Как народ может изменить Украину, или Будущее за краудсорсингом
https://racurs.ua/1580-kak-narod-mojet-izmenit-stranu-ili-buduschee-za-kraudsorsingom.htmlРакурсСовременное информационное пространство открыло новые возможности для экономического развития. В обществе оформилась идеология совместной реализации проектов разрозненными людьми, породившая большое количество направлений хозяйственной деятельности и управления процессами. Украина — экономический маргинал, который нелегко интегрируется в мировые тренды. Но, несмотря на многолетнее нахождение нашего государства на краю развитых экономик, мы можем без труда включиться в актуальные сетевые и информационные проекты. Даже при катастрофическом отсутствии внешних инвестиций вполне уместно рассчитывать на внутренние резервы, которые не всегда упираются в финансы. Примером может служить получившая широкое развитие у нас разнообразная волонтерская деятельность.
Краудсорсинг — история и яркие примеры применения
Существует большое количество технологий, названия которых начинаются со слова «крауд» (от англ. crowd — толпа). Самый распространенный пример — краудсорсинг (sourcing — использование ресурсов) — использование большого числа случайных людей для решения задач, которые возникают при ведении бизнеса. Методика родилась давно, но получила свое название и развитие в эпоху интернета. Древнейшим и самым провальным примером использования этого метода была постройка Вавилонской башни. Но человечество склонно учиться и делать правильные выводы из ошибок.
В начале XVIII века правительство Великобритании для решения локальной технической проблемы — нахождения точного метода определения долготы на море — назначило приз для любого желающего, способного справиться с этой задачей. Лондон предложил поучаствовать в решении головоломки всем, кто был на это способен, вместо того, чтобы платить конкретному коллективу «британских ученых». Метод, который применили британские власти, спустя 300 лет назвали краудсорсингом.
В XX веке создателям Оксфордского словаря при использовании такой же технологии понадобилось целых 70 лет и анализ 6 млн писем. Википедия, пятый по распространению в мире ресурс, основывается на этой же идеологии. Конституцию Исландии в 2011 году писали с помощью этого метода, ее обсуждение проходило на странице социальной сети Facebook. Юристы оценили поступившие предложения и самые популярные замечания, после чего дополнили основной закон страны.
Все вышесказанное легко применить и в Украине. Например, этот способ может помочь в решении таких «невыполнимых» для нашей страны задач, как запуск земельной реформы. Почему бы не попробовать разместить все материалы и организовать обсуждение в социальных сетях? Тогда пропадет эта дремучая мотивация о невозможности ее проведения и власть имущие оперативно узнают мнение социума о себе и своих идеях.
Бизнес давно использует подобные методики. Procter & Gamble запустила свой проект в сети — InnoCentive, в котором всем желающим предлагают разнообразные задачи, а авторы лучших решений получают вознаграждение от компании. Сеть кофеен Starbucks тоже создала отдельный сайт, на котором собирает предложения о своем развитии. Ford просил пользователей сетей снимать рекламу автомобиля Ford Mustang — победитель получил это авто. Nike представила онлайн-конструктор, с помощью которого клиенты могли собрать кроссовки своей мечты. Facebook, совершенствуя свой ресурс, опирается на создание приложений добровольцами-альтруистами. Для этих целей на сайте есть раздел о том, что делать, если вам захотелось создать приложение. Существуют также платформы для «толпы» дизайнеров, имеющих свободное время, где компании размещают заказ и потом за небольшие деньги приобретают понравившийся им продукт. Любители теснят профи из рекламного бизнеса, бесплатно выкладывая свои ролики, что является особенностью сегодняшнего дня.
В развитых странах правительственные институты достаточно широко используют эту методику. Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства NASA запускает новые краудсорсинг-проекты практически ежемесячно, собирая таким образом данные для проведения научных исследований. Правильно сформулированные условия позволяют достаточно глубоко обработать огромное количество информации, используя коллективный разум для решения прикладных задач. Землетрясение в Японии, разрушившее атомную станцию Фукусима, привело к созданию обычными гражданами нескольких ресурсов с картой загрязнения радиацией, которая основывалась на данных дозиметров пользователей.
Отечественный бизнес тоже способен решать подобные задачи, используя интернет-технологии — нужно только правильно мотивировать пользователей для получения от них интересных и нужных решений. Мотивация не всегда может быть материальной: краудсорсинг в мире объединяет тысячи людей просто своей идеей. Это даже не методология, а мировоззрение. Человек, написавший статью для Википедии, не получает известности как ее автор, но вместе с множеством людей делает общее дело, на которое тратит свое свободное время совершенно бесплатно. В Украине ярким примером может служить сайт, где собрана крупнейшая база генеалогических данных страны.
Краудсорсинг может быть внешним (когда обращаются ко всем заинтересованным) и внутренним (когда внутри, например, одного министерства любой сотрудник вне зависимости от должности может внести вклад в решение поставленных задач). Второй вариант тоже очень легко приживется на нашей почве и сможет доказать свою эффективность, ведь он заметно повышает производительность при минимальных издержках.
Такие действия, несомненно, помогут сформировать положительный имидж руководства любой отрасли и проекта, если эти руководители реально заинтересованы в положительном результате, а не имитируют это. Этот метод позволит найти находящиеся рядом таланты и завербовать их для решения самых проблемных вопросов. В нашем государстве переизбыток специалистов по юриспруденции и финансам, поэтому даже в столь неоднозначных сферах возможно полноценное использование краудсорсинга. Весь сетевой маркетинг основан на этой идее. Можно по-разному к нему относиться, однако его широкое применение отрицать нельзя.
Краудфандинг — народное финансирование
Второе активно используемое в мире направление, связанное со словом «толпа», — краудфандинг. Это совместное финансирование проектов, или народное финансирование. Самый яркий его пример — сбор средств на постройку фундамента для статуи Свободы в Нью-Йорке, тогда деньги были собраны со 100 тыс. американских граждан.
Это достаточно распространенное сегодня в мире направление в Украине тоже представлено, но работает плохо. Причин непопулярности привлечения средств от случайных людей много. Мы в принципе отстаем от всех мировых трендов на несколько лет. Соотечественник, желающий пожертвовать средства на благое дело, практически всегда сталкивается с огромным ворохом технических сложностей. Простой перевод денег напоминает мозговой штурм. Кроме того, краудфандинг чаще всего ассоциируется со стартапами, которые в нашей стране зачастую оказываются пирамидами или просто мошенническими проектами. Примеров таких не счесть.
Подписанный в 2013 году президентом Обамой JOBS Act позволил после 80-летнего перерыва заниматься инвестициями не только квалифицированным инвесторам, но и обычным жителям США. Отсюда возникло и заработало еще одно понятие, которое только пускает ростки в Украине, — краудинвестинг. Пример в нашей стране — проект под названием «Общественный ресторан Urban Space», на открытие которого выделили деньги десятки частных инвесторов. 80% прибыли заведения направляется на реализацию городских общественных проектов.
В 2008–2009 годах были созданы краудфандинговые платформы Kickstarter и IndieGoGo, известные финансированием стартапов и локальных бизнесов. Уже в 2014 году 3,3 млн человек со всего мира вложили в проекты на сайте Kickstarter 530 млн долл., профинансировав 22,2 тыс. проектов. Украинцев на Kickstarter мало: пугают и сложности с выводом средств, и языковой барьер.
В лидерах сборов на Kickstarter — технические изобретения, софт, музыка и видео. В качестве комиссии за услуги сайт берет 5% от привлеченных средств. Он входит в тысячу самых посещаемых в мире сайтов, что является очень неплохим показателем.
Конкурент Kickstarter — IndieGoGo — в Украине менее известен, он больше ориентирован на проекты «общечеловеческой» направленности, улучшающие быт, экологию. В отличие от Kickstarter, IndieGoGo передает автору проекта все собранные к определенному сроку средства, даже если сумма не была собрана полностью. Меняется только размер комиссии: если цель проекта по сбору средств достигнута, ресурс удерживает 4%, если нет — 9%.
Одно из главных отличий IndieGoGo от других аналогичных ресурсов в том, что рейтинг проектов не проставляется вручную, а используется автоматический просчет. Алгоритм анализирует уровень активности авторов и доноров (инвесторов), количество обновлений, комментариев и др., и на основе этого составляется рейтинг популярности проектов внутри IndieGoGo. Преимущество платформы также в более широком географическом охвате и возможности гибкого финансирования (стартапер получает сумму, даже если цель не достигнута).
Для авторизации на Kickstarter и приема платежей нужен статус местного резидента (наличие юрлица в одной из стран работы платформы либо партнер). Для IndieGoGo достаточно иметь счет в банке. Пошаговая инструкция подробно объяснит, что делать дальше.
В современном мире терминов с коренным словом «крауд» существует с десяток. Реализация всех подобных проектов не требует больших средств, вместе с тем они незаменимы для работы с большой аудиторией и обществом в целом. Указанные технологии позволяют вовлекать в свою деятельность новых людей, создавать лояльных и преданных клиентов, изучать их потребности и получать советы по улучшению продуктов из первых рук. Все это обеспечивает высокую скорость выполнения задачи.
К недостаткам можно отнести сложность прогнозирования качества работы участников проекта. Так, можно получить много качественных идей, а можно — ни одной толковой.
К «толпе» стоит обращаться, когда возникает необходимость в свежих идеях и взглядах на свой бизнес, для решения нестандартных вопросов или работы с большими объемами информации. Неоценима эта методика для стартапов. Для Украины актуальность в том, что организация такого проекта будет стоить дешевле оплаты профессионального исполнителя. Обращение к «толпе» имеет огромный потенциал применения в бизнесе. Объединяя интеллектуальные усилия участников, практически всегда можно добиться синергии, когда суммирующий эффект существенно превосходит результат работы каждого отдельного компонента.