«Дело Лесника»: история одного предательства. Часть 2
https://racurs.ua/1686-delo-lesnika-istoriya-odnogo-predatelstva-chast-2.htmlРакурсПервую часть статьи о «деле Лесника» читайте здесь.
Фейковые, по сути, взрывы магазинов «Рошен», от которых не пострадал никто и ничего, кроме кошелька Порошенко, тем не менее стоили Олегу Мужчилю жизни. Вряд ли сам Лесник рассчитывал на подобный исход, когда дублировал сообщение с сайта УПА на страницах в соцсетях. Вероятно, он считал, что его возможную причастность к происшествию в Харькове надо будет сперва доказать. Однако тем, кто давно искал формальный предлог ликвидировать Лесника, это было и не нужно. Есть основания полагать, что спецслужбы не хотели оставлять в живых радикала, способного легко доказать факт своего сотрудничества с украинской разведкой.
«В живых не оставлять»
Вечером 9 декабря 2015 года сотрудники «Альфы» отправились не задерживать Мужчиля, а стрелять на поражение. На эту версию указывает множество фактов, ранее озвученных во всеуслышание адвокатами группы Лесника. Начиная с того, что, по свидетельствам очевидцев, за полдня до начала операции СБУшного спецназа рядом с домом 1-а по улице Лайоша Гавро уже стояли «труповозки», и заканчивая тем, что во время перестрелки «альфовцами» применялись пули запрещенного при захватах калибра. Например, подобными по своей убойности пулями «альфовцы» позже расстреляют грабителей запорожских инкассаторов «Ощадбанка» из полка «Азов» в июле 2016 года.
Более того, тело Лесника было попросту изрешечено: из него было извлечено свыше 20 пуль. По словам одного из адвокатов обвиняемых в терроризме Петра Мищенко, раненого Лесника добивали.
Обращает на себя внимание и еще одна интересная деталь. Уже 11 декабря, буквально на следующий день после штурма квартиры Кукелей спецназом, семеро сотрудников СБУ, участвовавших в разработке и осуществлении операции, в том числе и Андрей Кузьменко (посмертно), были представлены к награде президентом Порошенко. Столь необычайная оперативность волей-неволей наводит на мысли о заранее спланированном характере силовой акции.
Из хулигана в террористы. Из агента в обвиняемые?..
Еще больше вопросов возникает при рассмотрении материалов дела, касающихся роли упомянутого ранее Валерия Вишневецкого (Ката) во всей этой истории. Напомню, что эпизод с его участием был выведен следствием в отдельное уголовное производство.
В протоколе допроса Вишневецкого сам подозреваемый говорит о том, что с погибшим Лесником он виделся всего три раза в жизни. Впервые они встретились в Харькове в штабе 15-го запасного батальона ДК ПС в мае 2015-го, где на тот момент новобранец Вишневецкий значился под позывным Кат, тренируясь на полигоне и волонтерствуя.
Как следует из протокола, во время второй встречи с Лесником в октябре 2015-го в Харькове Кат якобы попросил у него «четыре гранаты для борьбы с сепаратистами». Удивительно, но менее чем через месяц Мужчиль выполнил просьбу малознакомого ему человека, который даже не принимал участия в боевых действиях. Причем, со слов Ката, Лесник попросил его приехать за «подарком» не куда-то в зону АТО, а... прямо в мирную столицу.
Первую заранее обезвреженную гранату Кат зачем-то бросил во двор Киевского райсуда Харькова 6 декабря. Сам он объясняет это в протоколе допроса желанием похулиганить. А вторую, спустя два дня, Вишневецкий кинет под магазин «Рошен» уже по идейным соображениям — из-за того, что, мол, Порошенко обкрадывает украинских пенсионеров.
Причем, непонятно зачем, Вишневецкий после броска гранаты отправил смс со словом «Рошен» на мобильный телефон Лесника. Сам он объясняет это следователям СБУ... желанием «похвастаться». Все это выглядит странно, если не заподозрить в действиях горе-террориста преднамеренную халатность, а точнее — спланированную провокацию.
На мысли о том, что Вишневецкий был завербован СБУ, помимо вышеизложенного наводит еще ряд фактов.
Во-первых, крайне подозрительно, что спустя почти два года после задержания нынешних обвиняемых по «делу Лесника» вы не найдете практически ничего о судах по Вишневецкому. Молчат СМИ, активиста «Правого сектора» абсолютно не замечает общественность, его фамилия не внесена в списки «политзаключенных», как, например, имена Рагнара или Хильды. Да и судят Ката отдельно в другом городе. Создается стойкое впечатление, что ни самому обвиняемому, ни его возможным хозяевам излишний шум вовсе ни к чему.
Показательно также, что, согласно материалам дела, Вишневецкий начал давать нужные следствию показания против Мужчиля практически сразу. В тот момент ему еще даже не было известно о ликвидации своего командира.
Более того, по информации, имеющейся у автора этих строк, адвокаты Вишневецкого пытаются добиться переквалификации тяжелой статьи, которую инкриминируют их подзащитному, на рядовую «хулиганку». Кстати, непосредственно после «взрыва» прокуратура назвала данные действия именно хулиганскими. Правда, в случае, если действия защиты Вишневецкого увенчаются успехом, то в суде по «делу Лесника» фактически нечего будет рассматривать.
Тень СБУ и президента
Еще летом прошлого года в своем блоге я писал:
Все началось со взрыва в одном из магазинов «Рошен» в Харькове утром 9 декабря 2015 года. Силовикам удалось поймать одного из подозреваемых во взрыве. Тот, в свою очередь, очевидно, по «просьбе» стражей порядка, позвонил Леснику по открытой линии связи и отчитался в духе того, что «задание выполнено».
Это дало формальный повод начальнику ГУ ВКР СБУ, генерал-майору Сергею Левченко связаться с генерал-майором Виталием Маликовым, председателем Антитеррористического центра СБУ, и заявить об оперативном раскрытии преступления и установлении причастных. Те, кто сдали Лесника, заранее просверлили себе лишние дырки на погонах.
Время подтвердило, что это было очень близко к истине.
Предлагаю вашему вниманию письмо начальника ГУ ВКР СБУ Сергея Левченко на имя начальника Главного следственного управления СБУ Остафийчука Г. В. от 9 декабря 2015 года, из которого вполне очевидно, что Служба безопасности Украины готовилась к подобному развитию событий.
Единственное, в чем я, скорее всего, ошибся, так это в том, что СБУ принимала решение об операции по задержанию Лесника и его соратников в обход ГУР.
Дело в том, что примерно параллельно с началом сотрудничества командира разведки из ДУК ПС с Главным управлением разведки главой ГУР президентом Порошенко был назначен близкий экс-руководителю СБУ Валентину Наливайченко и тогдашнему главе АП Борису Ложкину Валерий Кондратюк. Последний пришел в кабинет начальника украинской разведки прямо из СБУ. Спустя недолгое время сам Кондратюк станет заместителем главы Администрации президента.
С собой из СБУ в ГУР Кондратюк привел бывшего начальника второго управления Главка «К» СБУ Василия Бурбу, в 2014 году принимавшего активное участие в разгоне Майдана. Однако благодаря своему «участию в боевых действиях» на востоке страны и наличию УБД Бурба не только избежал люстрации, но даже пошел в рост по карьерной лестнице.
Бывший СБУшник Бурба, принимавший решение о продолжении сотрудничества группы Лесника с ГУР после смены их кураторов, вскоре после ухода Кондратюка в АП Порошенко возглавил Главное разведывательное управление. Таким образом устранение Мужчиля произошло уже при его руководстве данным силовым ведомством.
Что могло быть общего с этими людьми у Мужчиля? Очень мало. Поэтому, по свидетельствам Хильды, за несколько дней до убийства Лесник принял решение сворачивать сотрудничество с ГУР. Последней каплей для него стал слив в сеть данных по личному составу ССО, в котором он небезосновательно обвинил руководство Главного разведывательного управления.
Роль Яроша
Еще раньше боевая единица, возглавлявшаяся Лесником в ДУК ПС, вышла и из состава «Правого сектора». Мужчиль публично объявил об этом в последний день лета 2015 года. 31 августа, незадолго до начала столкновений служащих Нацгвардии с противниками внесения незаконных поправок в Конституцию и особого статуса Донбасса, сопровождавшихся взрывом гранаты перед зданием Верховной Рады, бойцы ДУК ПС заблокировали близлежащие проезжие части.
Однако уже очень скоро автомобили «Правого сектора» организованно снялись и покинули место проведения акции протеста. В течение нескольких часов значительно изменилась и риторика спикеров ПС, поначалу выступавших против планов власти по децентрализации. В конце концов Ярош фактически осудил действия протестующих.
На самом деле события 31 августа были для Лесника лишь формальным предлогом объявить о своем выходе из «Правого сектора». Он уже давно и серьезно критиковал кума Наливайченко Яроша, которого считал спускным клапаном радикальных настроений в народе, действующим в угоду СБУ и власти.
Со временем к этой мысли пришли и рядовые добровольцы. Это и стало настоящей причиной сложения Ярошем, теряющим авторитет среди бойцов, полномочий Проводника.
Показательно, что незадолго до этого руководство ГУР предложило Мужчилю возглавить «Правый сектор». Об этом сам Лесник поведал Хильде и Рагнару. Инсайдерские источники также подтвердили автору данных строк эту информацию.
Лесник во главе ДУК ПС был необходим власти по двум причинам. Таким образом ей бы удалось контролировать единственную к тому моменту армию, имевшую право считаться добровольческой, а также держать на коротком поводке самого Мужчиля, который становился трудноуправляемым.
Еще во время трагических событий в Мукачево в июле 2015-го, когда бойцы ПС вступили в перестрелку с полицией, полную мобилизацию «Правого сектора» объявил не Ярош, как раструбили недалекие журналисты, а именно Мужчиль. В то же время сам Лесник с бойцами готовились к отражению возможной атаки противника.
После ликвидации Лесника его слова о предательстве Яроша фактически подтвердились. На этот раз бывший Проводник даже не стал ломать комедию обещаниями отомстить за смерть побратима, как это было в случае с убийством Александра Музычко. Напротив, он, мягко говоря, очень нелестно отозвался о Мужчиле в своих публичных заявлениях, фактически подыграв действующей власти.
Силовикам было также не до шуток, и ближе к ночи 9 декабря 2015 года помимо ликвидации самого Мужчиля и задержания Вишневецкого в Харькове «Альфой» практически одновременно были накрыты Пятаков и Шевелёва, проживавшие на конспиративной квартире ГУР, а также прямо на улице «обезврежена» Леонова, спокойно возвращавшаяся домой.
В последующие дни произошел еще целый ряд задержаний и обысков у людей, знакомых с Мужчилем, в других городах страны.
Экс-глава СБУ Валентин Наливайченко вместе с Дмитрием Ярошем и Андреем Стемпицким на построении сводного отряда «Тризуба» в 2012 году
О весьма курьезном инциденте, случившемся во время того, как к известному в Доброполье активисту и предпринимателю Геннадию Четверёву нагрянула домой «Альфа», я уже писал ранее. Изюминкой ситуации стало участие в ней местного главы милиции и пособника террористов Алексея Мирошниченко. Несмотря на погоны, ему крепко досталось от гостей из столицы. Всего же в Доброполье имели место два задержания. Но оба жителя города в Донбассе в дальнейшем проходили лишь свидетелями по делу.
Параллельно с Добропольем под прессинг силовиков попали также местные жители и отдельные добровольцы ДУК ПС в Славянске и Краматорске. Одного небольшого краматорского чиновника даже вывезли в посадку, где поломали пальцы рук, но, так и не добившись никаких признаний, отпустили.
Время партизан
Мужчиль погиб сам, но заранее успел побеспокоиться о безопасности своих людей. При организации боевых структур Лесник исповедовал концепцию так называемого бескомандного сопротивления, делая ставку на сеть из небольших ячеек, никак не связанных друг с другом. Суть данного подхода весьма доступно изложена в статье «Украинские волки-одиночки, пришло время партизан?» на сайте лесниковской УПА.
Олег Мужчиль был не только воином и практиком, но и незаурядным теоретиком. В своих «Тезисах по развертыванию революционно-повстанческой борьбы в Украине» от 25 августа 2015 года Мужчиль дает весьма точную оценку текущему политическому моменту и предлагает программу действий.
Один из тезисов данной статьи завершается такими словами:
Не создавать «лидерскую» организацию, потому что лидера легко уничтожить (как Сашка Белого) или скурвить (как Яроша). Делать повстанческую организацию по принципу сетевой структуры, где каждая боивка (укр.: боївка. — Авт.) действует максимально автономно, а стратегические вопросы решает сбор полевых командиров (именно по такому принципу работают исламские боевые организации, с которыми ничего не могут сделать мощные государства мира). В этом случае повстанческим лидером будет провозглашен не политический балабол, а воин, и выбирать его будет не толпа, а боевые командиры.
Понятно, кому и зачем было необходимо не просто ликвидировать решительного и бескомпромиссного противника власти, но максимально очернить его в глазах общественности.
На прошлой неделе в Печерском райсуде столицы состоялось первое судебное заседание по обжалованию постановления военной прокуратуры о закрытии дела об убийстве Олега Мужчиля. В мае 2016 года следствие СБУ выделило данный эпизод в отдельное уголовное производство и спихнуло его подчиненным Матиоса. Родная сестра Мужчиля как потерпевшая оспорила данное решение. Следующее судебное заседание назначено на 26 октября.
Многие факты свидетельствуют о том, что изначально будущие убийцы Лесника пытались также всецело контролировать и его защиту, а также адвокатов подсудимых членов группы.
Постепенно всплывает правда о том, кем на самом деле являлся Олег Мужчиль, за что он боролся. Но многое зависит от того, какую оценку даст правде украинское общество.
Завершу свою статью словами историка и политолога Станислава Овчаренко, часто вспоминающего Лесника в своих записях:
Мне тут пишут, как переживают за гибель Лесника. Не переживайте, он погиб в бою как солдат, убив одного из наших внутренних врагов. Так что — обычный бой на внутреннем фронте. Или он, или его — на войне как на войне. Среди напавших на него есть погибший. Здесь не только убийство, здесь бой.
Остальные люди пусть платят повышенные тарифы на что угодно, пусть переселяются в дома с меньшей площадью, отказываются сначала от горячей воды, затем и от холодной. Наконец, от стен собственного дома. Кто выбрал мир с убийцами Лесника — тот выбрал постепенное уничтожение условий нормальной цивилизованной жизни и полное отупение следующих поколений, потому что будем терять все, что позволим себе терять. Ведь именно это и означает древнеримское «горе побежденным!».