотографии марсианских ландшафтов или пообщаться с местными. Все это можно сделать в соцсетях, ведь практически весь процесс добычи солнечного камня ежедневно фиксируется и выкладывается в тематических янтарных группах. Никто из причастных не беспокоится об идентификации личности копателя или скупщика правоохранителями — ежедневно появляются все новые и новые лица взрослых и детей, для которых «копать картошку» не только прибыльное дело, но и безнаказанное и по-своему популярное.
Поэтому в соцсетях успешно и активно действует ряд групп, где открыто договариваются о покупке или продаже янтаря, оборудования для добычи, перевозки солнечного камня в другие регионы и страны, обсуждаются новые партнеры по бизнесу на предмет надежности. И даже несмотря на то, что 16 мая президент Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины, запретив российские социальные сети, янтарные биржи продолжают работать.
«Ракурс» промониторил последнюю ситуацию в тематических группах «ВКонтакте» — схемы продолжают работать. Пользователи настроили свои VPN, установили браузер Tor, а также заговорили о необходимости расширения — создания новых групп в Telegram и Facebook.
«ВКонтакте» с покупателями-продавцами из Азии и Европы
«ВКонтакте» пока что остается центральной соцсетью для людей, ищущих рынки сбыта янтаря в интернете. Кроме общеизвестной группы «Клондайк» здесь создано много других сообществ — не менее интересных и важных. Например, в сообществе «Янтарщики» активные скупщики солнечного камня обсуждают людей, с которыми они еще не работали, пишут рекомендации или жалобы. И хотя жители янтарных районов Ровенщины говорят, что в соцсетях преимущественно «работает» молодежь, мелкие скупщики или люди, которые ищут, где товар можно продать дороже, все же эти сообщества — пример реальной народной биржи янтаря со своими правилами, ценами, фейс-контролем, репутацией и мошенниками.
Например, мелкие продавцы или те, кто сдает в аренду или продает специальное оборудование, сначала договариваются через «ВКонтакте» или Viber о доставке определенной партии, а потом просто присылают товар «Новой почтой». Конечно, в большинстве случаев скупщики встречаются напрямую, например, в Ровно или Луцке, но использование «Новой почты» — стабильная практика, о чем скупщики открыто пишут в янтарных сообществах.
Также в этих сообществах ежедневно появляются сообщения вроде «Постоянно продаем украинский янтарь», «Доставляем ваш товар из Украины в Россию». Страна доставки может меняться, от чего варьируется и цена. Так, в прошлом году стоимость транспортировки 1 кг янтаря в РФ стоила 35 долл., а из России в Китай — 150 долл.
Однако объявлений о перевозке в Россию в этом году стало меньше — по сравнению с польским направлением. Дошло до того, что пользователи открыто пишут: «Перевезу янтарь в Польшу с гарантиями», «Продам янтарь в Польше», «Куплю белые камни в Польше». Схему перевозки товара в Польшу «Ракурс» уже описывал в статье «Ситуацию с янтарем взяли под контроль — депутаты и криминал».
Участниками тематических сообществ «Бурштин, янтарь, amber» являются иностранцы — большинство из них китайцы, которые учатся/работают/живут в Украине или России. Вероятно, они — составляющая международного трафика. Время от времени граждане Китая самостоятельно приезжают в Киев или в Ровенскую область и скупают партию янтаря, предварительно подавая объявления на своей странице в соцсети.
На условиях анонимности «Ракурсу» сообщили, что скупщики выходят на украинских студентов, обучающихся по программам обмена в Китае, предлагая им значительные суммы за поиск новых контактов для продажи янтаря. Таким образом, участники «народной биржи» действуют масштабно — ищут выходы на любого иностранца, на новые рынки сбыта.
Интересуются украинским янтарем, кроме Китая и Польши, преимущественно граждане ОАЭ, Турции и Кувейта.
Мошенники и полиция — неотъемлемая составляющая янтарного бизнеса в соцсетях
После появления сообществ, которые служат платформой купли-продажи солнечного камня, как и в любом микромире, появились и янтарные мошенники. Иногда с мошенниками, которые наживаются на коллегах-авантюристах по нелегальному бизнесу, случаются довольно забавные случаи. Например, в сообществе «Янтарщики» один скупщик писал, как ему «Новой почтой» отправили на пробу первую партию товара-сырца — щебня, да еще и требовали оплаты. Щебень тот оставил себе, потому что «в строительстве все пригодится».
Однако случаются куда более серьезные истории. Например, уже несколько месяцев скупщики разыскивают афериста, который занимается перевозкой товара из Гонконга в Китай. Людям, которые найдут и привезут его в Украину, обещают 100 тыс. долл. вознаграждения.
Время от времени скупщики описывают другие свои приключения — о том, как мошенники в соцсетях договорились о встрече для покупки товара, а затем с помощью электрошокера отобрали и деньги, и товар. Хотя такая ситуация ввиду нелегальности бизнеса не может вызвать удивление.
Там, где сформировался определенный рынок, начали появляться и сопутствующие сервисы, тождественные онлайн-мошенничеству. Здесь все просто и не надо электрошокеров. Например, появились пользователи, которые за денежное вознаграждение рассказывают новичкам, как войти в янтарный бизнес. Те же люди продают базы данных вероятных покупателей из Китая. В большинстве случаев это общеизвестная база пользователей-иностранцев «ВКонтакте», которые были замечены хотя бы в одной из янтарных групп, в «друзьях» скупщиков или в сообществах, связанных с тематикой доставки товаров из Китая.
Вместе со скупщиками, продавцами янтаря, аферистами, мошенниками-консультантами и простыми наблюдателями в янтарных сообществах в соцсетях работают правоохранители. Работают ли они добросовестно, на кого, и куда девается изъятый янтарь — это уже другие вопросы. Впрочем, иногда скупщики жалуются, что такой-то участник сообщества договорился о встрече с целью приобрести товар, а потом — «выпили кофе, сели в машину, я показал янтарь, а он мне — ксиву».
Поэтому, как и в любом нелегальном бизнесе, здесь также нужны свои элементы безопасности. И в этой сфере янтарный онлайн-рынок развивается. Недавно появились сообщения о новой услуге — вооруженное сопровождение и охрана во время «встреч». Не исключено, что эта «вооруженная охрана» однажды нарвется на правоохранителей, которые пытаются разоблачить скупщиков янтаря.
Кто они — аудитория янтарных сообществ в соцсетях
Ярко демонстрирует рядового участника янтарных групп в соцсетях самое большое по численности общество «Клондайк». Здесь ежедневно появляются сообщения о большом урожае «картошки», публикуются фото копателей янтаря, в том числе детей, фотографии денег, полученных за товар, новых автомобилей, мотоциклов и всего, чем хотят похвастаться молодые люди. Просмотрев профили участников этих сообществ, можно констатировать, что большинство из них — молодежь, круг интересов которой прикован к группам вроде «Бандитский двор» и подобных, где демонстрируется модель поведения «настоящего мужчины». Конечно, в янтарных группах есть и серьезные скупщики, которые стараются лишний раз не светиться, а просто торговать, находить новых покупателей и новые пути транспортировки за границу. Однако преимущественно янтарные биржи в соцсетях — место встречи и способ ведения онлайн-бизнеса молодых старателей.
Жители Клесова и Владимирца Ровенской области рассказали «Ракурсу», что атрибутами местной молодежи, активно вовлеченной в добычу, обработку и продажу янтаря, являются легкие деньги и, как следствие, — алкоголь, наркотики, автомобили, азартные игры и оружие. Местные отмечают, что из 100% юных старателей максимум 30% планируют и видят свою жизнь вне этого занятия, осознавая, что рано или поздно надо будет покинуть нелегальный бизнес. Такая молодежь «копает картошку» тихо, их не слышно, они не покупают дорогих автомобилей, а откладывают, регистрируются частными предпринимателями и со временем пытаются переориентироваться.
Вместе с тем, по мнению жителей Клесова, их молодое поколение в основной своей массе потеряно из-за янтаря. В регионе возросло количество ДТП — не бывает месяца, чтобы кто-то из молодых копателей не разбился. Во Владимирце подростки — юные бизнесмены — проигрывают на игровых автоматах огромные суммы денег, «заработанные» на клондайке.
«Подростки на своем уровне, но старшие не лучше», — резюмируют местные.
В ближайшие годы мы увидим, адаптировалось ли молодое поколение и взрослые из янтарных регионов, которые или копают, или продают товар, к реалиям сегодняшнего дня. Пока же продолжается и добыча янтаря, и его продажа, в том числе и с помощью соцсетей.