Новости
Ракурс
Александр Данилюк

Мнимые победы министра Данилюка

Под конец года принято подводить итоги. Одни говорят о своих победах, другие — о проблемах. На пресс-конференции 19 декабря министр финансов Александр Данилюк говорил о своих достижениях. Проблемы у возглавляемого им ведомства находятся в параллельной плоскости и не связаны с непосредственным исполнением обязанностей руководителя. Главных побед, по словам министра, три: начало в этом году прозрачного возмещения НДС, блестящее размещение еврооблигаций и шокирующее своим ранним сроком принятие бюджета на следующий год.


.

Начнем по порядку. «Прозрачное возмещение НДС сейчас является реальным», — заявил Данилюк и быстро подсчитал, что с момента запуска системы уже возмещено 83 млрд грн.

Автоматический возврат НДС вначале выглядел очень современно и перспективно, однако уже первые месяцы работы показали преувеличенность «автоматизации» системы возврата налога. Чиновниками была придумана простая схема блокировки налоговых накладных. Налог возмещается всем, кроме тех, у кого накладные заблокированы. Бизнесмену для разблокировки накладных нужно обращаться к подчиненным Данилюка — в ГФС — и давать разъяснения, почему блокировка была ошибочной. Коррупционная составляющая здесь налицо.

В результате появилась современная услуга по разблокировке накладных — она есть даже в интернете, когда проблема решается за проценты от общей суммы. Неплохо было бы, чтобы быстро считающий цифры украинский министр определился, сколько миллиардов заплачено за эти услуги. Понятно, что в нашей стране, где все контролирующие органы всегда были ориентированы только на мздоимство, трудно было ожидать какого-то прорыва, но ставить себе в заслугу наперекосяк работающее — это очевидная наглость.

В цивилизованном мире любые контакты с проверяющими государственными органами основаны на презумпции невиновности гражданина. Любой бизнесмен, пока его вина в неуплате налогов не доказана, считается добропорядочным налогоплательщиком. У нас же это не так. Какой-то чиновник из фискальной службы нажатием клавиши запускает процедуру взяткополучения, а жизнерадостный руководитель Министерства финансов нагло отчитывается о своих победах. По идее, налоговое ведомство должно доказать в суде, что бизнесмен не платит налоги, — только тогда изменится еще советский принцип виновности каждого перед государством.

Касательно больших денег, полученных от выпуска еврооблигаций, министр сказал следующее: «Это подтверждение того, что Украина за последние три года совершила много важных реформ, мы возобновили и стабильность нашей финансовой системы, а также доверие инвесторов», имея в виду рекордно большую сумму, размещенную на рекордно длительный срок.

Но и с размещением евробондов не все так радостно. В сентябре Украина выпустила 15-летние еврооблигации на 3 млрд долл. Больше половины полученных средств было потрачено на обмен и выкуп облигаций с погашением в 2019 и 2020 годах, которые были выпущены в сложнейшем для страны 2015 году. Новые облигации выпущены под 7,375% годовых. Деньги, выделяемые МВФ, стоят в пять раз дешевле, но взамен иностранцы требуют выполнения данных нами обещаний.

В октябре нынешнего года, на панельной дискуссии в аналитическом центре Atlantic Council в Вашингтоне, оптимистичный украинский министр говорил, что страна получит недорогие деньги еще до Нового года. «Я реалистично оцениваю получение транша в этом году», — сказал глава Минфина, имея в виду возможный перевод от МВФ.

Иностранцев в первую очередь волнует возможность Украины обслуживать свои долги — вот они и настаивают на проведении земельной реформы и создании антикоррупционного суда, рассчитывая, что это поможет оживить инвестиционную привлекательность нашего государства.

Есть такое понятие, как индекс инвестиционной привлекательности государств. По оценке Европейской бизнес ассоциации, в Украине этот показатель по итогам второго полугодия нынешнего года составил 3,03 балла по пятибалльной шкале, тогда как полугодием ранее — 3,15 балла. Это было первое падение индекса за несколько прошедших лет. К инвестиционной привлекательности Министерство финансов имеет непосредственное отношение, и странно, что глава ведомства не заметил этих отрицательных изменений.

А вот к третьей победе — бюджетной — Минфин точно не имеет никакого отношения. Министерство готовит годовой финансовый план (это прямая обязанность финансовых чиновников), который принимает Верховная Рада. «Он первый раз построен на трехлетней декларации. Бюджет не надо принимать под елку. Бюджет был принят 7 декабря, и это для Украины хорошо», — сказал Данилюк.

Повлиять на скорость принятия госбюджета глава Минфина не сможет никак. В Раде несколько сотен таких Данилюков, и все быстро принимаемые решения говорят только о закончившейся торговле между силами, находящимися на вершине законодательной власти. Протащить через Раду схему трехлетней декларации — задача непосильная для обычного украинского министра.

Есть у министра, по его словам, и другие победы и успешные деяния — например, национализация «ПриватБанка». «Я помню эти события. Мы успешно справились. Если сейчас посмотреть, то благодаря слаженной работе министерства нам удалось избежать всех рисков, которые были на тот момент. Банк развивается, запускает новые продукты и является образцом нового корпоративного управления», — считает Данилюк.

Подобные «победы» трудно комментировать, особенно на фоне миллиардных выигранных недавно исков в украинских судах у этого банка. Если считать подобное «образцом корпоративного управления», то любой нормальный человек откажется от участия в такой корпорации.

Наше государство — экономический аутсайдер. Выступления с отчетами ключевых министров помимо елея, выливающегося на головы, должны нести конструктив и трезвую оценку собственной деятельности и показывать пути выхода общества из маргинального положения. Министру финансов стоило бы сосредоточиться не на своих мнимых победах, а на обсуждении с обществом проблем и поиске их решения.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter