Новости
Ракурс

Всеукраинская школа онлайн: пациент скорее мертв, чем жив

6 апреля с большой помпой, анонсированная самим президентом, в стране заработала Всеукраинская школа онлайн. Идея начитывать детям школьную программу – отличная. Для телеуроков отобрали 40 киевских учителей (как было сказано, из числа лучших), в авральном темпе начали записывать уроки… и тут  все пошло наперекосяк.

За пять дней работы Всеукраинской школы онлайн ее учителя дали массу поводов не то посмеяться, не то схватиться за голову. Атлантический океан, омывающий берега Австралии, белые медведи в Антарктиде, путаница в названиях исторических событий, анекдотические ошибки в простых математических задачках…

И каждый, кто научился писать почти без ошибок, а оттого возомнил себя экспертом, готов пнуть ту злосчастную училку, которая ляпнула перед камерой про Атлантический океан, омывающий побережье Австралии.

Я же скажу ей: «Спасибо!» Училка привселюдно вскрыла нарыв. Все эти баги системы накапливались десятилетиями, средняя школа отстала от требований времени лет примерно на тридцать, высшая – на все пятьдесят. Вы этого не знали? Да неужели, бросьте! В каждой семье найдется школьник или студент, да и сами вы заканчивали все ту же школу. Кондовую советскую, которая преотлично сохранилась до сих пор.

Я бы могла сейчас развести многостраничную бодягу о необходимости реформирования украинской школы, аргументируя свою точку зрения железными аргументами.

Но давайте лучше поиграем в суд. На скамье подсудимых – Всеукраинская школа онлайн, несчастный ребенок, порождение нашей системы образования.

Итак,

Слово защите

Психолог и тренер-инструктор по речевым технологиям Василий Комиссаров уверен: онлайн-обучение прекрасно тем, что выставит на всеобщее обозрение никчемность ох как многих преподавателей.

«Сегодня я присутствовал на онлайн-паре одного из ведущих вузов, пишет он. -Господа! Это ППЦ! Пару проводил доктор экономических наук, «препод» (не учитель, не Учитель, не преподаватель, а именно «препод»), по теме, которую я изучал в своем универе 20 лет назад. Но по воле судьбы, пришлось её практиковать всю свою жизнь. Это был предмет «Менеджмент организации».

Я полюбил эту тему. Эта тема стала приносить мне доход. Эта тема стала мне родной и близкой. Но сегодня я увидел, как студентов насилуют содержанием, которое даже рядом не стоит с реальностью!

Даже 20 лет назад нам давали более актуальное наполнение!

Даже 20 лет назад нам кричали: «Главное, чтоб вы разобрались, поняли и начали применять эти знания!»

А сегодня - мертвая, не работающая теория языком доктора кабинетных наук... От студентов сегодня требовали, чтоб они просто зачитали из файла набор звуков, которые слабо понимает даже сам препод...»

Василий Комиссаров в своем блоге предлагает создать открытый рейтинг преподавателей. Идея хорошая, но если онлайн-преподавание приживется, этот рейтинг выстроится сам собой. Например, я точно знаю, что если бы мне пришлось подучить школьный курс химии, я бы смотрела видеоуроки не заслуженных учителей, а одного семнадцатилетнего паренька, первокурсника Харьковского университета Дениса Рассадина, призера международных олимпиад. Сейчас он, вчерашний школьник, тренирует школьников нынешних  и записывает забавные уроки химии для учеников, которые лишь на пару лет младше его.

А вот среди вузовских преподавателей, увы, встречаются люди, не реализовавшиеся в профессии, зато твердо заучившие некий набор звуков, который они из года в год бубнят  ученикам. Тем и живут…

Слово обвинению

Это несчастное недоношенное дитя, Всеукраинская школа онлайн, было принято корявыми акушерами.

«Ошибки еще будут. И вероятно много, - пишет в своем блоге учитель математики Дмитрий Номировский, знающий изнутри, как работает Всеукраинская школа онлайн. - Это только первые ласточки пошли. А как иначе, если:

1) Учителей собрали в пожарном порядке, кого смогли найти. Без кастинга и проб. Большинство видит камеру первый раз в жизни.
2) Учителя работают, пока во всяком случае, исключительно на своем энтузиазме, то есть даром.
3) От основной работы в школе учителей никто не освобождал. А там, как вы знаете, свое дистанционное образование 24/7.
4) Длительность проекта все время меняется. Вначале было 3 недели, потом 7, далее 8. Теперь, если не ошибаюсь, 10 недель. А каждое изменение – это изменения в планировании уроков. Это все, естественно, тоже на учителе.
5) Сценарии уроков, иллюстративные материалы, презентации учитель делает сам, без какой-либо помощи.
6) Корректоров и редакторов, ответственных за проверку этих материалов, в проекте просто нет.
7) Никакой возможности просмотреть и внести правки в уже смонтированное видео не существует. Почему? А потому, что монтаж идет в ночь перед эфиром на ТВ. Говорят, что продакшн не успевает делать раньше. Подозреваю, что итоговое видео вообще никто не успевает смотреть – сразу в эфир.

Я попробовал добиться просмотра своего первого урока. Дошел до продюсера. Получил от него по шапке, поскольку (цитата) «попадание в эфир более приоритетная задача, чем удовлетворение чьих-либо интересов». «Чьи-либо интересы» – это он о моем желании сделать качественный продукт. Ошибки на моем первом уроке, кстати, избежать так и не удалось. Кто-то на этапе монтажа, не связавшись со мной, решил самостоятельно написать «правильный ответ: 50 коп» к простейшей задаче.

Понятия не имею, можно ли было в создавшихся условиях организовать процесс лучше. Вполне может быть, что и нет. Или так, или никак. Но раз уж так, то давайте перестанем удивляться, почему у учителя географии атлантический океан бороздит просторы большого театра».

…Мораль? Ее не будет.

Поэтому закончим на оптимистической ноте. Папаша-карантин и мамаша - украинская школа родили жалкого хворого ребеночка – Украинскую школу онлайн. Но младенчик, во-первых, наконец-то очевидно донес до всех простую мысль, что школу нужно реформировать, а во-вторых, выкарабкается и, возможно, станет родоначальником революционных изменений в украинском образовании.

Очень хотелось бы.

Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter