Ракурсhttps://racurs.ua/
В заседании ВР приняли участие экс-президенты Украины
Договоренности в Раде: Демократия, не ограниченная правом, легко превращается в диктатуру
https://racurs.ua/441-dogovorennosti-v-rade-demokratiya-ne-ogranichennaya-pravom-legko-prevraschaetsya-v-diktaturu.htmlРакурсИгорьЖданов, политолог, глава аналитического центра «Открытая политика»:
.
Голосование в парламенте — это первый шаг к преодолению глубокого системного политического кризиса в Украине мирным путем.
«Диктаторские законы» отменены, но главное — как будут продвигаться переговоры дальше. То есть каким будет «закон об амнистии», будет ли он принят без каких-либо оговорок, или власть упрется в какие-то свои условия, а также остается вопрос создания временной следственной комиссии (ВСК ) по Конституции.
Что касается так называемого закона об амнистии, освобождающего от ответственности за превышение власти и служебных полномочий, напомню, что он освобождает от уголовного преследования и митингующих. Это предмет определенного компромисса. Любой мирный выход из ситуации за столом переговоров возможен только путем компромисса. Во-вторых, это будет закон, проголосованный уже не руками, а карточками.
Я убежден, что виновные в смертях должны понести ответственность. По другим ситуациям, если там не был нанесен критический вред здоровью, мы должны пойти по пути национального примирения, путем амнистирования обеих сторон.
Аркадий Бущенко, правозащитник, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ):
Там, где речь идет об ответственности должностных лиц, представителей силовых структур, задействованных в последних событиях, которые на самом деле совершали преступления (что мы могли видеть из видеозаписей в интернете), то их нельзя освобождать от ответственности. Надо понимать, что законом это не отменяется. Политическими договоренностями нельзя устранить обязательства расследовать преступления со стороны правоохранителей. Наконец, есть международные обязательства Украины расследовать эти случаи, найти и наказать виновных.
Этот закон идет вопреки нашим международным обязательствам. Наши парламентарии заигрались в демократию, принимая и отменяя законы. Они не понимают, что демократия тоже имеет свои ограничения, и этим ограничением является право. Демократия, не ограниченная правом, очень легко превращается в диктатуру.
Вячеслав Брюховецкий, почетный президент Национального университета «Киево-Могилянская академия», участник инициативы «Первого декабря»:
Закон об амнистии еще не принят, поэтому пока нечего
комментировать. Но, конечно, я считаю, что не должно быть амнистии для тех, кто совершал серьезные преступления, убивал или калечил людей. Это касается обеих сторон конфликта. Другое дело, что со
стороны Майдана таких преступлений наберется один–два, а с другой — сотни.
Сообщается, например, об убийстве милиционера в Херсоне. Я не знаю деталей, я знаю об этом только из теленовостей, возможно, это какая-то провокация, но если это действительно было, то за такое
преступление, безусловно, нужно отвечать.
Те, кто совершал уголовные преступления, должны отвечать независимо от того, на какой стороне они участвовали в противостоянии. Потому что одно дело — сражаться за правое дело, а другое — тихонько
засунуть нож под ребра, это разные вещи.
В последние дни в Верховной Раде были зарегистрированы несколько законопроектов, предусматривающих освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовных производств, открытых по ряду статей, если эти преступления произошли в течение последнего месяца и были связаны с массовыми акциями протеста.
Принятый 29 января без участия оппозициизакон (регистр. № 4021-3) "Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания по поводу событий, имевших
место во время проведения мирных собраний" авторства Юрия Мирошниченко (ПР) вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, однако вводится в действие со дня, следующего за
днем опубликования на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины уведомления генпрокурора о фактическом совершении участниками массовых акций протеста совокупности таких действий:
1) освобождение всех занятых в Киеве и других населенных пунктах Украины во время акций протеста зданий или помещений органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также
допуск к своим рабочим местам лиц, которые там работают, и снятия других препятствий для надлежащего функционирования указанных об объектов;
2) разблокировка транспортных коммуникаций на улице Грушевского в Киеве участниками массовых акций протеста;
3) разблокировка других улиц, площадей, переулков, бульваров и т.д. в городе Киеве и других населенных пунктах Украины, кроме тех, на которых происходят мирные акции протеста.
В тексте закона идет речь о том, что генпрокурор публикует такое сообщение только при условии, что такие действия участники массовых акций протеста совершат не позднее чем через 15 дней со дня,
следующего за днем вступления в силу закона, иначе закон теряет силу со дня, следующего за последним днем этого срока.
Законом предусматривается закрыть уголовные производства и освободить от ответственности подозреваемых, обвиняемых (подсудимых) в преступлениях, совершенных с 27 декабря 2013 года до дня вступления
в силу данного закона (при условии, что эти преступления связаны с массовыми акциями протеста), по следующим статьям Уголовного кодекса Украины (УК):
ст. 109 - "действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти",
ст. 110 (1) - "посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины", а также призывы к таким действиям,
ст. 161 - "нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии",
ст. 194 - "умышленное уничтожение или повреждение имущества",
ст. 259 - "заведомо ложное сообщение об угрозе безопасности граждан, уничтожении или повреждении объектов собственности",
ст. 279 - "блокирование транспортных коммуникаций",
ст. 293 - "групповое нарушение общественного порядка",
ст. 294 - "массовые беспорядки",
ст. 295 - "призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку",
ст. 296 - "хулиганство",
ст. 341 - "захват государственных или общественных зданий или сооружений",
ст. 342 - "сопротивление представителю власти, работнику правоохранительного органа, члену общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или
военнослужащему",
ст. 343 - "вмешательство в деятельность работника правоохранительного органа",
ст. 344 - "вмешательство в деятельность государственного деятеля",
ст. 345 - "угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа",
ст. 346 - "угроза или насилие в отношении государственного или общественного деятеля",
ст. 347 - "умышленное уничтожение или повреждение имущества работника правоохранительного органа",
ст. 348 - "посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы или военнослужащего",
ст. 350 - "угроза или насилие относительно служебного лица или гражданина, исполняющего общественный долг",
ст. 351 - "препятствование деятельности народного депутата Украины и депутата местного совета",
ст. 352 - "умышленное уничтожение или повреждение имущества должностного лица или гражданина, исполняющего общественный долг"
ст. 376 - "вмешательство в деятельность судебных органов",
ст. 377 - "угроза или насилие в отношении судьи, народного заседателя или присяжного",
ст. 382 - "невыполнение судебного решения",
ст. 386 - "препятствование явке свидетеля, потерпевшего, эксперта, принуждение их к отказу от дачи показаний или заключения".
Закон не освобождает от ответственности за превышение власти и служебных полномочий (ст. 365 УК Украины), как это было предусмотрено в предыдущем законопроекте регионалов.
Марина БЛУДШАЯ