Мертвому припарка. Национальная система оповещения о ЧП будет создаваться пять лет
https://racurs.ua/1871-mertvomu-priparka-nacionalnaya-sistema-opovescheniya-o-chp-budet-sozdavatsya-pyat-let.htmlРакурсПять лет Кабмин намерен создавать систему оповещения населения, цена которой — сотни тысяч человеческих жизней уже сегодня.
31 января минувшего года распоряжением Кабинета министров утверждена Концепция развития и технической модернизации системы централизованного оповещения об угрозе возникновения или прекращения чрезвычайной ситуации. Задача подобной системы — в кратчайшие сроки (в Германии и Израиле — до трех секунд!) проинформировать до 99% населения о грозящей людям в конкретном регионе опасности, характере этой опасности, необходимых мерах безопасности. И об окончании угрозы ЧП.
В разных странах ЧП имеют свою специфику: где-то это землетрясения и цунами (Япония, Чили), где-то — схождение лавин (Австрия), где-то — торнадо или угроза терактов (США). А где-то — ракетные обстрелы (Израиль). Поэтому в каждой стране общегосударственная система оповещения создается с учетом местной специфики и готова по-разному реагировать на те или иные угрозы. Но в любом цивилизованном государстве система оповещения населения прежде всего заточена на случай войны: ядерная атака, налет авиации, ракетный обстрел и т. д. А в случае локального ущерба (прорыв плотины, утечка ядовитых веществ с местного завода) система оповещает только жителей регионов, которым угрожает опасность. Адресность предупреждения очень важна, так как не приводит к привыканию населения целой страны к гипотетическим угрозам — тем, которые могут быть или не быть. В том же Израиле о ракетном обстреле предупреждаются жители конкретных районов, куда нацелены и могут упасть вражеские снаряды — в соседних регионах продолжается обычная жизнь.
В идеале — где бы вы ни были, вы получаете сообщение об угрозе: на телефон в виде смс, специальным звуковым сигналом, на экране телевизора, из радиоточки, от громкоговорителя в публичном месте. Вы знаете, чего опасаться, и что нужно предпринять, чтобы не пострадать.
Но это «у них». А что у нас?
Отметим, что национальной системой оповещения правительство озаботилось лишь по завершении третьего года войны с Россией. Этот факт подчеркивает истинные приоритеты украинской правящей верхушки, среди которых жизненно важные, концептуальные для государства и граждан решения отодвигаются на второй план. Издевательством выглядят и сроки создания системы оповещения в воюющей стране: пять лет, из которых первый год уйдет только на создание проекта такой системы. Техническая же реализация системы оповещения должна занять еще четыре года — надо думать, в Кабмине и в Ставке Верховного Главнокомандующего (да-да, все три слова — с большой буквы) уверены, что нация «пятилетку» спокойно может перетерпеть и без такой системы, даже если Россия нападет на Украину. И зоной налетов авиации, ракетных и артобстрелов станет не только мифическая «зона АТО», но и вся территория нашей страны.
Итак, на воплощение «в натуру» национальной системы оповещения высшие чиновники страны намерены положить пять лет. Напомним, что Первая мировая война длилась «всего» четыре года и три месяца, Вторая мировая — шесть лет. С такими темпами создания системы оповещения Украине она может уже не понадобиться.
Поражает в концепции сам подход к созданию такой системы, которой сегодня располагают практически все цивилизованные государства мира. Концепция констатирует, что старая, существующая сегодня лишь на бумаге система буквально сгнила и восстановлению уже не подлежит. А создание новой, с нуля, системы, по мнению «экспертов» Кабмина, очень затратно, отвлечет (от чего?!) значительный человеческий ресурс, займет очень много времени (все это утверждение — без каких-либо расчетов, цифр и сроков; чиновники Кабмина предлагают им верить на слово). Третий путь, по мнению Кабмина, — самое то: реконструкция (!) старой, уже де-факто не существующей системы национального оповещения и развертывание на ее базе (!) элементов новой системы.
То есть констатируя, что старая система (проще говоря — это сирены на крупных предприятиях и в общественных местах плюс громкоговорители для голосового извещения граждан там же) трижды выработала свой технический ресурс, давно снята с производства и запчастей не имеет, Кабмин предлагает за пять лет «на базе» этого металлолома «создать» новую систему.
Как выглядит сегодня старая, еще советская система оповещения на практике, показали эксперименты в Луцке, где в 2015 году местная власть решила проверить ее состояние. Из 25 необходимых электросирен в наличии оказалось всего 15 штук, из них смогли заработать только семь. Вся нынешняя система оповещения — это уровень Первой мировой войны. На жизни людей в СССР, как и в Украине в течение 25 постсоветских лет, всегда экономили.
Между тем не нужно изобретать велосипед. В цивилизованном мире давно наработаны алгоритмы и практика создания такого рода систем. Принципиальное назначение которых — максимально снизить возможные потери среди гражданского населения в случае возникновения какой-либо угрозы. Для этого такие системы должны:
а) максимально быстро с момента выявления угрозы известить граждан о грозящей им опасности — счет идет на секунды;
б) известить об угрозе население только тех регионов, которые могут подвергнуться опасности.
Пункт «б», кроме «дисциплинирующей» функции, позволяет не перегружать сети мобильной связи лишними сообщениями.
В наиболее передовых системах решение об извещении граждан на национальном или региональном уровне принимается автоматически, без участия человека — на основании анализа показаний радаров, спутниковых систем мониторинга, вынесенных к внешним границам государств или даже за их пределы (в моря и океаны в случае землетрясений и цунами) датчиков. Это позволяет избежать влияния человеческого фактора, из-за которого можно потерять драгоценные для спасения жизни минуты и секунды.
В сети желающие легко найдут описание работы национальных систем оповещения различных государств. И наверняка будут поражены той заботой о своих гражданах, которую проявляют правительства стран, где министры не щеголяют купленными дипломами.
На самом деле создание такой системы оповещения не требует глобальных затрат — речь идет о нескольких десятках миллионов долларов. Поддержание такой системы в той же Японии, которая живет под угрозой землетрясений, цунами и возможного ракетного нападения, — около 20 млн долл. в год. Между тем население Японии — 130 млн человек.
Создание такой системы не требует и пяти лет изнурительного чиновничьего труда. Есть уже готовые системы, инсталляция которых займет месяцы. Например, когда цунами в марте 2010 года в Чили унесло жизни 560 человек, правительство страны не стало изобретать велосипед и рисовать откровенно идиотские «концепции». А обратилось за помощью в одну из компаний Израиля. Уже к концу 2010 года в Чили заработала современная общенациональная система оповещения. Которая в 2015 году при аналогичном катастрофическом сценарии позволила эвакуировать с места предполагаемой трагедии 1 млн человек, а погибших было всего 16. Для справки: население Чили — около 18 млн человек, правда, ВВП на душу населения в три раза выше. Но это тоже — иллюстрация приоритетов чилийской элиты и «элиты» украинской. Там, где правительства считают жизни людей, счет идет на секунды, минуты, месяцы, но никак не на «пятилетки».
Еще раз: национальная система оповещения граждан об угрозах нужна Украине «еще вчера». Воюющая страна не имеет права тратить пять лет на создание такой системы. Тот, кто говорит о «пятилетке» в условиях войны и растущего риска военного вторжения, — или идиот, или государственный преступник.
Экспериментировать с созданием с нуля собственной украинской системы вряд ли стоит — лимит времени, ресурсов (ну не производим мы смартфоны-телефоны, и даже армейские рации — не производим), а на кону сотни тысяч человеческих жизней. Закупка и инсталляция такой системы в Украине в кратчайшие сроки при помощи компании одного из государств-союзников Украины — это эффективное решение проблемы. Но судя по «концепции», правительство пойдет иным, катастрофическим путем.