Новости
Ракурс
Рисунок: OpenClipart-Vectors / pixabay.com

Искусство анализа НБУ: удивительное рядом

Национальный банк представил свое видение экономических отношений с ЕС, опубликовав анализ результатов внешней торговли Украины со странами Европы в 2017 году. Основной вывод этой аналитики — экономические отношения нашей страны в прошлом году существенно укрепились, в значительной мере за счет экспорта.


.

«По итогам прошлого года экспорт товаров в европейские страны увеличился на 31%, до 14,4 млрд долл. США, а его объемы превысили уровень докризисного 2013 года. Доля Европы в экспорте достигла 36% и была самой высокой с 2004 года. <...> Импорт товаров из стран Европы также рос в 2017 году (на 25%, до 20,2 млрд долл. США), и, как следствие, доля этого региона повысилась до 41%», — сказано в докладе.

При этом НБУ отмечает сохранение негативного внешнеторгового сальдо с Европой. Мы по-прежнему больше покупаем, чем продаем, причем продаем в основном сырьевые товары (зерновые, масличные, металлы, руды), а покупаем энергоносители и товары с большой добавленной стоимостью.

 

«В целом, несмотря на позитивные сдвиги, в товарной торговле Украины и Европы сохраняется устойчивый дефицит из-за высокой доли в импорте товаров с высокой добавленной стоимостью. А освоение новых рынков украинскими экспортерами сдерживается длительным и капиталоемким процессом приведения украинской продукции в соответствие с европейскими стандартами», — констатирует Нацбанк.

Самую главную статью украинского экспорта аналитики Нацбанка проигнорировали или не заметили, а вот крупнейший инвестор в нашу страну — Европейский банк реконструкции и развития — в обзоре на своем сайте ее указал. ЕБРР отмечает, что экспорт товаров и услуг из Украины несколько вырос — после падения пять лет подряд. А главная статья украинского экспорта сегодня — рабочая сила. Европейцы оценивают объем денежных переводов в Украину в 8,5% от всего нашего ВВП.

Украинский вице-премьер Павел Розенко в конце апреля назвал цифры работающих за рубежом: «На сегодняшний день украинцы массово не выезжают, хотя мы прекрасно понимаем, что в среднем от трех до шести миллионов регулярно или временно работают за рубежом».

Шесть миллионов человек для украинского чиновника, естественно, не являются массовым отъездом. Массовым отъезд можно было бы считать, если бы за рубеж уехало работать миллионов тридцать, тогда и переводы денег в нашу страну были бы сопоставимы с нынешним ВВП, и управлять страной можно было бы значительно эффективней.

Но вернемся к аналитике НБУ. Объем украинского экспорта в Европу можно сравнить с аналогичными показателями наших европейских соседей. Общий украинский экспорт в Европу по стоимости равен продажам автомобилей из Словакии и сопоставим с поставкой автомобильных запчастей из Польши. Что касается цифр всего экспорта, то мы отстаем от крошечной Словакии в пять раз, а от Польши — в 12 раз.

После Революции достоинства международные кредиторы готовы были инвестировать в Украину почти 30 млрд долл. Речь шла именно об инвестициях, а не о выделении денег. В итоге было освоено меньше половины этой суммы. Бездарное, неэффективное использование иностранных кредитов заставило международных финансовых доноров пересмотреть отношение к нашей стране. Дешевые деньги Украине предлагать перестали, и сейчас можно получить средства только на общих, совсем не лояльных условиях. Это тоже было бы неплохо отметить в анализе экономических отношений с Европой, представленном национальным регулятором.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter