Новости
Ракурс

Финансовые обязательства местных бюджетов несоизмеримы с возможностями

17 дек 2015, 12:06

Проекты законов относительно согласования норм Бюджетного кодекса с изменениями к отраслевому и налоговому законодательству и стабилизации финансового состояния государства и совершенствования социальной политики (№3628, 3629) — среди проектов законодательных изменений, которые будут представлены сегодня на внеочередном пленарном заседании как основополагающие по реализации курса финансовой и бюджетной децентрализации.


.

В этом контексте очень странно выглядят положения представленных правительством законопроектов, а именно:

— единый налог, который в полном объеме направлялся исключительно в местные бюджеты и поступления от которого использовались в регионах теперь в 25-процентном размере от общего размера взысканий, станет источником наполнения государственного бюджета;

— на областные и районные местные бюджеты перекладывается половина затрат на финансирование расходов профессионально-технических училищ и учебных заведений I-II уровня аккредитации;

— перечень расходов местных бюджетов пополняется гарантированными государством компенсациями, льготами, помощью, субсидиями (проезд в общественном транспорте, покупка лекарств, телефонная связь);

— предусмотренные законодательством межбюджетные трансферты из государственного бюджета местным бюджетам на образование, здравоохранение, подготовку кадров распределяются по собственным, порой сомнительным решениям Кабинета министров Украины.

Предусмотренные финансовые обязательства местных бюджетов, в том числе по выполнению гарантированных государством функций социальной защиты и социального обеспечения граждан, не соизмеримы с фискальным потенциалом местных бюджетов. Кроме того, отсутствие согласованного распределения полномочий и обязательств регионов никоим образом не стимулирует органы местного самоуправления к увеличению собственной доходной базы местных бюджетов и обеспечению финансовой самостоятельности территориальных общин.

Изюминкой проекта, которая при отсутствии четкого механизма вполне может иметь коррупционные последствия, является предусмотренная возможность за счет программ помощи ЕС и других международных организаций и донорских учреждений дополнительно финансировать заработные платы бюджетников. Не хотелось бы, чтобы какой-то созданный фонд, помогая отдельным бюджетным учреждениям или государственным органам, имел исключительное право на получение лицензий, разрешений и других преференций.

Печально, что в представленных основополагающих законопроектах по бюджетной реформе не сделано попытки отразить хоть какие-то намерения планирования на среднесрочный период, а на самом деле их предложения не имеют никакого отношения к стабилизации финансового состояния государства. Активная экономическая политика правительства проявляется разве что в увеличении налогов, сборов, акцизов и значительном сокращении установленных законом размеров социальных выплат.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter