Новости
Ракурс

Украинские банкиры и недограбленный народ

После недавних радужных заявлений об улучшении ситуации в банковской системе одного из заместителей руководителя Нацбанка, исполняющий обязанности главы регулятора Яков Смолий решил повысить учетную ставку НБУ на 1% — до 13,5% с 27 октября.


.

Некая несогласованность в словах и действиях банковских чиновников возникла по понятным любому украинцу причинам. Цены растут, а говорить, что у нас ситуация продолжает улучшаться, уже становится странно. Просто рассказ об улучшении был ровно неделю назад из этого же источника, а с сегодняшнего дня государственные деньги опять подорожали, причем впервые за два послереволюционных года. Национальный банк часто очень оптимистичен и намечает приятные для общества ориентиры, но реальная ситуация не всегда совпадает с прогнозами и банкиры озвучивают новые тактические разработки.

«Более жесткая монетарная политика будет способствовать снижению потребительской инфляции и приближению к цели в 2018 году», — говорится в сообщении НБУ. Потребительские цены в сентябре выросли по сравнению с августом на 2%. Государственные банкиры живо отреагировали на этот рост, увеличив себе зарплату. С начала года цены выросли, по данным Госстата, на 10,2%, а годовая инфляция составила 16,4%, превысив июльские прогнозы НБУ.

«Это обусловлено прежде всего ускорением роста цен на сырые продовольственные товары, повышением производственных затрат, а также некоторым оживлением потребительского спроса», — пояснил и. о. главы Нацбанка Яков Смолий. Особенно завораживает последнее замечание, означающее, что в инфляционных проблемах виновен потребитель.

Яков Смолий

Собственно инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — это постоянно идущий экономический процесс, описывающий общий рост цен и, соответственно, снижение стоимости денег. Просто когда цены повышаются значительно, это называется скачком — что и произошло в сентябре в украинской экономике, когда традиционные сезонные продукты оказались рекордсменами подорожания. В сентябрьском интервью «Экономической правде» Смолий назвал множество причин ценовых скачков и заметил, что причины эти находятся вне зоны влияния монетарной политики.

«На сырые продукты питания, прежде всего фрукты и овощи, выросли цены из-за неблагоприятных погодных условий как весной этого года, так и в августе. Кроме того, были повышены акцизные тарифы на табачные изделия, что также повысило индекс потребительских цен», — заявил Смолий.

Он уточнил, что подорожание мясных и молочных продуктов вызвано расширением рынков сбыта. «Это вызвано сокращением их предложения на внутреннем рынке из-за того, что украинские производители начали поставлять эту продукцию в еврозону, а объемы производства не увеличились», — сказал руководитель НБУ.

Таргетирование, или выравнивание инфляции (inflation targeting) как раз и имеет своей целью стабилизацию цен. Рост процентной ставки — абсолютно справедливый шаг по стабилизации режима денежно-кредитной политики. Самое печальное, что Нацбанк по всем мировым правилам несет публичную персональную ответственность за ее результаты. В Украине глава НБУ Валерия Гонтарева много месяцев находится в отпуске, ее обязанности исполняет заместитель, с высокой зарплатой и гораздо меньшим уровнем ответственности за собственные решения. Например, сейчас Юрий Смолий утверждает, что инфляция замедлится к концу 2017 года, но она уже далеко превысила 9,1%, которые этот же человек озвучивал в июле нынешнего года.

Начиная с августа 2015 года, когда размер учетной ставки составлял 30%, НБУ только снижал или оставлял ее неизменной. Источник: epravda.com.ua

Еще одно интересное замечание руководителя НБУ: «Возможно, надо смотреть на акции предприятий, возможно, предприятия начнут выпускать бумаги, которые, как принято за рубежом, можно будет купить и получать дивиденды по ним. Будем надеяться, что заработают и другие инструменты активных операций. Если у нас будет инвестиционная привлекательность, то привлечь внешний ресурс будет гораздо легче, чем внутренний, он дешевле». То есть банковские депозиты не должны быть основным источником доходов в Украине.

Тут со специалистом трудно не согласиться, ведь он является официальным миллионером-рантье, получившим доходы от продажи миноритарной доли банка «Аваль». Доход его за 2016 год составил 18,6 млн грн, а на банковском счету лежит 4 млн долл.

Новое и не до конца освоенное отечественным банковским бизнесом направление — это деньги 40-миллионного населения. Их нужно извлечь из обедневших кубышек граждан и передать банкирам — профессионалам по распоряжению деньгами.

Процентная ставка влияет на стоимость кредитов, предоставляемых НБУ коммерческим банкам. Чем она выше, тем для банков деньги дороже, а значит, они будут дороже и для заемщиков. Но главной проблемой украинских банков остается даже не высокая цена денег, а полное отсутствие возможности для отечественного бизнеса в кредитовании. Все действия Нацбанка ведут к росту стоимости оформляемых для населения ссуд и микрокредитов. Народ остается недограбленным, что нелогично.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter