Новости
Ракурс
Индейцы ни под какими угрозами не работали на колонизаторов

Ода бедности

Теракты со взрывами, вирус Petya... Да уж, сосед-гопник не унимается. Мы же, Украина, продолжаем искать поддержки у сильных держав и в первую очередь США.


.

И тут мне приходит на ум парадоксальная мысль, которую, если хотите, назовем «Ода бедности». Бедности североамериканского континента, ставшей причиной… богатства США сегодня.

Колонизировать Новый Свет начали испанцы. Начали с южноамериканского континента. Тамошние народы были развиты, вели оседлый образ жизни — добывали золото, серебро и умели превращать их в изделия. Испанцы коварством и превосходством в вооружении пленили индейских вождей и требовали выкуп в обмен на жизнь. Вожди приказывали подданным грузить испанские корабли золотом. А когда кончились его наличные запасы — приказывали рыть шахты и добывать те же серебро и золото для тех же испанцев. Шло порабощение местного населения. Колонизаторы были представлены большей частью испанской армией.

Англия опоздала к разделу колониального американского пирога. Ей досталась Северная Америка. Поначалу английские колонизаторы пытались копировать испанцев. Также пленили индейских вождей и требовали выкуп. Но североамериканский континент не столь богат на золото-серебро. А туземное население — кочевники. Еда на ближайшие дни да шкуры для ночлега — вот все богатства племени. К тому же индейцы никак не могли взять в толк: работать на колонизаторов — это как? И — не работали. Ни под какими угрозами.

В итоге первые колонисты с трудом выживали, а их «полевые командиры» отправляли в центр слезные прошения: не присылайте вельмож, готовых повелевать рабами, присылайте мастеровых, землепашцев, врачей — тех, кто умеет работать руками.

И северный континент стал заселяться теми, кто умели работать руками.

А потом пришел закат колониальных империй в Америке — испанской и британской. Но к тому времени на северном континенте сложилось общество, в котором серьезные права имели простые люди. Собственно, это и есть демократия. В Южной же Америке сформировалась иная модель: бесправное население (вчерашние полурабы) и элиты, представленные в основном потомками офицеров испанской колониальной армии.

Негры-рабы в Вест-Индии. Иллюстрация: greatprovince.com

На обоих континентах отгремели войны за независимость от метрополий. А также гражданские войны. Но в США экономика опиралась на инициативу народа и его права, в частности, права собственности на землю, средства производства, патенты на изобретения и пр. В странах Южной Америки права оставались лишь у элит.

И там и там были парламенты, конституции. Но в Северной Америке сложилась традиция конституцию выполнять. В Южной — не обращать на нее внимания, если элитам это не выгодно. А элитам все невыгодно, что хоть на микрон отдаляет от абсолютной власти.

К тому же президентами на южном континенте становились бывшие колониальные армейские чины. Они грызлись за власть. Государственные перевороты шли нескончаемыми потоками. Экономикой правительства не занимались. Страны нищали.

И вот, размышляя обо всем этом, я вижу перед собой хрестоматийный образ североамериканского индейца: орлиный профиль, суровый взгляд, перо в волосах... И хроническое непонимание: как это — работать на кого-то другого?

Да, индейцам дорого стоила любовь к свободе. Их почти не осталось. Однако же, не случись бедности северного континента и этого самого туземного свободолюбия — как знать, что было бы сегодня? Возможно, между США и Соединенными Штатами Мексики ставили бы жирный знак равенства? И мы бы — Украина — искали другого партнера в борьбе с агрессором?

Хорошо бы закончить этот пост фразой типа: «однако история не знает сослагательного наклонения…» Но я ее боюсь из-за банальности. Не буду ею заканчивать.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter