Ракурсhttps://racurs.ua/
Чему стоит поучиться у детей
https://racurs.ua/661-chemu-pouchitsya-u-detey.htmlРакурсРоману два с половиной года. И он умеет жить. Ему всегда хорошо именно там, где он сейчас. Проверено даже детским садом. Мама мальчика рассказывает: «Привела Ромку и думаю – ну, сейчас начнется! А он пошел играть. Прихожу – обедает за столиком. Оглянулся, поздоровался, но пока не доел, ко мне не выбежал». Когда пошли домой, переключился на прогулку с мамой.
.
И мне подумалось: какой счастливый мальчик! Взрослые составляют целые религиозно-философские системы, годами медитируют, чтобы достичь такого дзэна! Вот и возник вопрос: чему еще мы могли бы поучиться у наших детей?
В основу этой статьи я положила известные слова Иисуса Христа: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Божье». Захотелось разобраться: так как же это – быть как дети?
Конечно, малыши развиваются стремительно, у каждого возраста свои особенности (впрочем, как и у каждого ребенка свой характер и темпы развития), поэтому мы сосредоточимся на таком, сказать бы, райском дошкольном возрасте. И, конечно же, детские качества берем обобщенно – мы же учимся самому лучшему!
Итак, первый совет следует из главного урока Ромы – жить в моменте, здесь-и-сейчас. Именно из этого счастливого качества детства вытекают и все остальные, о которых пойдет речь.
Вспомните, когда в последний раз вам удавалось «войти в момент», в самую его сердцевину, когда живешь тем, что у тебя сейчас, не оглядываясь на прошлое и не отвлекаясь на будущее? Глубже там всегда
какие-то дары. К одному такому открытию, например, ведет медитация «Окно» известного индийского монаха-иезуита Энтони де Мелло из его книги духовных упражнений «Источники»:
Вслушайся в шум дождя...
Какие ассоциации вызывает он у тебя?
Какие воспоминания?
Присмотрись к благодатному действию
дождя на деревья,
насыщающиеся тем благословением с небес...
Присмотрись, как дождь действует на птиц...
Посмотри, как земля отзывается
на ту воду,
которая пробуждает жизнь
в усохшей в порох почве.
Смотри на листья...
На ту свежую молодую поросль,
которая рождается к жизни...
И на те старые листья, которые благодаря дождю
задержатся на деревьях чуть дольше...
Присмотрись к облакам...
Откуда они плывут...
Куда уходят...
Попробуй отправиться вместе с ними
от начала и до конца...
Посмотри на капли дождя, падающие
на потрескавшуюся землю...
На деревья...
На крыши...
Представь себе, что та влага клубится в облаках...
А теперь – что она обретает
форму и индивидуальность в каплях,
которые потом сыплются на землю дождем и погибают...
Присмотрись к каплям на твоем окне...
Сначала они падают на стекло порознь...
Впоследствии сливаются в маленький ручеек,
соединяясь с другими одиночными каплями,
и несут их куда-то...
Посмотри, то же самое происходит
с облаками
и деревьями,
и листьями,
и птицами,
и зверями,
и людьми,
и с тобой самим ...
Мы тоже стоим порознь...
Но только для того чтобы струя жизни захватила нас
и понесла куда-то вдаль...
Помню похожее состояние однажды в Лебедевке в Одесской области. Солнце уже садилось, косые лучи падали в море, и все от него было будто в золотом тумане: люди на пляже, уже собирающиеся домой,
чайки над ними... И звуков не слышно, только шум моря в последних лучах солнца. В этом моменте было так хорошо, что не хотелось из него выходить. Я почувствовала удивительное единство со всеми
людьми: будто они, и чайки, и солнце, и море – это все то же продолжение меня, мы не то чтобы случайно вместе в этой точке времени и пространства, мы одно целое. Так рождается гармония с миром.
Собственно, дальше хочется вспомнить о детской целостности. Как-то племянник Даниил впервые сложил работа. Ставит на стол, отходит чуть дальше и любуется:
– Смотри, какой классный робот!
И задумчиво так добавляет:
– У меня сердце смеется, и желудок, и руки и ноги, абсолютно все! От радости…
Дети еще не потеряли контакт со своим телом, они воспринимают себя целостно и принимают полностью. Следовательно – им легче открываться миру, ведь еще не нажит тот чеховский «футляр» из комплексов, установок, страхов, сковывающих и ограничивающих, что выступает неким фильтром, кривым зеркалом, которое искажает и восприятие мира, и наши проявления в нем.
Отсюда вытекает еще одно счастливое качество детства – непосредственность. Дети говорят то, что думают. Делают то, что хотят. Реагируют искренне, сразу разряжая все эмоции. А это крайне неблагоприятная среда для хитрости, корысти, мнительности, лживости – всех этих «бактерий» нашей души, которые любят тень. Собственно, эта мгновенная разрядка эмоций ведет к еще одному «святому» качеству, которому впоследствии во взрослом возрасте учиться и учиться – дети не держат обид. Все их недовольство, возмущение и обиды – как короткий летний дождик, которого через мгновение и не вспомнишь на солнышке.
А все почему? Дети не сомневаются в нашей любви. Однажды я еле-еле вложила спать днем крестника Игоря, выхожу в сад в радостном предвкушении нескольких часов беззаботного времени, но проходит полчаса ... и на пороге появляется Игорь. С такой радостью в глазах, словно он только что с боем вырвался из объятий Морфея, чтобы наконец-то мы снова были вместе, ура! И что ты тут скажешь, кроме ура?..
У шведского детского писателя Ульфа Старка есть прекрасная повесть «Мой друг Перси, Бофало Билл и я» (в 2008 году вышла в украинском переводе в издательстве «Теза») – о летних каникулах двух друзей на острове в море. Так вот, этот Перси – как мой Игорь. Он настолько уверен в дружбе и привязанности рефлексивного и нерешительного Ульфа, что в конечном итоге убеждает в том и последнего, и все его не сказать чтоб идеальное семейство. Ведь он видит сразу главное: часто под брюзжанием, недовольством и откровенными вспышками гнева ближних скрывается потребность любви и заботы, да и просто верности, и эту глубину можно найти, уверенно пробравшись сквозь толщу всего второстепенного.
Отсюда выходим на веру, а затем – доверие. Дети безоговорочно доверяют родителям не только свою жизнь, но и все свои заботы. Представьте, что вы идете по улице за ручку с малышом – он будет очень беспокоиться о том, куда вы его ведете и как вы оттуда будете возвращаться? Собственно, именно о такой вере говорится в Евангелии. Для неверующих людей это может быть доверие своей интуиции, голосу своей души. Который, например, зовет заниматься любимым делом несмотря на голос разума, напоминающего о его непрестижности... Поэтому психолог и советует вспомнить любимое дело детства, чтобы восстановить утраченную связь со своей душой.
И обратите внимание: дети подходят к любимому делу, как к сотворению мира. Вспомните, как ваш малыш лепит песчаный замок на берегу моря или озера. Да важнее дела нет на свете!
«Взрослым языком» это мог бы перевести известный исследователь и популяризатор дзэн-буддизма на Западе Дайсэцу Судзуки. В книге «Основы дзэн-буддизма» он цитирует мондо – диалог между учеником и учителем:
«Монах:
– Мне известно, что когда лев бросается на своего противника, будь он заяц или слон, он употребляет всю свою силу. Пожалуйста, скажите мне, что это за сила?
Учитель:
– Дух искренности (буквально «сила правды»).
Искренность, то есть правдивость или активизация всего существа, есть, по словам Ринзая, состояние, в котором «все существо включается в работу», когда ничего не остается в резерве, ничто не выражается косвенно, ничто не пропадает зря. Когда человек живет подобным образом, его называют золотогривым львом; он является символом мужества, искренности и чистосердечности; он Бого-человек; она не проявление, а сама Реальность, так как за ним ничего не стоит, он «вся истина», «сама суть».
Ну или – ближе – с апостола Павла. В первом послании к Коринфянам он писал: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух».
Причем заметьте: дети настолько заняты собственным делом, что не заморачиваются наставлениями и осуждением других. Они в постоянном процессе познания мира, а здесь не бывает ощущения завершенности – вот я, мол, все понял и теперь умнее других.
Процесс познания сочетается с творчеством. Которое, опять-таки, можно сравнить с сотворением мира. Ведь для детей все впервые. Когда они начинают говорить – можно издавать целые словари их остроумных неологизмов. А по детским рисункам, как в зеркале, просматривается состояние души. Когда психологи идут к травмированным войной детям, они берут с собой краски и карандаши, глину и пластилин, ведь хорошо знают: именно в творческом процессе ребенок раскрывается полностью. Творить для него – так же естественно, как дышать. Это уже потом, во взрослом возрасте, эта «память Творца» теряется в буднях, и мы позволяем себе выполнять ежедневные обязанности механически и рутинно, все больше углубляясь в депрессии. Между тем каждую работу можно выполнить творчески!
А где творчество – там и радость. Согласитесь: дети – это как постоянно действующий завод радости. Они всегда готовы радоваться. Вы задумывались, почему так? Иногда мне кажется, что радость – это некая основа той незримой ткани, из которой сотканы наши души. И именно в детях, еще не заглушенных жизненными буднями, это видно лучше... Помните евангельское: «Всегда радуйтесь»? Казалось бы, ну как к этому можно призывать так императивно? Было бы чему... А может – именно таким образом, восстанавливая в себе эту первоначально заложенную радость, легче добраться и до той настоящей «ткани» души? А там... Собственно, вот мы и подошли к главному качеству, которого стоило бы поучиться у наших детей: это готовность к чуду. Они действительно его ждут. И какой дед Мороз или Святой Николай воздержится от подарка?