Новости
Ракурс

Формирование самооценки

Самооценка — это субъективный взгляд человека на самого себя. Она, как зеркало, может либо говорить правду о нас, либо искажать наше «Я», как зеркало кривое. От самооценки зависит наш успех и то, насколько нам комфортно идти по жизни.


.

Ракурс: В каком возрасте формируется самооценка и какие факторы на нее влияют?

Н.Дмитришена: Самооценка ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. Между будущей мамой и малышом возникает эмоциональная связь, и еще не рожденный малыш чувствует переживания матери, желанность своего появления. Поэтому очень важно, в каком психологическом климате вынашивается ребенок. На приеме я всегда задаю вопрос родителям: желанный ли это ребенок? Любовь, с которой мама вынашивает свое чадо, и мысли, связанные с его появлением, оказывают важное влияние на развивающуюся психику плода, на так называемую клеточную память, формируя основные качества личности, которые сохраняются в течение всей последующей жизни.

А ведь ситуации бывают разные: будущие мамы часто нервничают, переживая, выйдут ли замуж за отца ребенка. Бывают ситуации, когда мужчина вообще отказывается от отцовства и женщина находится в отчаянии... О какой гармонии можно говорить в этом случае? Естественно, этот негатив передается малышу, который не чувствует себя любимым и желанным. Поэтому молодым парам, которые начинают жить вместе, очень важно понимать это и осознанно подходить к появлению ребенка в семье.

Когда малыш появляется на свет, очень важно, как относятся к нему его близкие. Естественно, маленький человечек еще не умеет анализировать, сопоставлять, но он чувствует. Ребенок на подсознательном (бессознательном) уровне начинает понимать: если обо мне хорошо заботятся — значит, я хороший. Если о ребенке забыли (не покормили вовремя, он долго плачет, мама редко уделяет ему внимание), у него возникает чувство, что он плохой и ненужный. Самоооценка — это то, как я себя оцениваю, субъективный взгляд на себя. Человек может сам себя оценить, исходя из того, как его оценивают другие. В первую очередь, это наши родители и близкие.

«Если ты думаешь, что можешь, — ты прав, если ты думаешь, что не можешь, — ты тоже прав».

Генри Форд

Для формирования адекватной самооценки очень важны похвала и критика. Советую родителям отслеживать, сколько раз в день они хвалят своего ребенка, а сколько критикуют (или, скорее, указывают на ошибки). И если критики больше, чем похвалы, то какая может быть самооценка у вашего сына или дочери? То есть похвала должна превалировать, но хвалить нужно правильно — за конкретные дела и поступки. Маленьких детей можно идентифицировать с сильными, ресурсными сторонами родителей, бабушек и дедушек, ведь дети очень любят подражать взрослым. Например: «Ты такой же сильный, как папа»; «Ты такой же умный, как мама»; «Ты такая же мудрая, как бабушка»; «Ты такой смышленый, как дедушка». Семья, весь род очень важны для ребенка. И даже если окружение не очень благополучное, можно найти в родовом дереве ветку, где были интересные и самодостаточные родственники.

При похвале избегайте превосходных степеней (ты самый лучший и т. д.) и не сравнивайте дочь или сына с другими детьми. Старайтесь замечать успехи ребенка в динамике, например: «Ты молодец, что сегодня быстрее, чем вчера, сделал домашнее задание по математике».

Критикуя ребенка, никогда не переходите на его личность, правильнее критиковать его поступки. Например, не стоит говорить: «Ты ужасный крикун, у меня болит от тебя голова!», вместо этого: «Пожалуйста, говори тише, я не слышу папу по телефону». Чтобы ребенок не обиделся и позитивно отнесся к критике, лучше малыша сначала похвалить.

Для формирования высокой самооценки я бы советовала делать акцент на сильных сторонах ребенка. Не нужно ругать детей, если они приносят из школы не такие высокие оценки, как ожидают от них родители. Ребенок может быть не силен в математике, но отлично знать иностранный язык или быть замечательным спортсменом, музыкантом. Кто сказал, что математика важнее?

Наша самооценка может меняться в течение жизни в ту или иную сторону. Поэтому очень важна уверенность, фундамент, построенный родителями. И если даже окружение может нас как-то критиковать, но есть стержень, внутреннее удовлетворение и знание, что я — самодостаточный, мудрый, умный, я могу с этим справиться, эта критика не окажет негативного влияния.

Ракурс: Влияет ли самооценка родителей на детей?

Н.Дмитришена: Конечно. Ведь если родитель в себя не верит, то что он может дать ребенку? Здесь очень важен личный пример. Ведь если мама все время находится в депрессии, а папа постоянно агрессивен, то ребенок думает, что если он вместе с ними живет, то они раздражаются из-за него. Родители не такие, как у всех, значит, я тоже ущербный. Если у ребенка самооценка хромает, родители в первую очередь должны посмотреть на себя, чтобы помочь ребенку в дальнейшем быть успешным.

В любом возрасте можно повысить свою субъективную оценку, конечно, если человек этого хочет. Работая над собой, родители помогают своему ребенку жить в дальнейшем успешной взрослой жизнью.

Главное — внутренняя удовлетворенность тем, чего достигаете.

Завышенная самооценка, самолюбование, несоответствие своих способностей своим представлениям о себе чаще встречаются у детей состоятельынх родителей. Здесь уже нужно разбираться, что это — гордыня, раздутое эго? Ребенок чувствует себя всемогущим, потому что родители выглядят всемогущими. Завышенная самооценка у детей, чьи родители, например, не занимаются серьезным бизнесом, встречается реже.

Для формирования правильной самооценки очень важно то, как мы справляемся с трудностями. Нужно учить детей, что бывают и еще будут в жизни поражения, но нужно уметь превращать их в опыт. И в этом случае самооценка усиливается. Ведь теория, которую мы черпаем извне, например, из книг, теорией и остается. Человеку нужна практика. Нужно всегда задавать вопрос: чему меня учит этот опыт? Для чего мне дана была эта ситуация? Например, для того, чтобы я научился внимательности, был более сильным.

Самооценка часто падает в школе. Ведь когда ребенок идет в первый класс, считается, что родители тоже идут в школу. Они очень хотят быть хорошими и правильными, чтобы их хвалили. И когда случается, что учительница жалуется на ребенка, родитель начинает злиться. Злится-то он на себя, но это негативное чувство вымещает на своем ребенке, который и является объектом негативной оценки преподавателя.

Получается, что родитель переходит на сторону учителя. В итоге двое взрослых — родитель и учитель, начинают нападать на школьника. Разве может в таком случае идти речь о нормальной самооценке?

Родителям нужно помнить, что они — самые близкие для ребенка люди. И вдруг они становятся «предателями», а ведь должны были понять, как ребенку нелегко выслушивать при всем классе о том, что он двоечник, непослушный и неусидчивый. Это главная ошибка родителей. Всегда, в любой ситуации родители должны быть на стороне ребенка. И если учитель ругает вашего школьника, нужно сказать: да, может быть, вы в чем-то правы, что он получил двойку, но мы вчера с ним занимались, старались, мы еще подтянем. Знаете, он молодец, он занял первое место на соревнованиях по легкой атлетике и т. д. Ребенка нужно похвалить, ведь его уже поругали, а необходим баланс.

Родители, не забывайте повторять детям, что вы их любите! Многие считают это лишним, ведь это и так понятно. Но это может быть очевидным для вас, взрослых, но не для ребенка. Очень важно обнимать, целовать, гладить детей по голове (не зря там находится темечко). Психологи советуют делать это минимум восемь раз в день. Почему восемь? Видимо, как символ бесконечности, бесконечной любви к ребенку. Очень важно, как именно вы говорите сыну (дочери) о своей любви к нему. Слова не должны быть дежурной фразой, пусть они идут от души: «Доченька (сыночек), я тебя очень-очень люблю. Иногда мама может сердиться, но я все равно тебя люблю». Обязательно должны быть ритуалы: утром и перед сном. Для детей ночь — это что-то неизвестное, а неведомое порождает страхи. Но если есть поддержка родителей, спокойствие, малыш подержался за руку мамы, папа почитал сказку, ребенок чувствует эту силу любви и поддержку.

Как проверить самооценку? Тесты не дают полной и достоверной информации. В зависимости от настроения, ситуации дети (да и взрослые) могут давать разные ответы на одни и те же вопросы. Я, например, использую проективные методики. И порой нужно встретиться несколько раз, чтобы определить, все ли в порядке с самооценкой. Ходить к психологу — вещь полезная, и не обязательно делать это только при наличии проблемы. Иногда это необходимо для профилактики, чтобы получить ответы на какие-то вопросы, а может быть, убедиться, что вы все делаете правильно. В свою очередь, это повышает самооценку родителей, а соответственно, и детей.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter