Новости
Ракурс
Тариэл Васадзе

Почему Польша хочет миллионы от украинского автомобильного магната

Украина в последнее время заимствует на Западе многие современные методики. Сегодня разворачивается очень интересный прецедент для принятия западного подхода к жизни.


.

Польское Министерство инфраструктуры и развития, созданное в 2013 году по украинскому образцу, сейчас выступило инициатором любопытного действия. Ведомство подало в суд на инвестора, не выполнившего своих обязательств. В суде министерство будет представлять Государственная прокуратура Польши.

В июне 2005 года ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» приобрело для себя контрольный пакет акций варшавской Фабрики легковых автомобилей. ЗАЗ купил тогда 19,9% акций, что дало ему 84,34% голосов на общем собрании. Пакет был продан за символические 100 злотых (23 евро) — для того, чтобы восточный инвестор смог спасти предприятие от банкротства. Поляки думали только о сохранении производства и рабочих мест. В пятилетнем инвестиционном плане украинская компания обязывалась поддержать деятельность фабрики, сохранить 2,2 тыс. работающих на предприятии и начать развивать производство.

Варшавская фабрика FSO была создана после Второй мировой войны. Первым автомобилем стала модель FSO Warszawa — польский вариант советского ГАЗ-М-20 «Победа». В 60-х предприятие приобрело лицензию на производство автомобиля Fiat 125, который выпускался с 1967 года под маркой Polski Fiat. На основании успешного польского сотрудничества с итальянцами Советский Союз построил в Тольятти автомобильного монстра по выпуску такого же фиата. Поляки в конце 70-х сделали новую модель, назвали ее «Полонез» и выпускали до 2002 года, когда уже развалился СССР и исчезла просоветская Польша. Заводом FSO к этому времени владел заокеанский концерн General Motors, который с легкостью отказался от нежизнеспособного актива, уступив свое место энергичным украинцам.

FSO Warszawa

В 2006 году американцы продали лицензию на производство Chevrolet Aveo, была создана новая компания, где 60% акций принадлежали FSO, 40% — General Motors. Разработками должны были заниматься европейцы, деньгами — американцы. Через пару лет в мире начался экономический кризис, а в феврале 2011-го закончилась американская лицензия. К марту того же года 1800 сотрудников варшавского предприятия были уволены. Земля, на которой располагался завод, была выставлена на продажу. К концу 2011 года многие фабричные цеха были снесены, а имущество было распродано и растащено. В Польше земля может продаваться. Например, в мае 2011 года стало известно, что компания Mennica Polska (Монетный двор Польши) приобрела за 144,3 млн злотых земельный участок, на котором располагались вспомогательные помещения, цех и трек для испытания автомобилей, ранее принадлежащие FSO.

Теперь польская Государственная казна обвиняет украинское предприятие, которое владеет фабрикой, в невыполнении своих обязательств и требует более 250 млн злотых (около 70,5 млн долл.).

Контрольным пакетом акций ЗАО «ЗАЗ» владеет ПАО «Украинская автомобильная корпорация» («УкрАВТО»). 93,8927% акций ПАО «УкрАВТО» принадлежат главному игроку отечественного автомобильного рынка и постоянному народному депутату Украины от разных политических сил Тариэлу Васадзе.

Пять лет, указанные в инвестиционном плане при покупке контрольного пакета, прошли — теперь осталось доказать свою точку зрения в польском суде. Любопытно будет понаблюдать за ходом процесса и за его результатами. Украина заимствует западные ноу-хау в экономике, а уж прогрессивные судебные технологии должны в нашей стране применяться обязательно.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter