Угроза дифтерии — реальное положение дел
https://racurs.ua/1853-a-byla-li-difteriya-pochemu-zaputalis-v-diagnoze.htmlРакурсБотулизм, менингококковая инфекция, гепатит А, корь... Инфекционные заболевания в последнее время буквально испытывают Украину на прочность. Неудивительно, что новость о зафиксированном случае дифтерии в г. Рубежное на Луганщине всколыхнула наше общество всерьез. Чуть позже Минздрав сообщил, что после проведения исследований в референс-лаборатории Центра общественного здоровья подозрения лабораторно не подтвердились. В то же время главный врач Рубежанской городской больницы Эдуард Кравченко заверил, что информация о заболевании одного из пациентов дифтерией верна. Кто же ошибся? Не накроет ли подуставшую бороться с корью Украину еще один девятый вал — дифтерия?
«Молодой человек заболел классической формой дифтерии, которая не подтвердилась лабораторно путем бактериологического исследования. Доступа к другим исследованиям — так называемым серологическим — мы сегодня не имеем. Диагноз любого инфекционного заболевания ставится по совокупности клинико-лабораторных данных. То есть если мы не получаем подтверждения в результате бактериологического посева, это не означает, что заболевания нет. Диагноз дифтерия был поставлен», — объясняет заведующая кафедрой инфекционных болезней Национального медицинского университета имени Богомольца, профессор Ольга Голубовская.
Выявить возбудителя дифтерии с помощью бакпосева не удается, по мнению Голубовской, в двух случаях: если пациент поздно поступил в стационар или длительно принимал антибиотики. В данном случае оба параметра совпали: молодой человек достаточно долго болел и чем только не лечился. Лишь после визита к инфекционисту ему был поставлен диагноз. «Кстати, в 90-е годы во время вспышки дифтерии примерно до 25% всех случаев заболевания бактериологически не подтверждались», — добавляет профессор.
До десяти случаев заболевания дифтерией регистрируются ежегодно во многих странах, в том числе и европейских. В последние годы в Украине, согласно статистике, их очень мало, например, в прошлом году и вовсе не было зарегистрировано ни единого случая этого серьезного инфекционного заболевания. Однако, по мнению экспертов, радоваться вряд ли стоит: скорее это свидетельствует о низкой настороженности медиков.
Святослав Протас, экс-руководитель Государственной санитарно-эпидемиологической службы, объяснил, почему в Украине недоступно серологическое исследование на дифтерию: «У нас отсутствует дифтерийный диагностикум. Он изготавливается в России, препараты которой как агрессора не закупаются. Но альтернативные пути тоже не предложены. Не реализованы европейские методы лабораторной диагностики».
Даже один случай дифтерии из-за опасности инфекции, по словам Протаса, расценивается как вспышка. Несмотря на то, что контагиозность (заразность) дифтерии ниже, чем у кори (из 100 человек, контактировавших с больным дифтерией, могут заболеть 15‒20 человек, в то время как в аналогичном случае с корью — 80‒90), показатели летальности у дифтерии намного выше. Так, во время вспышки в 90-е годы дифтерией заболели порядка 20 тыс. человек, около 700 умерли.
Опасна дифтерия (в отличие от кори, эпидпаротита) также тем, что источником болезни может быть как больной, так и здоровый бактерионоситель. Это существенно влияет на распространение инфекции. Число бактерионосителей в обществе может достигать 10‒15%.
«Раньше, когда существовала система эпиднадзора, коллективы, прежде всего детские, регулярно бактериологически обследовались на предмет носительства дифтерии. Все носители проходили санацию в лечебных учреждениях. Сегодня государство на себя этот вопрос не берет. Следовательно, эта проблема ложится на плечи сознательных родителей и органов местной власти», — считает Протас.
Лучшей защитой от дифтерии является вакцинация. Однако в Украине охват прививками с каждым днем снижается. Беззащитны не только дети, взрослым нужно делать ревакцинацию от дифтерии каждые десять лет: антитоксический иммунитет не продолжителен. Говоря об инфекционных заболеваниях, часто вспоминают об их цикличности. Нередко забывая один нюанс: такая периодичность характерна лишь для тех обществ, где не все в порядке с коллективным иммунитетом.
Как показывают опросы, в нашей стране не так много антипрививочников — 5‒7%. Скорее отказ от вакцинации — это проблема недоверия к любым государственным институциям, качеству закупаемых вакцин. Одной из причин снижения охвата прививками, по мнению Протаса, является отсутствие государственной программы по иммунной профилактике: «В Украине с 2015 года отсутствует государственная программа иммунопрофилактики. Новая до сих пор не принята. Отсутствие такой программы позволяет в ручном режиме использовать бюджет и не нести никакой ответственности за невыполнение тех или иных мероприятий по иммунопрофилактике. Поскольку не установлены соответствующей программой критерии, соответствующие показатели и ответственные лица».
Еще одной мегапроблемой является отсутствие в нашей стране противодифтерийной сыворотки. Как, впрочем, и многих других иммунобиологических препаратов. Минздрав победно отрапортовал, что Индия (видимо, сжалившись) передала Украине 900 доз спасительной сыворотки от дифтерии. По мнению экспертов, для формирования полноценного запаса этого недостаточно. «Две дозы противодифтерийной сыворотки должны быть на каждом фельдшерско-акушерском пункте — согласно стандарту, — объясняет Протас. — Одна-две дозы вводятся при легкой форме, при тяжелых формах дифтерии нужно 10‒15 доз. В Украине ФАПов около 20 тыс. Вот и считайте, сколько нужно доз. Я уже не беру уровень областей и районных больниц».
Украина не готова к эпидемиям. В нашей стране нет национального неснижаемого запаса иммунобиологических препаратов (сюда входят противодифтерийные сыворотки, сыворотки от ботулизма, противозмеиные сыворотки и др.). О каком резерве можно говорить, если на его формирование закладывается в бюджете 162 тыс. грн?
Минздрав пытается гасить пожар кори, перераспределяя крохи «Приорикса» (бельгийской вакцины от кори, паротита и краснухи) из одной области в другую, при этом настоятельно призывая прививаться от дифтерии. Вакцинироваться, безусловно, стоит. Но нужно ли бежать сейчас в поликлинику, во время вспышки кори и на пороге эпидемии гриппа?
«События двухлетней давности наталкивают на аналогию. Во время эпидемии гриппа, унесшей в Украине 300 жизней, Минздрав начинает третий раунд дополнительной вакцинации против полиомиелита. Абсолютно бесполезной, придуманной ради принятия 12 млн доз вакцины от полиомиелита, оказавшейся избытком перепроизводства при переходе на двухвалентную вакцину. Впоследствии 6 млн доз трехвалентной ОПВ были утилизированы,— говорит Андрей Волянский, врач-иммунолог, доктор медицинских наук, завкафедрой клинической иммунологии и микробиологии Харьковской медакадемии последипломного образования. — Сейчас, во время эпидемии кори и ожидаемого со дня на день агрессивного гриппа, украинцам предлагается вакцинировать себя и детей против дифтерии и столбняка. Ведь в стране более 9 млн доз индийских вакцин. То, что дети и взрослые, пришедшие на вакцинацию, будут пересекаться с потоком острых больных, чиновников не волнует. Огромное число восприимчивых к кори и гриппу требует немедленных организованных противоэпидемических мероприятий по стране. Если ребенок или взрослый достоверно защищен против гриппа и кори — можно и сейчас привиться против дифтерии, столбняка, коклюша».