Ракурсhttps://racurs.ua/
Земельная реформа в Украине
https://racurs.ua/394-zemelnaya-reforma-v-ukraine.htmlРакурсРазные исторические события сопровождаются соответствующими процессами: если во времена правления советской власти самым большим достоянием считалась коллективизация земли, то после распада Советского Союза и советской системы в целом стало необходимым проведение множества реформ. Одним из самых главных процессов считается земельная реформа со своим итоговым результатом — свободным земельным рынком.
.
В мире нет высокоразвитого государства, где не существовало бы свободного земельного рынка, лишенного каких бы то ни было бюрократических преград. Свободный земельный рынок — это не только отношение сторон договора купли-продажи, но и мощнейший толчок для экономики в целом, активизация работы банков, юристов, кадастровых компаний, нотариусов, активизация существующих и создание новых больших и малых сельскохозяйственных предприятий, основание абсолютно новой структуры — регистрационной службы имущества.
Безусловно, земельная реформа будет иметь и «побочные» эффекты. Одним из главных станет временное падение цен на недвижимость, но со временем свободный рынок сам себя урегулирует. Государство с самого начала должно быть готовым к решению проблем, которые обязательно возникнут, а именно: требования старых собственников/владельцев о возвращении земель; излишек земель (земли, которые окажутся в собственности семей выше нормы); противостояние закупке земель в большом количестве одним субъектом. Но самой главной проблемой считается выделение сельскохозяйственных земель иностранным гражданам. Осенью 2012 года в Земельный кодекс Украины были внесены изменения, позволяющие иностранным юридическим лицам покупать земли несельскохозяйственного назначения, а статья 20 того же кодекса разрешает перевести земли сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли. Может быть, решением вопроса было бы требование, чтобы учредителями таких юридических лиц были граждане Украины.
На необходимость существования свободного земельного рынка указывает и тот факт, что, несмотря на запрет купли-продажи земли, теневой рынок земли в СССР все-таки был. Существование в сельских (местных) исполкомах «семейной книги», а в сельскохозяйственных предприятиях — «шнуровой книги» (в которой описывалось наличие земель, закрепленных за каждой семьей) не было преградой для незаконных сделок; так же незаконно продавались и земельные участки огородничеств. Аграрная реформа в Украине была начата еще во времена СССР, когда Верховная Рада УССР издала постановление «О земельной реформе» (18 декабря 1990 года), позднее президент Украины подписал указ «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» (3 декабря 1999 года). Хотя о конечных результатах процесса, начатого более 20 лет назад, говорить сложно.
Если Украина учтет итоги реформ постсоветских стран, она сможет провести ее с минимальным количеством брака и ошибок. Для этого надо разработать и внести соответствующие изменения в законодательство, а сама реформа должна быть полномасштабной. Насколько весь процесс будет прозрачным, а итоговые данные доступны всем желающим, настолько меньше будет претензий и вопросов.
Для этого обязательно надо объявить дату начала и конца реформы (так как она не может начаться внезапно и закончиться неожиданно).
Было бы желательно, чтобы реформу проводили местные (сельские) правления, но в процессе принимала бы участие и осуществляла контроль земельная комиссия, укомплектованная из авторитетных местных жителей.
В процессе отвода земель для проведения реформы обязательно надо учитывать государственные интересы: максимально воздержаться от разделения больших хозяйственных площадей, где государство осуществило значительные капиталовложения; площадей, предназначенных для выведения новых сортов сельскохозяйственных культур и экспериментальных работ.
В законодательстве должны быть четко определены категории, по которым будут выделяться земельные участки.
В некоторых постсоветских странах земли были разделены между семьями, в других — по численности членов семьи. Например, в Грузии землю разделили между семьями, но разделить ее по численности членов семьи было бы более разумно.
Местная администрация вместе с местной комиссией земельной реформы должна составить список кандидатов на получение земель поименно и по категории. Ими же должны быть отведены земельные участки для фонда реформы. При подаче заявления должны учитываться принципы локальности относительно места жительства и родственные связи (место рождения).
Отведенные территории, нанесенные на карту, должны согласовываться с районной администрацией, процесс должен занимать минимальное время.
Земельный фонд в натуре (на месте) по составленной карте должен быть разделен на участки, а распределение между желающими должно производиться по жребию.
Весь ход процесса должен быть доступным для каждого желающего получить нужную ему информацию.
Также крайне важно, чтобы на административной территории осуществлялось единое правление.
Соблюдение вышеуказанных шагов максимально избавит весь процесс реформы от нежелательных вопросов и сомнений.
В нынешнем, 2013 году для подписания такого долгожданного Соглашения об ассоциации с ЕС Брюссель выдвинул Киеву 19 требований, два из которых косвенно касаются и земельной реформы. Так, например, в списке требований №17 — это «Обеспечение эффективной борьбы с коррупцией», а №19 — «Осуществление решительных действий для улучшения делового и инвестиционного климата».
Коррупция в земельных вопросах была главной темой многих публичных выступлений и статей. Факт существования коррупции в земельных вопросах отмечали многие должностные лица Украины, а также директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер («Коррупция мешает созданию электронного земельного кадастра в Украине?»).
Что касается второго требования, то полномасштабная земельная реформа была бы мощнейшим стимулом для улучшения делового климата, в том числе инвестиционного.
По заявлениям главы Государственного агентства земельных ресурсов Украины Сергея Тимченко, старые документы переводятся в цифровой формат, а время на регистрацию имущества сократилось в десятки раз. Также усовершенствуется национальная геоинформационная система. Все это можно считать прекрасным стартовым положением для полномасштабной земельной реформы, так что окончательное слово — за правительством и законодательными органами.
Полномасштабная земельная реформа ни в коем случае не означает, что следует пустить процесс на самотек. Государство должно контролировать весь процесс, но вмешиваться только в случае крайней необходимости. Желательно, чтобы за ходом процесса (в качестве ревизора и консультанта) наблюдало Госземагентство.
До начала реформы должны быть определены нужные площади для эффективного функционирования экспериментальных, сортовыводящих, семеноводческих предприятий, учитывая цели производства, наличие угодий, численность рабочих и техники.
На местах должны быть созданы мелкие технические предприятия, которые предлагали бы населению разные сельскохозяйственные услуги, хотя и местные предприятия могли бы предлагать такие услуги.
Особо следует подумать о том, чтобы в руках крупных компаний не оказалась большая часть сельскохозяйственных земель с целью изменения их назначения и перепродажи. Для ограничения возможности таких явлений было бы уместным требование целевого сельскохозяйственного назначения предприятий.
Обнадеживающими кажутся заявления господина Тимченко о прозрачности и эффективности Национальной кадастровой системы и президента Виктора Януковича о том, что «Украина вышла на завершающий этап земельной реформы» (открытие Международного инвестиционного форума в Кировограде, 3 октября 2013 года).
Стремление Украины в ЕС выдвигает перед ней новые требования, выполнение которых отразится только положительно как на имидже самого государства, так и на трудолюбивых гражданах Украины. Украина достойно займет место среди самых высокоразвитых, демократичных и цивилизованных государств.
Кахабер КАРЕЛИ