Новости
Ракурс

Безвиз: выхода мало, нужен вход

Безвизовый режим с ЕС, несомненно, повлияет на экономическую и социальную ситуацию в нашей стране, как влияет на нее любое политическое решение. Глубину этого влияния продемонстрирует время.


.

Украина в период своего постсоветского существования находится в перманентном экономическом кризисе. В состоянии упадка пребывают почти все отрасли. Наше государство, во времена Союза гордившееся своей промышленностью, оказалось в состоянии деиндустриализации, которая в отличие от западных стран не носит постиндустриального или инновационного характера. Тем временем соседняя Беларусь продолжает свой индустриальный путь. Россия имитирует постиндустриализм, оставаясь сырьевой базой развитых стран и потребителем западных товаров и технологий. Либерализация визового режима Украины с ЕС — это отказ от мифологических преимуществ архаики, с которой наша страна не могла расстаться больше двадцати лет.

Европейская цивилизация собирает из обломков советской эпохи нормальное человеческое общество. Грузия с марта 2017 года получила свободный доступ в ЕС; ранее, в 2014 году, его получила Молдова. Грузия уверенно движется к цивилизации, с Молдовой сложнее — недавно избранный президентом политик заявил о смене курса с европейского на пророссийский. Наши ближайшие западные соседи Румыния и Венгрия (входят в Евросоюз с 2007 и 2004 года соответственно) давно опередили Украину по всем экономическим показателям. ВВП крохотной Словакии (в ЕС с 2004 года) такой же, как у нашей самой большой европейской страны. Польша (с 2004 года в ЕС) вообще является идеологом и генератором нового Восточноевропейского объединения.

Подписание безвиза — это скорее социально-политическое событие, которое повлечет за собой множество мелочей, способных изменить картину мира для соотечественника. Человек, своими глазами увидевший, как живут люди в развитых странах, будет более нетерпелив к недостаткам в своем государстве. Безвизовый режим — это не путь в Европу, а всего лишь шаг в ее сторону.

Чего можно ждать уже сейчас

Сердцем современного бизнеса в развитых странах мира являются небольшие мобильные компании. Для крупных отечественных предприятий, имевших контакты с западными партнерами, особых изменений не произойдет, а вот малый бизнес получит возможность продемонстрировать свой товар или услугу непосредственно потребителю. Наш товар является для Европы экзотическим, и следует ожидать оживления маркетинговых усилий по его продвижению.

Несомненно, будет рост рынка перевозок и развитие смежной инфраструктуры (аэропортов, железнодорожного и автомобильного транспорта), а при положительной динамике этим рынком заинтересуются иностранные бизнесмены, умеющие считать деньги и организовывать новые направления деятельности. Это касается прежде всего бюджетных авиакомпаний (лоукостеров) и европейских автобусных перевозчиков, которые привнесут на наш рынок эффективные методы своей работы. Уже сообщалось о том, что в июне запускается рельсовый автобус из Ковеля до польского Хелма, с адекватной стоимостью проезда и удобными пересадками до других польских станций. Ведутся переговоры о запуске железнодорожных маршрутов из Ужгорода и Мукачево до Словакии и Венгрии.

Рельсовый автобус отправится в первый рейс по маршруту Киев — Хелм 12 июня 2017 года

Туристический поток из Украины вряд ли вырастет радикально, но в лояльные по цене Грецию, Испанию или Чехию народ поедет, в том числе недорогими автобусными турами. Вырастет и туризм выходного дня в страны ЕС, хотя тоже незначительно — только 5% украинцев могут себе позволить путешествия, ведь средняя зарплата в нашей стране составляет около 250 долл.

Кроме того, люди все чаще будут отказываться от посредников при организации собственных поездок — туроператоров и визовых консультантов, работающих либо при турагентствах, либо автономно с клиентами. Визовые центры, вероятно, останутся — например, для помощи в получении рабочей или студенческой визы, но поток обращений к ним сократится на порядок.

Украинцы получали более миллиона шенгенских виз в год и тратили на это свыше 50 млн евро, теперь эти деньги останутся в Украине. Помимо экономии 35–60 евро, отдаваемых при получении визы, человек сохраняет время и нервы.

Найдутся и те, кто попытается использовать безвизовый режим для поиска работы в европейских странах, хотя значительного роста трудовых эмигрантов ожидать не стоит — кто желал работать на Западе, давно для себя это устроил. Но предложений по поиску работы в Европе, вероятно, станет больше, в том числе для сезонных работ.

Люди, работающие за границей, чаще всего пересылают деньги домой. Количество переведенных средств в Украину колеблется по разным оценкам от 2,5 до 4 млрд долл. в год. Трудовая эмиграция продолжит постепенно расти, и в ближайшие годы страна может потерять несколько миллионов трудоспособных граждан. Украинцы занимают первые места в Европейском Союзе по числу легальных трудовых мигрантов, и почти три четверти лиц, имеющих опыт трудовой миграции, склонны повторять свои поездки. И продолжается это с нашими соотечественниками не один десяток лет.

Открыться миру

Безвизовый режим с ЕС — это также рычаг влияния на украинское руководство как со стороны общества, так и со стороны европейской бюрократии. А подобные инструменты влияния на чиновников не помешают никогда. Тем более что за разговорами о либерализации визового режима с Европой совершенно пропал из поля зрения тот момент, что Украина до сих пор остается закрытой страной для многих иностранцев: получение нашей визы является препятствием для поездок сюда, например, жителей Индии и Китая. Все громче звучат пожелания о введении виз гражданам России.

Следует напомнить, что с 2004 года, когда Украина отменила визы для граждан 37 государств, за следующие годы наше государство практически не продвинулось в этом направлении. А ведь каждый турист приносит в экономику страны в среднем 1000 долл. — эта цифра складывается из стоимости авиабилетов, трансферов и гостиниц, ресторанов и других инфраструктурных элементов. Кроме того, важны даже не прямые деньги от туристов, а либерализация бизнес-климата и создание условий для знакомства с возможностями принимающей страны. А это как раз то, что постоянно декларируется разными украинскими чиновниками.

Доля туристической отрасли в ВВП Украины — 1%. Люди не едут в нашу страну и не везут сюда деньги. В Малайзии доля туризма в ВВП — 14 %, и она не требует виз для 164 стран, являясь безвизовой для многих, в том числе для Украины, в одностороннем порядке. В соседней Турции доля туризма в ВВП — 12%. Нам есть чему и у кого учиться.

Действие безвизового режима будет способствовать росту мобильности по многим направлениям: бизнес и туризм, родственные связи и научное сотрудничество, межкультурный диалог и развитие деловых контактов, укрепление уровня доверия между пограничными службами Украины и европейских государств, обмен информацией и совместный анализ рисков.

Безвизовое пространство с Европой, безусловно, дело хорошее, но нашей стране есть над чем работать. Восторженные крики украинских политиков «из каждого утюга» по поводу открывшейся возможности беспрепятственно уехать из страны выглядят несколько странно. Чиновники, обязанность которых — думать о росте благосостояния и спокойствии граждан, тоже выглядят странно в этом хоре всеобщего одобрения. В открытую дверь можно не только выйти — для нашей страны важнее, чтобы в нее входили.

В продолжении статьи — о том, как привлечь иностранных туристов в Украину.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter