Новости
Ракурс
Рисунок info.vedomosti.ru

Украина в поисках потерянных денег американских налогоплательщиков

День 29 марта 2016 года выдался богатым на парламентские события. В частности, Верховная Рада назначила членом конкурсной комиссии по отбору кандидата на должность директора Нацагентства по вопросам выявления, розыска и возвращения коррупционных активов Дарью Каленюк — исполнительного директора агентства под высокопарным названием «Центр противодействия коррупции». То есть того самого агентства, которое Генпрокуратура сейчас проверяет на причастность к хищению американской правительственной помощи.


.

В целом речь идет о махинациях с суммой в почти 4,5 млн долл., выделенных правительством США правительству Украины для реформирования органов прокуратуры в рамках проектов международной технической помощи, которые реализуются в Украине и прошли государственную регистрацию в Министерстве экономического развития и торговли под №3313. Донором финансовой помощи является правительство США, бенефициаром — Генеральная прокуратура Украины, а реципиентами в соглашении были указаны ГПУ, Одесская областная государственная администрация и, непонятно с какой стати, псевдообщественная организация «Центр противодействия коррупции», которую возглавляют Виталий Шабунин и Дарья Каленюк.

Но деньги исчезли. По крайней мере, на счета Генпрокуратуры не поступило ни цента, хотя проект предусматривал финансовую помощь в размере 2 млн долл. Зато стало известно, что 10 августа 2015 года заместитель генпрокурора Сакварелидзе прибыл в посольство США и от имени Генеральной прокуратуры Украины подписал документы о перенаправлении этих средств на частные счета. Источники утверждают, что речь идет о счетах того самого «Центра противодействия коррупции», исполнительный директор которого теперь будет выбирать директора Нацагентства по вопросам выявления, розыска и возвращения коррупционных активов.

Поскольку Генеральная прокуратура Украины открыла уголовное производство по этому факту хищения средств американской правительственной помощи и даже получила в Печерском районном суде Киева разрешение о доступе к информации о движении средств по счетам «Центра противодействия коррупции», не лишним будет немного рассказать о том, что же собой представляет этот «Центр».

«Центр противодействия коррупции» — это псевдообщественная организация с таким же правовым статусом, как и кружок любителей аквариумных рыбок, хотя, по сути, занимается совсем другой деятельностью — предоставляет услуги по лоббированию законопроектов и обеспечивает пиар-сопровождение отдельных мероприятий и чиновников.

Руководитель «Центра» частный предприниматель Виталий Шабунин — постоянный гость различных ток-шоу и участник всевозможных митингов, где он восхваляет достоинства того или иного чиновника или, наоборот, гневным словом клеймит другого. Собственно, ничего противоправного в этом нет, а предприятий, специализирующихся в области пиара и лоббирования, хватает и на Западе. Но в цивилизованном мире подобные учреждения регулярно публикуют отчеты о том, кто именно и за что им заплатил. Кроме того, в цивилизованных странах не допускается регистрация подобных обществ в форме неприбыльных общественных организаций. Другое дело — Украина, где мнимая борьба с коррупцией давно уже стала едва ли не самым прибыльным бизнесом, причем с явным криминальным окрасом.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Центр противодействия коррупции» возглавляют люди, хорошо известные в правоохранительных органах. Например, член правления этого «Центра» частный предприниматель Дмитрий Шерембей, который вместе с коллегами по бизнесу Шабуниным и Каленюк к тому же входит в состав Совета общественного контроля Национального антикоррупционного бюро Украины, поскольку знает о корыстных преступлениях не понаслышке. Именно так: выдающийся борец с коррупцией, фактический основатель и член правления «Центра противодействия коррупции», член Совета общественного контроля Национального антикоррупционного бюро Украины Дмитрий Олегович Шерембей трижды попадал на скамью подсудимых за кражи в особо крупных размерах.

Первый раз Дмитрий Олегович был осужден Деснянским районным судом г. Чернигова 1 июля 1992 года сроком на два с половиной года лишения свободы в соответствии с ч. 3 ст. 140 Уголовного кодекса Украины (в редакции 1960 года) за совершенную им кражу в особо крупных размерах. Наказание отбывал в Новгород-Северской исправительной колонии, но недолго — 31 октября 1992 года будущий борец с коррупцией был освобожден по амнистии.

Очень скоро, 22 апреля 1994 года, Черниговским районным судом Черниговской области Шерембей был повторно осужден за то же самое и по той же ч. 3 ст. 140 УК. Но на этот раз уже на четыре года лишения свободы с конфискацией имущества.

На свободу из Шосткинской исправительной колонии Шерембей вышел через три года, 16 апреля 1997 года, добившись условно-досрочного освобождения и не отсидев последние 9 месяцев и 18 дней.

Тем не менее, Шерембей не встал на путь исправления и в следующем году был пойман на очередной краже, в результате чего 2 июня 1998 года Новозаводской районный суд г. Чернигова приговорил его к четырем с половиной годам лишения свободы по ст. 14, 43, ч. 3 ст. 140 УК Украины (в редакции 1960 года), назначив в качестве дополнительной меры наказания опять же конфискацию имущества.

На этот раз нынешний член Совета общественного контроля НАБУ отбыл наказание «от звонка до звонка» в Бучанской исправительной колонии, выйдя на свободу 10 апреля 2002 года.

В третий раз откинувшись с зоны, Шерембей решил сменить свою специализацию, переквалифицировался в платного борца с коррупцией и стал инициатором создания того самого «Центра противодействия коррупции».

Это произошло в 2012 году, когда в семье Виталия Шабунина случилось несчастье — тяжело заболела Виталий Шабунин и Дмитрий Шерембейего жена. Денег на лечение не было, поэтому пришлось публично обратиться к согражданам за материальной помощью, опубликовав реквизиты своего банковского счета. Шабунин обратился также к Шерембею, возглавлявшему организацию, которая «осваивала» иностранные гранты на помощь больным, прежде всего ВИЧ и туберкулезом. Товарищи мгновенно стали соратниками в нелегком деле борьбы с коррупцией.

Был получен грант в размере 120 тыс. долл. на исследование коррупционных процессов в области медицины. Работу выполнили быстро и качественно — благодаря справке, составленной в Департаменте контрразведывательной защиты экономики СБУ, которая была в распоряжении народного депутата Коновалюка и еще нескольких человек. По сути, эта справка была продана за 120 тыс. долл., точнее — переписана за полученные деньги. Кстати, борцы с коррупцией продавали ее еще не раз, каждый раз лишь меняя несколько цифр в тексте.

Окрыленные успехом, деятели открыли «Центр противодействия коррупции» — судя по всему, весьма успешное учреждение. Достаточно сказать, что офис этого «Центра» расположен на улице Банковой, фактически — на территории Администрации президента, на предпоследнем этаже единственного здесь жилого дома.

Вместе с тем не следует забывать о том, что безнаказанно можно класть в карманы (за «откат» грантодателям, конечно) только деньги частных фондов. Но ни в коем случае не стоит иметь дело со средствами американских налогоплательщиков, выделенными на финансовую поддержку правительственных программ в Украине. А уголовное производство, открытое Генпрокуратурой, касается денег, выделенных правительством США правительству Украины. И в случае если причастность к краже подтвердится, злоумышленники при первой же попытке выехать за границу рискуют оказаться в американской тюрьме.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter