Новости
Ракурс
Что спасет украинскую медицину. Иллюстрация: Индейский знахарь / wikimedia.org

Украина: 137-я из 149 в рейтинге Европейского индекса здоровья пациента

10 дек 2018, 19:17

Беспощадная политика в системе здравоохранения за последние четыре года опустила Украину на 58 ступенек по индикатору «Здравоохранение» в рейтинге аналитического центра Legatum Institute со штаб-квартирой в Лондоне. В 2015 году мы были на 79-й позиции из 142, в 2017 — на 135-й, а в 2018 — уже на 137-й из 149 стран. И что бы там ни говорили «наверху», на это повлиял не только ВВП, но и прежде всего хаотичное и предвзятое руководство отраслью. Попробуем разобраться, какие шаги срочно необходимо предпринять, чтобы вырваться из этой пропасти.


.

По каким же критериям можно определить эффективность системы здравоохранения? Например, разработчики вышеуказанного рейтинга Legatum Prosperity Index (Индекс процветания) измеряют эффективность медицины страны в трех направлениях:

 

Для этого используют 11 разновзвешенных показателей, 9 из которых — объективные, два — субъективные. Показатели базируются на статистическом анализе, социологических исследованиях и экспертных оценках участников опроса. Статистические данные, используемые в рейтинге, представляют ООН, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация и другие институты.

Причины

Разочаруем тех, кто тесно связывает экономику страны с развитием системы здравоохранения. На самом деле, богатство страны — это действительно возможность граждан получать качественные и современные медицинские услуги. Но — отнюдь не предпосылка к построению эффективной системы здравоохранения.

Страны с похожим уровнем расходов на здравоохранение могут иметь абсолютно разные результаты своих инвестиций. Влияет на это политика в системе здравоохранения.

Как пример — система здравоохранения США занимает лишь 35-е место в мировом рейтинге. Тогда как объем финансирования отрасли в стране значительно больше любой другой страны мира — на одного человека в год Штаты тратят более 9,5 тыс. долл., а в целом — около 17% от своего огромного ВВП, составляющего примерно четверть всей мировой экономики.

Вдумайтесь в эти цифры: 5% населения потребляют 55% всех расходов на здравоохранение в США. 45% потребляют еще 42%, и целых 50% населения — только 3%. Люди, которые не могут платить напрямую или приобрести страховку, фактически остаются без медпомощи! В стране с мощной экономикой.

В первых семи странах мира по уровню эффективности систем здравоохранения, по версии Legatum Prosperity Index, пять имеют социально-страховую систему здравоохранения: Сингапур, Люксембург, Япония, Швейцария и Австрия, а две — Катар и Швеция — бюджетную.

В странах с ведущей и наиболее эффективной системой здравоохранения достаточно высокий уровень расходов на отрасль. Кроме того — значительный уровень государственного финансирования здравоохранения. И еще — высокий уровень прямых частных расходов на медицинские цели, ниже 30% от общего объема финансирования. Предлагаю сравнить их цифры с украинскими:

 

Страна

Общий уровень финансиров. здравоохр.,

% от ВВП

Расходы на человека в год, тыс. долл.

Расходы на здравоохр. в общих расходах государства, %

Частные расходы на здравоохранение, %

Германия

11,2

4,6

21,4

15,5

Швеция

11

5,6

18,4

16,3

Дания

10,3

5,5

15,8

15,9

Британия

9,9

4,4

18,5

19,6

Украина

6,4

0,169

11

60

Обратите внимание на Британию. В Украине внедряют именно ее модель системы здравоохранения. Только у нас есть проблема: из-за низкого ВВП денег на ее полноценное функционирование не хватит.

Вы уже видите первые последствия так называемой медреформы от власти. Все почему? Потому что не ту модель выбрали для украинских реалий. Еще и делают все в спешке, кусками, непродуманно.

Какую модель выбрать?

Откроем тайну: в мире нет двух развитых стран с идентичными системами здравоохранения. В разных условиях разные компоненты системы здравоохранения могут взаимодействовать самым неожиданным образом. Не существует какого-то одного набора вариантов стратегии, который будет успешно работать где угодно, — нужно учитывать особенности экономики, природные условия, демографические и географические особенности, социальные и исторические.

Украинскую медицину спасет только смешанная модель организации системы здравоохранения, которая объединит несколько источников финансирования: государственные средства, средства обязательного медицинского страхования, частные средства граждан и средства добровольного медицинского страхования.

Автор недавно зарегистрированного в Верховной Раде законопроекта о финансировании здравоохранения и общеобязательном медицинском страховании Валерий Дубиль в пояснительной записке к нему уже указывал, почему работодателям такая модель будет выгодна. И мы знаем, как предотвратить рост финансового бремени расходов на лечение для граждан/домохозяйств до критического для них уровня.

Чтобы наладить систему, нужно установить финансовые принципы для поставщиков медицинских услуг. Они будут гарантировать равный доступ всех граждан к полному объему качественных медицинских услуг. Поэтому одна из главных задач системы финансирования здравоохранения — сформировать такой объем и механизм распределения финансовых ресурсов, который обеспечит полную физическую доступность медицинской помощи.

На рассмотрении в Верховной Раде уже находятся три законопроекта, с принятием которых может начаться создание новой, качественной и доступной медицины. Это проекты законов №7065 «Об организации медицинского обслуживания населения в Украине», №8250 «О врачебном самоуправлении» и №9163 «О финансировании здравоохранения и общеобязательном медицинском страховании в Украине». Считаем, что после внедрения изменений с каждым годом мы сможем подниматься в мировом рейтинге Legatum Prosperity Index, а украинцы почувствуют изменения к лучшему в системе здравоохранения.

Дмитрий ПОДТУРКИН 


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter