Новости
Ракурс

Приватизационные провалы власти

12 мая этого года Кабинет министров Украины утвердил список из более 300 государственных объектов, подлежащих приватизации. В 2015 году планировали продать государственные пакеты акций разных компаний на сумму 17 млрд грн. В июне 2015 года президент Петр Порошенко заявил, что приватизацию в стране следует продолжать: из 1,8 тыс. госпредприятий для Украины жизненно необходимы около 200.


.

Теперь озвучим цифру посвежее — за первые три квартала текущего года поступления в бюджет от приватизации составили 126,8 млн грн. Иными словами, план выполнен на 0,7%. Видя такую картину, Кабмин в октябре продлил план приватизации на год. Теперь от приватизации планируют получить уже 30 млрд грн. А невыполнение существующих планов объясняют тем, что «уполномоченные органы управления госсобственностью» тормозят процесс передачи Фонду госимущества активов для приватизации, предусмотренных майским постановлением №271. Напомним также, что приватизация провалилась и в прошлом году, когда из планируемых 17 млрд грн получили только 466 млн грн. Опять всплывает магическая для Украины цифра 17. Опасность использования этой цифры и дальше преследует нашу страну наступающей через год комбинацией — 2017.

Что такое эти мифические «органы управления госсобственностью», обычному человеку не понять. На самом деле, это министерства, на балансе которых находится названная собственность.

Руководитель ведущего среди них — Министерства экономического развития — Айварас Абромавичус в конце октября на украинско-немецком деловом форуме заявил, что большая приватизация 2016 года начнется с продажи одного из крупнейших предприятий по производству химической продукции — Одесского припортового завода. Небольшую часть акций планируют разместить на фондовом рынке (подобные попытки предпринимались неоднократно), но основной пакет — продать на конкурсной основе.

Одесский припортовый завод (г. Южный, Одесская область) — второй по величине производитель аммиака и карбамида и третий — по выпуску азотных удобрений в Украине. Предприятие также осуществляет перегрузку химической продукции, поступающей из стран СНГ, на экспорт. Завод является монополистом на общегосударственном рынке специализированных услуг по приему, охлаждению и перегрузке аммиака. Сейчас впервые за многие годы ОПЗ работает на полную мощность. В нынешнем году, за первые три квартала, завод на треть увеличил выпуск продукции по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Кроме того, если аналогичный период прошлого года закончился с убытком в более чем 200 млн грн, то нынешний принес прибыль на такую же сумму. В бюджеты разных уровней перечислено почти 270 млн грн. Сырьем для этого завода является газ, покупаемый сегодня не только в Украине, но и других странах — в Австрии, Венгрии, Словакии. В ноябре ОПЗ загружен более чем на 50% по давальческим схемам.

Сегодняшнюю приостановку приватизации этого объекта премьер-министр Арсений Яценюк объясняет несовершенством процесса приватизации и отсутствием новой оценки. Это еще один вариант объяснения провала действующих планов. Как тут не вспомнить Верховную Раду, которую исполнительная власть постоянно обвиняет в непринятии необходимых для этого законов. Такие обвинения вовсе замыкают круг существующих непреодолимых сложностей. Напомним, что в кризисном 2009 году Одесский припортовый завод хотел купить за 625 млн долл. Игорь Коломойский. Уже победив в объявленном конкурсе, структуры олигарха не смогли довести дело до конца из-за позиции действующих в те времена чиновников. Эта сумма сегодня равнялась бы 14 млрд грн. Посмотрим, какие цифры ныне действующие представители власти станут озвучивать во время реализации данного объекта. Ведь за последнее время суммы назывались разнообразные — от 500 млн долл. до 1 млрд долл.

* * *

Мы поговорили о судьбе крупного объекта, вокруг которого годы ломаются копья. Но украинская картина будет выглядеть гораздо ярче на примере абсолютно заурядном. В конце третьего квартала этого года ФГИУ провел заключительный этап реализации ОАО «НИИ электромеханических приборов».

В марте 2015 года Кабмин изъял этот имущественный комплекс из перечня объектов, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства. Это было связано с тем, что успешно работающее во времена СССР предприятие сегодня медленно умирало, долгие годы не работая по основной специальности и не получая ни поддержки государства, ни коммерческих заказов. Предприятие, демонстрируя хроническую убыточную деятельность, было должником в бюджет и по заработной плате. В конце сентября на конкурсной основе это юридическое лицо было продано за 16 млн грн — вместе со всеми имеющимися долгами. Покупатель в течение пяти лет, согласно условиям продажи, должен вложить еще 31 млн грн и запустить предприятие. Основные мощности покупателя (а это крупный производитель вентиляционного оборудования) расположены в Боярке Киевской области и занимают там цеха площадью 60 тыс. кв. м. В компании работает свыше 2 тыс. человек.

Однако уже через неделю, 7 октября, главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос на своей странице в соцсети заявил о деле по факту продажи стратегического объекта. Основные прокурорские аргументы такие:

1. ГП «НИИ электромеханических приборов» — это главное предприятие по разработке и изготовлению средств спутниковой связи военного назначения и компонентов для украинского «джавелина» — противотанковой ракеты «Стугна».

2. Это не просто фирма, а «это 7 га земли в Святошинском районе Киева, это стоимость объектов в 122 млн грн».

Попробуем по пунктам разобраться в сложившейся ситуации, оценив весомость прокурорских претензий.

НИИ электромеханических приборов никак не может быть «главным предприятием по разработке средств спутниковой связи». Это планомерно подходящая к процессу банкротства структура, о которой государство забыло лет пять назад. Без государственного контроля начался процесс разложения — сократился штат работников, перестали платиться налоги и заработная плата, не поступают заказы, отдельные помещения начали приходить в упадок, другие руководство раздало в аренду непонятно кому и на каких условиях. Например, на территории НИИ находится трехэтажный публичный развлекательный комплекс «Корвет» с саунами, русской баней и дискотекой с эротическим шоу.

Что касается «военного назначения» НИИ, то все разработки — это люди и технологии. Деятельные сотрудники давно разбежались с полумертвой фирмы, унеся с собой весь опыт и знания, а станки совковых времен и здания с выбитыми стеклами, где они установлены, не представляют особой ценности. Есть и другие сооружения, использующиеся для совершенно посторонних целей и принадлежащие этому НИИ, но пользователи подобных помещений просто должны начать платить арендную плату новому владельцу. Если говорить о науке и технологиях, то за этим НИИ не зарегистрирован ни один действующий патент или востребованная разработка.

Теперь поговорим о «7 га земли в Святошинском районе Киева» на сумму 122 млн грн. Надо полагать, если бы предприятие было продано за 122 млн, то никаких проблем у новых покупателей не возникло бы, а разработки украинского ВПК не пострадали. Получается, если бы заплатили больше и по правильной схеме, то сделка обрела бы легитимность. Стоит напомнить, что за 16 млн грн были приобретены права на владения юридическим лицом, здания и сооружения, а также долги НИИ. Земля же как принадлежала, так и принадлежит городу. Владелец объекта земельный вопрос с городом должен был решать после завершения сделки. Это стандартный способ реализации имущества. Так что намерения отменить сделку по продаже предприятия — это либо ложь, либо глупость, либо незнание реалий сегодняшнего дня.

В старой истории с Одесским припортовым заводом и в нынешнем детективе с НИИ есть еще один интересный момент. ОПЗ — это огромные деньги, за влияние на них боролись и будут бороться значительные силы. Киевский НИИ — совершенно ничтожный и заурядный объект, всплывший на поверхность в результате какого-то водевильного скандала. Масштабы и методы борьбы, цена и перспективы реализации проектов говорят об уровне участников и в первом, и во втором случае.

Одна из основных идей приватизации заключается в скорейшем налаживании работы госпредприятий и ликвидации катастрофических последствий бездарного государственного управления структурами, не приносящими прибыль. Происходящее демонстрирует, что государство не только не умеет управлять своими активами, но даже не может организовать их продажу. Перенос сроков реализации государственных объектов внятно обществу не объяснен, как и не указаны виновные в срыве этих сроков. Власть красиво описывает планы на будущее, даже не пытаясь извлечь уроки из прошлых провалов.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter