Новости
Ракурс

Живет и здравствует: почему в Украине процветает российский бизнес

Сразу после потери Украиной Крыма встал вопрос о месте российского бизнеса на территории нашей страны. Экономика сторон, находящихся в конфликте, всегда переживает стадию некоторого недоумения, которая обычно затягивается на годы.


.

Мощный восточный сосед широко представлен в национальной деловой сфере: российский капитал с самого развала Союза владеет рядом крупных предприятий и банков в Украине. Российские граждане не только имеют серьезное отношение к украинскому бизнесу, но и в ряде отраслей сохраняют монопольное положение — это электроэнергетика, табачный бизнес и мобильная связь.

Российской группе VS Energy принадлежит семь энергоснабжающих компаний (облэнерго) с годовой выручкой более 13 млрд грн. Также VS Energy владеет крупнейшей сетью отелей Premier International (насчитывает 17 гостиниц без учета Крыма). Компания контролирует четверть рынка передачи электроэнергии локальными сетями в Украине и постоянно пытается купить принадлежащие государству доли различных облэнерго. Основными бенефициарами VS Energy считаются бизнесмены из России Михаил Воеводин, Евгений Гинер и Александр Бабаков. Последний является депутатом Государственной Думы РФ и голосовал за аннексию Крыма.

Под полным или частичным контролем российского бизнеса находится 80% отечественных энергораспределяющих компаний, и их собственники напрямую влияют на тарифную политику в Украине. Все облэнерго в стране являются естественными монополистами. Именно по этой причине их деятельность полностью зарегулирована. АМКУ проверяет жалобы людей и компаний, если им неправомерно отказывают в подключении услуги, а также имеет право штрафовать лицензиата, обязывая его устранить нарушение. А размеры таких штрафов могут измеряться миллионами. Так что у властей уже есть немало рычагов для эффективного укрощения российских владельцев энергораспределяющего бизнеса, если они будут проявлять несговорчивость. Кроме того, действенным методом воздействия регулятора может оказаться внедрение европейской модели работы рынка — так называемый третий энергопакет. Он призван обязать компании разделить бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей и предоставлять доступ к сетям третьей стороне.

На потребительском рынке крупнейший дистрибьютор (продавец) сигарет в нашей стране — «Мегаполис-Украина» с миллиардным долларовым оборотом, которая после скандала в начале 2016 года, связанного с блокировкой общественными активистами складов компании, срочно занялась ребрендингом и переименовалась в ООО «Тедис-Украина». Основатель и мажоритарный акционер (владеющий ключевым пакетом акций) — Игорь Кесаев, российский миллиардер, причастный к фонду ветеранов ФСБ и владеющий одной из оружейных компаний, продукция которой используется против украинской армии в Донбассе. И на этого монополиста государство может вполне действенно воздействовать. Не станем углубляться в конкретные меры: достаточно указать, что сигаретных продавцов нужно просто заставить выполнять существующие законы и не идти с ними на компромиссы.

Украинская мобильная связь давно и практически полностью принадлежит россиянам.VimpelCom, подконтрольная структуре Михаила Фридмана и его партнеров LetterOne, владеет крупнейшим украинским мобильным оператором «Киевстар». Второй крупнейший оператор — «МТС Украина»—принадлежит группе МТС, 51,46% которой контролирует АФК «Система» миллиардера Владимира Евтушенкова. При этом оба собственника крупнейших украинских операторов являются публичными компаниями, котирующимися на биржах в Нью-Йорке (NYSE и NASDAQ). Мобильные операторы на то и мобильные, что вполне способны договариваться с регулятором и выполнять справедливые требования.

Более половины украинского холдинга «Индустриальный союз Донбасса» принадлежит нескольким российским инвесторам, включая одного из создателей металлургической компании Evraz Александра Катунина. Сделка по покупке данного пакета акций, осуществленная в декабре 2009 года при участии «Внешэкономбанка», совершена в интересах самой Evraz . Председатель совета директоров корпорации ИСД — Сергей Тарута, бывший губернатор Донецкой области Украины (со 2 марта по 10 октября 2014 года). Корпорация Evraz, одним из собственников которой является легендарный Роман Абрамович, по-прежнему активно работает в Украине и владеет Каменским коксохимическим заводом «Евраз Южкокс», Днепровским металлургическим заводом, Криворожским горно-обогатительным комбинатом и Криворожским комбинатом «Евраз Сухая Балка». В последнее время, правда, Evraz попала в поле зрения отечественных радикалов, а не украинских чиновников, и несколько заводов реально находятся на грани остановки. Криворожский комбинат «Евраз Сухая Балка», к примеру, обвиняют в нарушении закона, а именно в том, что у него закончился в 2016 году срок действия спецразрешения на добычу железной руды, однако он продолжает добывать.

Крупнейшие российские игроки на финансовом рынке Украины — это, в частности, «Сбербанк России», «Альфа-Банк», «Проминвестбанк» (владелец — российский «Внешэкономбанк») и «Внешторгбанк» (ВТБ). Основные банковские активы РФ в нашей стране представляют собой кредиты российских банков украинским дочерним структурам, кредиты компаниям и физлицам — а это десятки миллиардов долларов.

Активы украинских банков с российским капиталом по состоянию на 1 января 2017 года (по данным НБУ)

Место в рейтинге НБУ

Банк

Все­го акти­вов, тыс. грн

в т. ч. в валюте­, тыс. грн

6

Сбербанк РФ

48 355 811

37 401 473

10

Альфа-Банк

38 953 914

22 792 920

11

Промінвестбанк

34 323 896

25 257 515

15

ВТБ Банк

20 640 072

10 239 220

 

16 марта нынешнего года президент Петр Порошенко подписал указ о введении предложенных НБУ санкций против пяти российских банков. В перечне наказанных — украинская дочка «Сбербанка России», ВТБ, «Проминвестбанк», «БМ Банк», «ВиЭс Банк». Не коснулись меры «Альфа-Банка», «Укрсоцбанка» и «Форвард-Банка» — финансовых учреждений, где бенефициарами выступают частные лица — граждане РФ. Из пяти банков прибыль в минувшем году показал только «ВиЭс Банк» (63,6 млн грн), а суммарный убыток всех пяти банков составил 15,06 млрд грн.

Примерно каждое десятое предприятие из списка крупнейших в нашей стране принадлежит россиянам. То есть российский бизнес в Украине не умирает, а, скорее, мимикрирует и маскируется. МТС стала называться Vodafone, а к традиционному киевстаровскому синему цвету патриотично добавили желтый. Компании меняют названия, их формальными владельцами становятся граждане легитимных стран. Им даже удается получить украинское гражданство, как это вышло в прошлом году у владельца группы «Энергетический стандарт» российского бизнесмена Константина Григоришина. В юридической практике существуют форматы сделок, когда новый собственник возвращает старому весь пакет акций по первому требованию. Такие способы защиты вполне обоснованны, ведь владельцы опасаются потерять не только прибыль, но и всю собственность в случае усиливающегося на них давления.

Увлечение россиян гибридными операциями блестяще подтверждается недавней схемой по продаже украинской дочки «Сбербанка России», ранее переименованной в «Сбербанк», белорусско-латвийскому консорциуму. Основной акционер латвийского Norvik Banka — россиянин с британским паспортом Григорий Гусельников, ему же принадлежит и частная белорусская компания. А основным покупателем объявлен сын владельца нефтяной компании «РуссНефть» Михаила Гуцериева Саид, тоже гражданин Великобритании. Григорий Гусельников к семье Гуцериевых имеет непосредственное отношение: с 2001 по 2010 год он был топ-менеджером «Бинбанка», находящегося под контролем ингушской династии.

После начала гибридной войны с Украиной так же гибридно реализовали сеть российских АЗС. Компания «Лукойл» продала свои австрийской AMIC Energy Management GmbH. «Роснефть» продала свою сеть заправок и простаивающий с 2012 года Лисичанский НПЗ швейцарской Glusco Energy S.A. Российская «Транснефть» продала украинскую компанию «Прикарпатзападтранс» таинственной швейцарской International Trading Partners AG. Хочется напомнить, что в русском языке до появления в XVIIIвеке определения «гибрид» (от лат. hibrida, hybrida — помесь) применялись другие слова, например, ублюдок. Последнее очень подходит для всех вышеупомянутых операций.

У любого бизнеса нет ограничений для существования в Украине — нужно просто придерживаться правил, установленных нашей страной. Несмотря на многочисленные санкции, у российского бизнеса остаются все возможности участия даже в государственных тендерах. В качестве примера можно привести прошлогодний тендер «Киевского метрополитена» на проектирование ветки метро до отдаленного столичного Виноградаря. Проект финансируется из двух источников: за счет собственных средств метрополитена (то есть денег, собранных с пассажиров и рекламы), а также из бюджета города Киева, то есть денег налогоплательщиков. Еще за три месяца до объявления тендера фирма «Киевметропроект», которая в конце концов его выиграла, предложив наименьшую сумму — 141 млн грн, находилась в собственности российского института «Мосметропроект», основанного Министерством имущественных отношений России. Однако накануне украинского государственного тендера московский институт продал свою киевскую фирму американской компании Valart Engineering. Теперь российский бизнесмен с американским паспортом Валерий Абрамсон, конечный владелец американской фирмы, освоит миллионы украинских бюджетных денег. Самое главное в приведенном примере — что не запрещено, то разрешено. Если придерживаться подобной установки, можно достичь достаточно приличных результатов.

В октябре прошлого года был дополнен широкий список российских юридических лиц, подпадающих под санкции со стороны Украины. В него вошли и компании, занимающие главную часть отечественного лотерейного бизнеса, зарегистрированные в Киеве: ЧАО «Патриот» и ООО «М.С.Л.». В их отношении предусмотрены блокировка активов, временное ограничение права пользоваться и распоряжаться принадлежащим имуществом, предотвращение вывода капиталов, приостановка исполнения экономических и финансовых обязательств, прекращение выдачи разрешений, лицензий и т. д.

Первая принадлежит кипрской Cehriba Investments Limited, которую принято ассоциировать с инвестиционным холдингом Finstar российского миллиардера Олега Бойко, а «М.С.Л.» в 2010 году была куплена кипрской ABO Holdings Ltd, которая связана с российской «Альфа-Групп» Михаила Фридмана. Эти компании спокойно продолжают свою работу — вот где неплохо бы проявить патриотический радикализм и чиновничью педантичность.

Украина строит новое государство, революция кончилась и нужно заниматься реформами. Реформы тесно связаны с соблюдением закона, и радикально настроенные граждане, как мы наблюдаем в последнее время, способствуют принятию новых законодательных актов и готовы сами отслеживать их исполнение. Российский бизнес в нашей стране — идеальное поле для приложения как маргинальных, так и чиновничьих сил. Вперед, энергичные люди! Флаг в руки тем, кто желает создать новую страну.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter