Новости
Ракурс

Воспитание ребенка: бабка в законе и право на внука

Никакие имущественные дела по накалу страстей и близко не могут сравниться с делами семейными. А среди «семейных» самые горячие — безусловно, те, где в центре конфликта стоит ребенок.


.

Украина — одна из неблагополучных стран по статистике разводов. Если брать цифры за последние несколько лет, то в среднем у нас фиксируется около 130 тыс. разводов ежегодно — это значит, что практически каждый второй брак терпит крах. Правда, бракоразводная статистика прилично разнится в зависимости от региона. Самые крепкие браки — в западной Украине, где распадаются 30% пар. Меньше всего ценят институт брака на юге и востоке, где фиксируется 70% разводов. Столица находится примерно посредине этой статистики: в Киеве как раз и распадается каждый второй брак.

Что характерно, больше половины разводов приходится на молодые пары. А значит, с большой вероятностью в таких парах есть маленькие дети.

 

Когда-то читала популярную статью о разводах в Скандинавии. Больше всего поразило то, что когда у тамошних мужчин и дам спрашивали, как они решают психологические проблемы детей из неполных семей, те недоуменно пожимали плечами: мол, какие такие «неполные»? И поясняли, что у них разводы происходят в основном полюбовно, и дети не только не лишаются одного из родителей, а наоборот, зачастую приобретают дополнительный комплект пап-мам (новых избранников родителей), а заодно бабушек-дедушек и сводных братьев и сестер.

У нас же разводы — нервное и тяжелое дело, от разрыва отношений страдают не только дети и бывшие «половинки», но и близкие родственники. И спор между ними, бывает, заканчивается в суде.

Вот, например, история, которая произошла в одной из южных областей (где, напомню, бракоразводная статистика довольно неблагополучна). Интересна она тем, что за право воспитывать ребенка судился не отец, а… бабушка.

Итак, представьте: история начинается в небольшом городке, райцентре. Молодые люди поженились, родили сына. Когда малышу было пять лет, они решили расстаться. Разошлись не по-хорошему, а со взаимными обидами. Бывший муж был родом из села, что неподалеку от городка, и после развода он не особо стремился общаться с бывшей семьей. А вот его родители страдали из-за того, что не могут видеться с внуком. Но обиженная мать ребенка категорически не хотела видеть «тех» бабушку и дедушку.

И тогда бабушка обратилась в суд. Она просила выделить ей сутки в неделю, одни сутки, с восьми до восьми утра, с понедельника на вторник: забрать любимого внука к себе домой, порадоваться самой, побаловать его и отдать матери.

Разбирая ситуацию, суд первой инстанции привлек к рассмотрению дела местный отдел по делам детей горсовета и провел судебно-психологическую экспертизу. И вынес решение: бабушка имеет право общаться с внуком. Но… всего лишь два часа, каждый понедельник с двух до четырех пополудни, и в присутствии матери. Бабушку это решение разочаровало, и она подала апелляционную жалобу в областной суд. Тот практически оставил решение без изменений, кроме одной части — время общения перенесено с понедельника на субботу. Суд мотивировал это тем, что мальчик пошел в первый класс и будний день был не лучшим временем для общения.

После этого бабушка подала кассационную жалобу в Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Согласившись на то, чтобы внука отдавали ей по субботам, она просила дать ей время с утра субботы до утра воскресенья — чтобы она могла забрать на это время малыша к себе. В жалобе говорилось о том, что общение с ребенком в присутствии матери и в доме матери нарушает право бабушки участвовать в воспитании ребенка, а также интересы самого ребенка.

Вынося окончательное решение, суд высшей инстанции опирался на результаты психологического обследования ребенка, бабушки с дедушкой, матери. У малыша диагностировали психоэмоциональную нестабильность, тревожность и отсутствие сформированного ощущения семейных связей, но дедушка с бабушкой были признаны людьми приличными во всех отношениях. Однако шестилетнему мальчику все-таки лучше было бы общаться с ними на «своей» территории, то есть в доме матери и в ее присутствии.

В итоге жалоба бабушки была оставлена без удовлетворения. Ей дали два часа для общения с внуком: по субботам, в доме матери и в присутствии матери.

«Действительно, ст. 257 Семейного кодекса говорит о том, что дедушки и бабушки (а также прадедушки и прабабушки) имеют право общаться с внуками и принимать участие в их воспитании, и родители не имеют права чинить им препятствия, — поясняет юрист Тамара Белова. — Однако границы этого «участия в воспитании» определяет суд: будут ли это свидания в доме родителей, походы в гости, поездки на отдых. И основную роль при вынесении решения суда играют только интересы ребенка. Именно для этого проводятся судебно-психологические экспертизы, к рассмотрению дела привлекаются работники социальных служб, тщательно исследуются жилищные условия, образ жизни всех взрослых, претендующих на внимание ребенка».

Но главный вывод все же состоит в том, что бабушка с дедушкой имеют право на общение с внуком. И могут добиться этого законным путем.

Антон Вересов, детский психолог, в свою очередь сказал, что дети старшего дошкольного возраста часто испытывают чувство вины за развод родителей, и это становится для них сильной психологической травмой. Переживать травму им легче в привычной, безопасной обстановке, и чаще всего это родной дом. «С другой стороны, универсальных рекомендаций в таких ситуациях не существует, — добавил психолог. — Каждый случай уникален. Если у ребенка раньше были близкие и доверительные отношения с бабушкой, и он привык делиться с ней своими проблемами и переживаниями, то нет ничего страшного в том, что какое-то время он будет проводить у нее дома».

Одним словом, универсальных рецептов на этот счет не существует. Жаль только, если вопрос, кому и как общаться с ребенком, приходится решать через суд.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter