Ракурсhttps://racurs.ua/
Всеукраинская школа онлайн: пациент скорее мертв, чем жив
https://racurs.ua/b159-vseukrainskaya-shkola-onlayn-pacient-skoree-mertv-chem-jiv.htmlРакурс6 апреля с большой помпой, анонсированная самим президентом, в стране заработала Всеукраинская школа онлайн. Идея начитывать детям школьную программу – отличная. Для телеуроков отобрали 40 киевских учителей (как было сказано, из числа лучших), в авральном темпе начали записывать уроки… и тут все пошло наперекосяк.
.
За пять дней работы Всеукраинской школы онлайн ее учителя дали массу поводов не то посмеяться, не то схватиться за голову. Атлантический океан, омывающий берега Австралии, белые медведи в Антарктиде, путаница в названиях исторических событий, анекдотические ошибки в простых математических задачках…
И каждый, кто научился писать почти без ошибок, а оттого возомнил себя экспертом, готов пнуть ту злосчастную училку, которая ляпнула перед камерой про Атлантический океан, омывающий побережье Австралии.
Я же скажу ей: «Спасибо!» Училка привселюдно вскрыла нарыв. Все эти баги системы накапливались десятилетиями, средняя школа отстала от требований времени лет примерно на тридцать, высшая – на все пятьдесят. Вы этого не знали? Да неужели, бросьте! В каждой семье найдется школьник или студент, да и сами вы заканчивали все ту же школу. Кондовую советскую, которая преотлично сохранилась до сих пор.
Я бы могла сейчас развести многостраничную бодягу о необходимости реформирования украинской школы, аргументируя свою точку зрения железными аргументами.
Но давайте лучше поиграем в суд. На скамье подсудимых – Всеукраинская школа онлайн, несчастный ребенок, порождение нашей системы образования.
Итак,
Слово защите
Психолог и тренер-инструктор по речевым технологиям Василий Комиссаров уверен: онлайн-обучение прекрасно тем, что выставит на всеобщее обозрение никчемность ох как многих преподавателей.
«Сегодня я присутствовал на онлайн-паре одного из ведущих вузов, пишет он. -Господа! Это ППЦ! Пару проводил доктор экономических наук, «препод» (не учитель, не Учитель, не преподаватель, а именно «препод»), по теме, которую я изучал в своем универе 20 лет назад. Но по воле судьбы, пришлось её практиковать всю свою жизнь. Это был предмет «Менеджмент организации».
Я полюбил эту тему. Эта тема стала приносить мне доход. Эта тема стала мне родной и близкой. Но сегодня я увидел, как студентов насилуют содержанием, которое даже рядом не стоит с реальностью!
Даже 20 лет назад нам давали более актуальное наполнение!
Даже 20 лет назад нам кричали: «Главное, чтоб вы разобрались, поняли и начали применять эти знания!»
А сегодня - мертвая, не работающая теория языком доктора кабинетных наук... От студентов сегодня требовали, чтоб они просто зачитали из файла набор звуков, которые слабо понимает даже сам препод...»
Василий Комиссаров в своем блоге предлагает создать открытый рейтинг преподавателей. Идея хорошая, но если онлайн-преподавание приживется, этот рейтинг выстроится сам собой. Например, я точно знаю, что если бы мне пришлось подучить школьный курс химии, я бы смотрела видеоуроки не заслуженных учителей, а одного семнадцатилетнего паренька, первокурсника Харьковского университета Дениса Рассадина, призера международных олимпиад. Сейчас он, вчерашний школьник, тренирует школьников нынешних и записывает забавные уроки химии для учеников, которые лишь на пару лет младше его.
А вот среди вузовских преподавателей, увы, встречаются люди, не реализовавшиеся в профессии, зато твердо заучившие некий набор звуков, который они из года в год бубнят ученикам. Тем и живут…
Слово обвинению
Это несчастное недоношенное дитя, Всеукраинская школа онлайн, было принято корявыми акушерами.
«Ошибки еще будут. И вероятно много, - пишет в своем блоге учитель математики Дмитрий Номировский, знающий изнутри, как работает Всеукраинская школа онлайн. - Это только первые ласточки пошли. А как иначе, если:
1) Учителей собрали в пожарном порядке, кого смогли найти. Без кастинга и проб. Большинство видит камеру первый раз в жизни.
2) Учителя работают, пока во всяком случае, исключительно на своем энтузиазме, то есть даром.
3) От основной работы в школе учителей никто не освобождал. А там, как вы знаете, свое дистанционное образование 24/7.
4) Длительность проекта все время меняется. Вначале было 3 недели, потом 7, далее 8. Теперь, если не ошибаюсь, 10 недель. А каждое изменение – это изменения в планировании уроков. Это все, естественно, тоже на учителе.
5) Сценарии уроков, иллюстративные материалы, презентации учитель делает сам, без какой-либо помощи.
6) Корректоров и редакторов, ответственных за проверку этих материалов, в проекте просто нет.
7) Никакой возможности просмотреть и внести правки в уже смонтированное видео не существует. Почему? А потому, что монтаж идет в ночь перед эфиром на ТВ. Говорят, что продакшн не успевает делать раньше. Подозреваю, что итоговое видео вообще никто не успевает смотреть – сразу в эфир.
Я попробовал добиться просмотра своего первого урока. Дошел до продюсера. Получил от него по шапке, поскольку (цитата) «попадание в эфир более приоритетная задача, чем удовлетворение чьих-либо интересов». «Чьи-либо интересы» – это он о моем желании сделать качественный продукт. Ошибки на моем первом уроке, кстати, избежать так и не удалось. Кто-то на этапе монтажа, не связавшись со мной, решил самостоятельно написать «правильный ответ: 50 коп» к простейшей задаче.
Понятия не имею, можно ли было в создавшихся условиях организовать процесс лучше. Вполне может быть, что и нет. Или так, или никак. Но раз уж так, то давайте перестанем удивляться, почему у учителя географии атлантический океан бороздит просторы большого театра».
…Мораль? Ее не будет.
Поэтому закончим на оптимистической ноте. Папаша-карантин и мамаша - украинская школа родили жалкого хворого ребеночка – Украинскую школу онлайн. Но младенчик, во-первых, наконец-то очевидно донес до всех простую мысль, что школу нужно реформировать, а во-вторых, выкарабкается и, возможно, станет родоначальником революционных изменений в украинском образовании.
Очень хотелось бы.