Генпрокурор: Невзвешенное решение Минздрава привело к коллапсу в психиатрии
https://racurs.ua/2004-genprokuror-nevzveshennoe-reshenie-minzdrava-privelo-k-kollapsu-v-psihiatrii.htmlРакурсВ распоряжении «Ракурса» оказалось письмо генерального прокурора Украины Юрия Луценко к и. о. министра здравоохранения Ульяне Супрун. О том, к чему может привести атака нынешней главы Минздрава на столь ненавистную ей украинскую психиатрическую систему, Юрия Витальевича не единожды предупреждали признанные специалисты этой отрасли, в частности, известный правозащитник, диссидент, президент Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман. Теперь, когда безумие действий Минздрава стало явным, «новаторские» идеи молодой команды оказалось невозможно выполнить на местах, а на нарушения не могли не отреагировать прокуроры в регионах, Луценко пришлось вмешаться (цитирую) «с целью предотвращения провала реформы судебной психиатрии и недопущения системных нарушений законодательства».
Речь идет о приказе Минздрава №516 «Об утверждении Перечня специальных учреждений по оказанию психиатрической помощи». Легким движением реформаторской руки (как и многие другие вопросы украинской медицины) и. о. министра утвердила свой перечень специальных учреждений по оказанию психиатрической помощи, вопреки требованиям ст. 94 Уголовного кодекса Украины, ст. 19 закона «О психиатрической помощи». Так, в этом списке оказались лишь шесть из более чем 30 психиатрических учреждений, выполняющих принудительные меры медицинского характера (ПММХ).
Наверное, профильное министерство, издавая на-гора документы, забыло о своем приказе №992. Шесть вошедших в перечень учреждений были включены туда незаконно, поскольку не были специально переоборудованы в соответствии с Правилами применения принудительных мер медицинского характера в специальном учреждении по оказанию психиатрической помощи, утвержденными этим документом.
Обычные региональные психиатрические больницы, включенные Минздравом в перечень, в силу объективных причин не отвечают необходимым правилам организации системы безопасности, например, нет должного оснащения постов охраны, технических средств наблюдения и контроля, условий раздельного содержания больных (с обычным, усиленным и строгим наблюдением) и т. п.
Неизвестно, какими критериями руководствовались в профильном министерстве, принимая, мягко говоря, непрофессиональное решение. Разве что, как водится, экономией бюджета. Хотя, стоит ли удивляться этому после навязчивого желания Ульяны Супрун закрыть психиатрическую больницу строгого наблюдения в Днепре? А ведь в этом учреждении содержатся более 700 наших сограждан, совершивших серьезные насильственные преступления в состоянии безумия. В этом вопросе чиновники от Минздрава удивительным образом забыли привычно посмотреть на Запад. Насильственные преступления в состоянии безумия совершаются во всем мире. Подобные больницы строгого наблюдения существуют и в других странах, в том числе и тех, на которые мы привыкли равняться, например, в Великобритании.
В результате непродуманного решения Минздрава вне правового поля остались десятки психиатрических учреждений, не включенных в перечень согласно приказу №516. Где содержать и как лечить более тысячи психически больных людей? В министерстве пока этот вопрос не решили. Известно одно: у нас с вами появилась довольно реальная угроза появления на улицах психически больных людей, совершивших насильственные преступления.
В перечень не попала, например, Украинская психиатрическая больница со строгим наблюдением Минздрава, где находятся 650 из 1344 всех таких больных в государстве. Перевести шесть сотен человек в другие больницы не предоставляется возможным. На это нужно время и немалые финансы.
К сожалению, урегулирование насущных и действительно проблемных вопросов в Минздраве происходит очень медленно. Так, согласно информации в письме генпрокурора, в ходе рабочих встреч (состоявшихся еще в ноябре 2017-го и феврале 2018 года) Генеральной прокуратурой и Минздравом был разработан проект постановления Кабмина «Вопросы обеспечения охраны специальных учреждений по оказанию психиатрической помощи». Была также инициирована разработка типового положения о специальных учреждениях по оказанию психиатрической помощи. Но воз и ныне там. На письмо Генпрокуратуры — от февраля (!) 2018 года, согласно документу — Минздрав дать ответ не удосужился до сих пор.
Ввиду сложившейся вопиющей ситуации и дабы не допустить провала реформы судебной психиатрии, генпрокурор настоятельно рекомендовал Минздраву решить описанные в письме проблемы. В конце письма предупредил: «В случае промедления с устранением указанных недостатков и нарушений законодательства при применении ПММХ оставляем за собой право инициировать в установленном порядке перед министром юстиции Украины вопрос об отмене решения о государственной регистрации приказа Минздрава от 31.08.2017 г. №992».
Сможет ли Минздрав, упорно не желающий слышать профессионалов разных отраслей медицины, оперативно решить эти вопросы? На днях свою помощь министерству предложил НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии Минздрава Украины, который на протяжении многих лет исследовал вопросы применения принудительных мер медицинского характера к пациентам с проблемами психического здоровья и был инициатором реформирования этой системы. Он в 2015 году разработал совместно с международными экспертами системные рекомендации Верховной Раде и Кабинету министров в области оказания судебно-психиатрических услуг в Украине. К сожалению, ни в одну из рабочих групп Минздрав специалистов этого института до сих пор не включил.