Принуждение к медреформе, или Дорогая бесплатная медицина
https://racurs.ua/1578-prinujdenie-k-medreforme-ili-dorogaya-besplatnaya-medicina.htmlРакурсЛед тронулся: 8 июня Верховная Рада со скрипом приняла в первом чтении ключевой законопроект медреформы №6327 «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств».
«Мы можем и дальше искать идеальную модель. Но руина у нас сейчас, и люди уже умирают. Время говорить правду: в Украине нет бесплатной медицины. Это будет разрушено, мы перейдем на легальную систему взаимоотношений в медицине», — заявила и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун с трибуны ВР перед голосованием.
Депутаты очень долго спорили, колебались, снова спорили и только с третьей попытки законопроект собрал 227 голосов «за». Правда, с рядом поправок и замечаний.
«Было два этапа серьезной дополнительной работы над законопроектами — межфракционная группа по инициативе БПП, где внесены отдельные предложения, а также рассмотрение законопроектов на Национальном совете реформ, который созвал президент Украины, и он тоже предложил несколько поправок к законопроекту, — пояснил заместитель министра здравоохранения Павел Ковтонюк. — Предложения не меняют модель реформы в целом — то, что мы называем фундаментом модели, — но были отдельные требования, которые касались вопроса тайминга реформы, нового органа Национальной службы здоровья, как будет реализована реформа в отдаленных селах и т. д.».
Правительственная реформа, по словам Ульяны Супрун, предлагает три основные новации: международные протоколы лечения, принцип «деньги ходят за пациентом», позволяющий каждому выбрать себе врача, а также гарантированный государством пакет услуг (на сегодня, наверное, наиболее дискуссионный вопрос). Бесплатными обещают сделать первичную помощь, экстренные операции, роды и паллиативную помощь. После дискуссии в зале в этот список добавили медицинские услуги для беременных и детей до 14 лет.
Безусловно, законопроект достаточно сырой, в нем много белых пятен, эдакий кот в мешке. Он не дает содержательных ответов на многие вопросы, в частности в отношении цен на медицинские услуги в так называемой сооплате. Глава парламентской рабочей группы Сергей Березенко обещает, что ко второму чтению нормы о сооплате из проекта отзовут: «Поддерживаю, что мы не можем нарушать ст. 49 Конституции в части предоставления бесплатной медицины, поэтому вопрос сооплаты, который частично прописан в этом законопроекте, будет снят».
Конституция и реальность — хождение по кругу
Ни для кого не секрет, что ст. 49 Конституции Украины, согласно которой в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно, не выполняется. Тем более в понимании предоставления такой помощи «всем гражданам в полном объеме», как отмечается в решении Конституционного суда Украины от 29 мая 2002 года по делу о бесплатной медицинской помощи. В реальной жизни мы постоянно сталкиваемся с дорогой бесплатной медициной. И это следует честно признать.
Казалось бы, проще — просто взять и отменить статью. Однако в обозримом будущем парламент вряд ли пойдет на этот шаг, да и процедура внесения изменений в Конституцию достаточно сложна. Сужать содержание и объем конституционных прав запрещено, к тому же это решение было бы слишком непопулярным у избирателей. Поэтому законодательные предложения так или иначе сводятся к поиску варианта обхода конституционного предписания в условиях недофинансирования и катастрофического состояния медицины.
Юристы прогнозируют волну исков, требования которых будут основываться на нормах Конституции Украины о бесплатной медицинской помощи как нормах прямого действия.
«Понятие «медицинские услуги» — принципиальное, сущностное понятие законопроекта №6327. Однако этот термин действующее законодательство Украины должным образом не определяет», — констатирует Радмила Гревцова, кандидат юридических наук, член Общественного совета при Минздраве Украины.
Отрывки из заключения Главного научно-экспертного управления ВР Украины:
Некоторые положения законопроекта не согласуются с положениями Основного Закона Украины. В статье 49 Конституции Украины предусмотрено, что государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно. Конституция Украины не предусматривает возможности установления каких-либо исключений из указанных положений, кроме ограничений в условиях военного или чрезвычайного положения (ч. 2 ст. 64 Основного Закона Украины).
...принятие проекта закона приведет к сужению содержания и объема существующих прав и свобод, что не допускается при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы согласно ч. 3 ст. 22 Конституции Украины.
Кроме того, к положениям, которые не согласуются с Конституцией Украины, относятся также положения статей 8 и 9 законопроекта, в которых регулируется создание и формирование центрального органа исполнительной власти со специальным статусом.
В проекте остается нерешенным ключевой элемент правообеспечивающего механизма системы медицинского страхования, а именно объем медицинского обеспечения граждан.
...Положения проекта не дают четкого и системного определения механизма предоставления и получения медицинской помощи и медицинских услуг...
...Поскольку с 1 июля 2017 года стартует пилотный проект, на который Министерством финансов Украины выделяется 200 млн грн, в ходе проведения которого будет апробирована новая модель финансирования здравоохранения, принятие предложенного законопроекта является преждевременным. Более целесообразным, на наш взгляд, является разработка и принятие доработанного законопроекта после проведения эксперимента, в котором должны быть учтены все положительные и отрицательные моменты, выявленные в ходе его проведения.
Безусловно, медицинская реформа нужна украинцам, как воздух, но мало кто не согласится, что данный проект закона также требует тщательной доработки.
Медреформа и финансы
Сделав неуверенный первый шаг, депутаты не пошли дальше и отклонили второй законопроект №6329 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины», который должен запустить новую модель финансирования медицины. Как отмечают в Минздраве, без этого законопроекта никаких изменений ожидать не стоит, поскольку нет средств.
Однако Ирина Сысоенко, заместитель председателя Комитета по вопросам здравоохранения, в этом проблемы не видит: «Как юрист по специальности не вижу в этом проблемы. Непроголосованным законопроектом предусматривались финансовые изменения со следующего года. Соответственно, мы сможем это исправить технически и процессуально: включить суть этих законопроектов во время голосования государственного бюджета и бюджетного кодекса на следующий год».
Любая реформа — это деньги. По словам Оксаны Корчинской, первого заместителя председателя Комитета ВР по вопросам здравоохранения, на заседании Национального совета реформ президент обещал пересмотреть финансирование здравоохранения на следующий год до 5% ВВП (сейчас — 3,5%). «Если будем иметь на медицину не менее 5% ВВП, этого должно хватить на достаточно широкий пакет вторичной и третичной медицинской помощи — это самое дорогостоящее, то, чего так боятся люди».
Сопротивление реформе будет жесткое, ведь она затрагивает крупные теневые финансовые потоки как в фармацевтическом сегменте, так и на уровне руководящей верхушки медучреждений, считает экс-министр здравоохранения Николай Полищук. «Законопроект — стратегический, он направлен на пациентов, а медикам дает мотивацию работать. Нужны к нему подзаконные акты? Конечно, да. Будут и постановления правительства, и приказы министерства, нужны будут и решения на местном уровне, но основная стратегия — это направленность на пациентов. Да, изменений будет много, и не надо их бояться», — добавляет он.
Согласно последнему опросу Киевского международного института социологии, самый низкий уровень доверия граждан имеют властные институты Украины. Так, Верховной Раде доверяют всего лишь 5,3% населения (не доверяют — 82,1%), правительству доверяют 9,5% (не доверяют — 72,8%). Переломить ситуацию будет ой как непросто. Особенно если мегаважные для всех и каждого законопроекты по медицине рассматриваются парламентом скомкано и по сокращенной процедуре.
Основное нас ждет впереди — доработка законопроекта и второе чтение, которое планируют провести до парламентских каникул.