Новости
Ракурс

Позеленели от нервов. Почему в январе растет доллар и слабеет гривна

Как и прогнозировал «Ракурс», собственно Новый год прошел без валютных потрясений, и в конце декабря национальная валюта укрепилась до 24–25 грн за доллар. На дольше мы не рискнули прогнозировать. Теперь видно, что после продолжительных праздников гривна стала обесцениваться.


.

Конец года — всегда выброс денег

Конец года — это всегда максимальные траты бюджетных организаций и крупных компаний, у которых финансовое планирование зависит от оприходования денег в предыдущем периоде. Кроме того, часто многие предприятия стараются погасить долги по заработной плате в конце уходящего года или выплатить премии в начале наступившего. Все это выливается в огромное количество наличных и безналичных денег, выбрасываемых на рынок. Когда заканчиваются праздничные траты, остатки уходят в валюту, как и часть дохода тех, кто зарабатывает на рождественских распродажах.

Ввиду затяжных праздников и большого количество выходных банковских дней официальному курсу было как-то не до самооценки. Когда же всенародно-банковские гулянья закончились, нарисовалась картина маслом: с валютной выручкой на межбанк никто не ломанулся, а желающие купить валюту уже выстроились в очередь. В результате с 12 по 19 января межбанковский курс доллара вырос с 23 до 25 грн (с копейками) на межбанковском рынке, и только 20–21 января гривна несколько укрепилась, торгуясь в интервале 24,45–24,80.

Наличный рынок реагировал аналогично. Средний курс покупки подорожал с 24,60 до 26 грн/долл., а продажа — с 25,60 до 27,18 к 19 января. Наличная валюта вела себя синхронно с межбанком: в конце недели гривна тоже укрепилась, и 21 января доллар покупали за 25,66 грн, а продавали за 26,82 грн.

Формальные причины

Национальный банк по этому поводу как-то невнятно прошелестел листками пресс-релизов, где усердно расписывал свои героические подвиги по проведению аукционов для спасения курса гривны — иначе все было бы совсем плохо. И поведал о неком «отложенном спросе», который постоянно заваливал на прошлой неделе торги на межбанке. Но теперь, мол, уже стало хорошо, а будет еще лучше. Позднее появилась информация, что притоку валюты на межбанковский рынок помешали праздники в США, которые наступили сразу после наших — долларовые зарубежные коррсчета тоже были на каникулах. И такое наложение выходных создало дефицит поступлений валютной выручки. Отсюда, мол, и волатильность (когда курс штормит) повышенная.

Собственно, а почему рынку не штормить, если никаких особых предпосылок для улучшения экономической ситуации в Украине пока не наблюдается. Объемы экспорта и импорта продолжают падать, эхо торговой войны с Россией все еще отбивается на балансе страны. Выход на новые европейские рынки не такой быстрый процесс. Нужно хотя бы несколько лет, чтобы найти новых партнеров в других странах. Подтверждением экономических проблем является продолжение Национальным банком валютных ограничений еще на полгода и высокие ставки кредитования, что не дает возможности развиваться производству. Если торговля еще выкручивается за счет быстрой оборачиваемости средств, то предприятия с длинным циклом производства страдают от невозможности полноценного финансирования.

Температура в минус — валюта тоже в минус

И не забудем о погоде. Сильные морозы — это всегда повышенное потребление газа. А значит, снова его дополнительная закупка, а это — валюта. Вполне возможно, что минувшая неделя проходила под давлением заявок покупки валюты для «Нафтогаза», иначе в аукционную щедрость Нацбанка для обычных участников рынка трудно поверить.

Несколько обнадеживающе выглядело недавнее заявление представителя «Нафтогаза» о том, что Украина наращивает собственную добычу и через пять лет уже сможет обойтись без импортного «голубого топлива». Если данное утверждение сбудется, то уже через пару лет, когда отечественные экспортеры освоят новые рынки, а «Нафтогаз» как крупнейший покупатель валюты начнет терять к ней интерес, мы будем наблюдать укрепление гривны. Но на какой отметке к тому времени остановится падение национальной валюты — неизвестно.

Наличный рынок нервничает

На наличный рынок в ближайшее время продолжат давить два фактора.

Первый, объективный: анонсированные новые выплаты Фонда гарантирования вкладов физических лиц. На днях Фонд сообщил о начале выплат второй и третьей очереди кредиторов «Дельта Банка» и более мелких «Легбанка» и «Имексбанка». Под это определение попадают вклады свыше 200 тыс. грн, а также средства частных предпринимателей и юридических лиц. С ними Фонд рассчитывается за счет распродажи активов ликвидируемого банка. Таким образом, владельцы крупных сбережений получают возможность их вернуть. Естественно, часть этих денег перетечет на валютный рынок.

Второй фактор психологический: активно обсуждаемая тема с задержкой очередных третьего и четвертого траншей МВФ. Уже прошло два возможных срока их получения в средине сентября и декабря, но денег нет. Нервозность проявил даже президент Петр Порошенко, лично отправившись на переговоры с кредитором. То, что без денег МВФ запасы НБУ долго не продержатся — понятно всем. Поэтому даже незначительная задержка с получением зарубежного финансирования вызывает у населения легкую панику, что заметно отражается на стабильности рынка. И пока МВФ четко и ясно не огласит, когда он предоставит финансирование, рынок будет вести себя нервно.

Ну, а фундаментальные причины нестабильности национальной валюты по-прежнему заключаются в состоянии экономики и остаются без изменений. Тем более что большое количество выходных дней в январе никогда не способствовало наполнению бюджета и росту ВВП. Первый квартал каждого года всегда был в данном отношении провальным.

Курс гривны в первом квартале 2016 года будет по-прежнему «искать себя», пытаясь найти какие-то понятные ориентиры — как в экономике, так и в политике.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter