Квадратное уравнение для власти
https://racurs.ua/1263-kvadratnoe-uravnenie-dlya-gibridnoy-vlasti.htmlРакурсТочные науки — математика, физика, химия — выгодно отличаются от гуманитарных дисциплин тем, что оперируют объективными фактами и не нуждаются в субъективных оценках и интерпретациях. Классическая механика Ньютона пережила много столетий, сменялись короли, цари, президенты и диктаторы, но три закона Ньютона оставались незыблемы, как и закон всемирного тяготения, куда поправки никогда не сможет внести ни одна Верховная Рада, даже если Кононенко будет очень сильно стараться. В этом смысле история влачит теперь жалкое существование, превратившись в продажную девку политической конъюнктуры, став циничным флюгером. Как просто: прибили на стену в кабинете химии таблицу Менделеева — и висит себе сто лет. А вот портреты высочайших особ у нас меняют едва ли не ежегодно.
Это к тому, что политический анализ, основанный на субъективных домыслах политологов, как и гадание на кофейной гуще, обычно имеет мало общего с действительностью. Поэтому прибегнем к методам политической математики.
Из школьного курса алгебры нам известно, что у квадратного уравнения есть всегда два решения. Не одно, не три — ровно два. При этом оба корня уравнения могут быть действительными, либо одно или оба решения — мнимые числа. В политике обычно все сводится к стандартной задаче: одни пытаются власть захватить, другие — удержать. Решением задачи является весь ход мировой истории.
Сущность противоборства хорошо описывается политическим квадратным уравнением, которое утверждает следующее: каждое противоборство имеет два решения — одно простое, «легкое», второе — очень сложное, «тяжелое». Сложное решение обычно предполагает колоссальные финансовые затраты, вовлечение огромных ресурсов, нечеловеческие усилия при благоприятном стечении обстоятельств, поддержку внешних могущественных сил и, наконец, немного везения. Сложное решение, как правило, мучительно, требует много времени и не дает гарантий.
Простое решение обычно дешево, надежно и практично. Быстро и с гарантией. Но оно не всегда по нраву тем, кто вопрошает о своем будущем.
Рассмотрим данный метод на примерах.
Ровно 25 лет назад «восстал» ГКЧП с целью удержать власть КПСС. Путч 19 августа произошел совсем неслучайно. К лету 1991 года поддержка Горбачева не только в широких слоях общества пала ниже плинтуса, но и авторитет среди партийной номенклатуры, в армии, силовых структурах был практически равен нулю. В этих условиях, когда власть валится из рук день ото дня, Горбачев понял, что единственное, что его может спасти, — это большие деньги, одолженные на Западе, так как отношения с Западом были его последним козырем. В июле 1991 года, после последнего пленума ЦК, он поехал, что называется, с протянутой рукой в Лондон, к Маргарет Тетчер. Горбачев рассчитывал при ее содействии попросить у США сумасшедшие деньги — свыше 200 млрд долл. для спасения своей прозападной власти и СССР в целом.
Ему деликатно объяснили, что это — сложное решение, которое таких громадных денег не стоит. К тому же в условиях парада суверенитетов союзных республик это привело бы к тяжелейшей гражданской войне по югославскому сценарию в ядерной стране без гарантий успеха. Поэтому события пошли по пути легкого сценария: Горбачев должен был отдать власть Ельцину. И чем быстрее он это сделал бы — тем легче для всех. И даже ГКЧП не имел в долгосрочной перспективе ни одного шанса на полную победу.
Поэтому вооруженный мятеж, так внезапно начавшийся в понедельник рано утром 19 августа 1991 года, так же внезапно и нелепо, как по свистку, закончился в 4 часа 30 минут утра 21 августа. Прямо как в анекдоте — концепция поменялась.
Прошло еще два года. Ельцин сам оказался в положении Горбачева. Снова путч, снова танки на улицах, опять двоевластие. Но квадратное уравнение в октябре 1993 года имело иное решение: для свержения Ельцина требовались огромные человеческие и финансовые ресурсы. К тому же в 1993 году полыхала война по обе стороны кавказских гор — Северный Кавказ, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах… Существовал колоссальный риск дальнейшей фрагментации РФ на множество анклавов. Да и позиция Запада в условиях, когда ядерное оружие может попасть в руки неизвестно кого, явно была не на стороне заговорщиков.
Здесь следует упомянуть важный критерий: для легкого перехода власти необходимо, чтобы поддержка действующего руководителя была гораздо меньше 30%. Тут дело вот в чем: в противоборстве участвуют условно три лагеря: ниспровергаторы, консерваторы и болото. В точке равновесия их примерно поровну — по одной трети каждого. Простое решение обычно ориентировано на то, чтобы прилагать минимум усилий или вовсе ничего не делать — то есть ориентировано на болото. Поэтому если активных консерваторов — защитников власти со всеми ее недостатками оказывается не меньше 30–35%, то к ним автоматически присоединяется болото, и тогда вместе их большинство. Но если поддержка и авторитет власти рухнули ниже плинтуса и нет критической массы ее защитников — тогда болото переходит на сторону победившей революции.
В 1993 году, несмотря на все издержки правления Ельцина, у него был рейтинг поддержки, да и перспективы очередной революции для болота были очень сомнительными. Поэтому путч 1993 года провалился — против математики не попрешь! Генералы подумали, взвесили все «за» и «против» и приняли для себя решение не участвовать в новой авантюре. Вся энергия ушла в пар, в свисток и вылилась в небольшую вспышку уличного насилия с танковой стрельбой по живым людям. А уже через несколько дней все прошло как с белых яблонь дым. Словно и не бывало.
Прошло еще шесть лет. Ельцин к тому времени был переизбран на второй срок героическими усилиями нерушимого блока олигархов и шоу-бизнеса. Но далось это так тяжело и дорого, что среди вершителей судеб русского народа — Березовского, Гусинского, Ходорковского и Ко — пошла большая размолвка… В августе 1999 года Ельцин был тем же, кем Горбачев был в августе 1991 года, с той только разницей, что Михаил Сергеевич до сих пор в отличной физической форме, а на Бориса Николаевича было страшно глядеть — он сильно походил на немощного Брежнева.
Конечно, ему нашептывали на ухо: иди на третий срок, ищи лазейки, меняй Конституцию. В конце концов, Ислам Каримов, Нурсултан Назарбаев правят уже свыше 25 лет! Товарищи Сапармурат Ниязов, Гейдар Алиев правили пожизненно. Даже белорусский бацька Лукашенко — и тот 22 года у руля. А вот с Ельцина и восьми лет хватило с головой. Он был столь непопулярен, что его «семейный» советник Борис Абрамович Березовский, в прошлом талантливый математик, доктор технических наук и даже член-корреспондент Академии наук СССР (!), который знал толк в квадратных уравнениях, популярно объяснил Ельцину, что в настоящий момент было бы проще организовать ему победу на чемпионате мира по легкой атлетике, чем победу в третьем туре. Что все это будет стоить колоссальных денег и нет никакой гарантии на удачу. Поэтому будет проще, если он отдаст власть сам и тихо достойно уйдет. В преемники лучше выбрать человека нового, незаметного, чтобы лицо было малоизвестно, а фамилия ни о чем не говорила.
Не следует при том думать, что в назначении Путина был некий рок судьбы, наделивший Владимира Владимировича сверхъестественными талантами. На самом деле, с большей или меньшей ловкостью, любой другой «серый человек» из КГБ делал бы на его месте то же самое — будь-то Бортников, Патрушев, Иванов или еще кто-нибудь из их числа. Мы часто забываем, что политика — это искусство возможного. И совершается лишь то, что возможно, каким бы великим кто-либо себя ни считал. Это как в химии: простейшая реакция — например, горение бытового газа на кухонной плите — может давать в результате десятки самых разнообразных химических соединений, но вероятность их существования будет крайне низка. Химическое равновесие наступит лишь при таком соотношении веществ, когда энергия Гиббса станет минимальной. Так и в политике — возможно лишь то, что возможно с минимальными усилиями. Мячик сам должен закатиться в лунку. Иначе все это очень сложно и совсем не гарантировано.
Вернемся теперь к нашим украинским реалиям и посмотрим на поучительный пример четвертого «папередника».
В августе 2013 года Янукович был в зените славы. Он растоптал номинальную оппозицию, уничтожил диссидентов в собственных рядах, европейские лидеры с ним заигрывали на фоне обещаний подписать злосчастную Ассоциацию, и даже сам Юрий Луценко агитировал в его поддержку. Казалось, что победа в 2015 году на перевыборах обеспечена.
Но на самом деле все было с точностью до наоборот. Режим Януковича был вовсе не устойчив — любое дуновение ветра могло его опрокинуть. Потому что он утратил всяческую поддержку в обществе, его авторитет в армии, силовых структурах был очень низок.
В школьном курсе физики популярно описывается два случая равновесия — устойчивое и неустойчивое. Мячик в ямке — это устойчивое равновесие, потому что для выхода из равновесия нужно его вытолкать из ямы, приподнять, то есть затратить некоторую энергию. Мячик на вершине горы тоже может находиться в равновесии, если поставить аккуратно. Но это равновесие неустойчивое, по-простому говоря — кажущееся. Любое дуновение ветра, любой шорох, тряска от рядом промчавшейся машины может его незначительно сдвинуть — и тогда мяч покатится с горы сам собою, безо всяких внешних усилий. Власть Януковича была колоссом на глиняных ногах.
7 февраля 2014 года, в день открытия Олимпийских игр в Сочи, с нашим Виктором Федоровичем приключился забавный случай: во время прямой телевизионной трансляции на весь мир камера почему-то показала пустое кресло вместо украинского президента, который изо всех сил подпрыгивал, обернувшись в национальный флаг, приветствуя нашу команду. Руководитель ОРТ Константин Эрнст, отвечавший за трансляцию, уверяет, что не в курсе причин этой досадной оплошности. Но что-то подсказывает, что указание так поступить мог отдать лишь одни человек — самый главный режиссер Кремлевских башен. Это очень изящно и в духе восточной философии: Януковича как бы стерли из истории. Пройдут годы, десятилетия, зрители будут с ностальгией смотреть кадры старой хроники, как порою мы любуемся кадрами открытия тех — Московских олимпийских игр 1980 года, вспоминая кто детство, кто юность. Но не омрачат просмотр кадры с лицом четвертого, опозорившегося президента Украины — его имя было исключено заранее…
Путин, решая для себя квадратное уравнение относительно Януковича, пришел к простому и очевидному выводу: спасти режим не удастся. Можно без толку накачивать правительство Арбузова миллиардами, можно в ручном режиме вытирать сопли и менять памперсы власти, можно даже ввести войска — как того молил в последние дни Виктор Федорович. Но зачем? Продлить агонию «семьи»? Подставиться по полной программе ради чужих интересов, чтобы потом Янукович опять всех обманул и переметнулся в «западный» лагерь? Нет уж!
Понимаете, еще «Беркут» стоял и держал оборону, еще Янукович надеялся, еще Царев был преисполнен решимости стереть Майдан в порошок, еще даже пресловутый Ярош не знал, что пойдет на штурм Банковой… А Путин уже тогда просчитал свои ходы.
Давайте же теперь пристально оглянемся на день сегодняшний: не напоминает ли он нам черты событий прошлого? Что представляет собою нынешний режим президента Порошенко?
Центром социальных исследований «София» с 29 июня по 8 июля 2016 года был проведен опрос общественного мнения, который выявил следующие тенденции: свыше 75% не одобряют в той или иной форме работу нынешнего президента. Частично одобряют чуть более 20%, полностью его поддерживают лишь смехотворные 2,6%.
Критически воспринимают нового премьера Владимира Гройсмана свыше 70%, спикера парламента Андрея Парубия — свыше 76%. Плохие воспоминания об Арсение Яценюке остались почти у 86% сограждан.
Что мы видим на международной арене? Да, нам пока еще, правда, уже нехотя, протягивают руку и как бы похлопывают по плечу лидеры Запада, но и только. МВФ уже в который раз переносит решение вопроса о продолжении финансирования. Безвизовый режим, ради которого Верховная Рада была готова унижаться, принимая самые непопулярные законы, в который раз задвинут в долгий ящик. Польша, ближайший сосед и партнер, выступила с очень резкой резолюцией по вопросу Волынской трагедии 1943 года. Чем мы ответили? Переименованием Московского проспекта в честь Степана Бандеры? Боюсь, что после этого нам больше не стоит рассчитывать на помощь Варшавы.
Давайте проанализируем картину внутри страны. Верховная Рада принимает со скандалом поправки в Конституцию, которые, по общему мнению экспертов, являются очень сырыми, непродуманными, не содействуют оздоровлению судебно-правовой системы, а скорее наоборот — усиливают хаос и дезорганизацию в работе судов, прокуратуры и других правоприменительных органов.
Президент Порошенко насильно, через колено, переломил мнение парламентского большинства и навязал нового генерального прокурора, против назначения которого предостерегали не только внутри страны, но и партнеры Украины за рубежом.
Правительство навязало населению грабительскую реформу ЖКХ, при которой троекратное падение цен на нефть обернулось четырехкратным ростом тарифов. Невольно хочется спросить: почему Тимошенко и Азаров могли работать с газом по 450 долл. за тысячу кубов и не повышать цены, а Гройсман с газом по 200 не может.
Мы наблюдаем полный развал государства во всех его проявлениях и функциях, и в первую очередь — в сфере надзора за законностью в стране. Разгул бандитизма приобрел столь угрожающие формы, что «общественный актив» в поддержку обвиняемых в массовом бандитизме и разбое граждан Лыхолита и Радченко, а также бойцов печально известной роты патрульной полиции «Торнадо» устраивает погромы с мордобоем возле суда, открыто запугивает судей и свидетелей, а генеральный прокурор лично приезжает в суд, чтобы выпустить этих «героев» борьбы с Уголовным кодексом на свободу.
При этом руководитель прокуратуры откровенно заискивает и унижается перед самым отъявленным сбродом, предлагая всеобщую амнистию бандитам, грабителям и разбойникам. Так низко власть еще не падала!
Как мы дошли до такой жизни? Все очень просто. Схлестнулись в смертельной схватке две тенденции: сверху — «поворую-перестану», снизу — «грабь награбленное». Те, которые сверху, уже хорошо наворовались, отяготились награбленным, стали «тяжелыми» от трофеев и маломаневренными. Те же, кто вкусил смак легкой добычи в прифронтовой полосе, только сейчас стали понимать, каким волшебным свойством обладает простой автомат Калашникова. Они больше не готовы «тырить мелочь по карманам» на блокпостах и чистить чужие хаты. Они хотят перейти в высшую лигу воров, и любые компромиссы с ними — половинчатая, временная мера.
Поэтому совсем не случайно мы читаем переписку в интернете министров и депутатов на предмет вероятности проведения в Украине военного переворота.
Армии как таковой, в ее сакральном понимании, у нас нет — есть группа военных, которые жаждут не власти, а погон, штанов с лампасами и возможности чего-нибудь украсть в сфере материально-технического обеспечения. Они «переворачивать» не будут — нет мотивации.
О чем тогда речь?
Народный депутат Игорь Луценко написал: «Нисколько не преувеличу, если скажу, что подготовка к военному перевороту в Киеве идет сейчас. Просто еще дата окончательно не назначена. Участники — уже номинированы. <...> За этой подготовкой стоят политики высшего эшелона, в том числе и из так называемой "стратегической семерки". Руководители силовых ведомств активно разрабатывают у себя алгоритм действий для вооруженного установления собственной власти. <...> Возможный сценарий: какая-то группа радикалов (конечно, с военным опытом) делает попытку переворота, которую эффективно подавляют. На спасение "конституционного порядка" мгновенно приходят регулярные вооруженные части, которые быстро берут под контроль основные управленческие центры страны — государственные учреждения, телевидение/радиовещание, мобильную связь и интернет».
В этих трех предложениях читается вполне прозрачный намек на двух харизматичных участников «стратегической семерки» — Арсена Авакова и Александра Турчинова. При этом первому, скорее, отводится роль главного исполнителя, второй же является мозгом и основным организующим звеном.
Опять же, ни одного настоящего военного в так называемой семерке нет.
На этот вброс информации глава МВД Аваков ответил весьма странной репликой: «Рассчитываю, что разгоняемые разговоры о возможном вооруженном перевороте — лишь дурость, а не повод провести репрессии против добробатов и патриотов... P. S. Размышление касается и идиотов, и слишком умных».
По логике вещей, министр внутренних дел должен был бы ухватиться за заявление Игоря Луценко, опросить его как свидетеля, что называется, бить в набат. Вместо этого он интеллигентно предложил ценному свидетелю заткнуться и не болтать лишнего. Странно, не правда ли?
Подходя к решению квадратного уравнения относительно нынешней власти, следует сказать следующее: ответ очевиден — эту власть удержать невозможно. Для этого потребовалось бы собрать все деньги МВФ; Ангела Меркель и Франсуа Олланд должны были бы отбросить свои внутрипартийные проблемы и кризис Евросоюза, уделяя все внимание только Украине. При поддержке США нужно было бы сколотить крупнейшую на европейском континенте военную группировку, не уступающую армии РФ — второй в мире, обладающей ядерным оружием. Все это может привести к риску Третьей мировой войны…
И все ради чего? Много было войн за золото, за нефть. Но чтобы за шоколад…
Власть эта неминуемо падет, причем в течение самого ближайшего времени. Можно только в утешение передать им через радиопередачу «Концерт по заявкам» песню группы ДДТ в исполнении Юрия Шевчука «Последняя осень»…
Однако и те, кто придут на замену, надолго власть не удержат.
В чем проблема Украины с 2014 года? В отсутствии национального лидера, которого бы признавали как авторитет более двух третей народа. Есть самозванцы, есть кликуши, нет вожака в самом буквальном, первобытном понимании этого слова. Поэтому страну «плющит и колбасит». И продолжаться это будет ровно до тех пор, пока не появится «крысиный король» — тот, кто перегрызет глотки всем остальным и останется единоличным лидером. Вот с ним-то и будут вести разговор, как на Востоке, так и на Западе.
Но пока его (или ее) нет. Поэтому в самое ближайшее время нас ждет погружение в удивительную, полную приключений революционную эпоху, художественно воспетую в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам». Том третий — «Хмурое утро». И ходить нам по мукам всю кромешную ночь, до самого хмурого утра, пока вся революционная дурь из нас не выйдет, пока не придет новый Лидер. Или Начальник. Или Хозяин. Как повезет…