Одержимость фитнесом и опасность онлайн-тренировок
https://racurs.ua/1691-oderjimost-fitnesom-i-opasnost-onlayn-trenirovok.htmlРакурсЛиза Эндрюс искала фитнес-программу, чтобы поскорее привести себя в форму. Спустя год после рождения первого ребенка 34-летняя Лиза считала, что ей не мешало бы немного похудеть. Будучи ограниченной как во времени, так и в бюджете, она решила заняться собой по 12-недельной онлайн-программе, рекламу которой видела в Facebook.
«Они обещали колоссальные перемены, и мне не терпелось начать тренировки, — поделилась Лиза. — Программа предлагала несколько уровней сложности, так что начать можно было с любого, который казался подходящим. По своей глупости я выбрала средний. Это был настоящий вызов — ежедневные сеты упражнений высокой интенсивности. К концу занятия я была совершенно измучена, едва дышала, но энтузиазм делал свое дело — я чувствовала себя на высоте. Со временем я стала более тренированной и начала по-настоящему наслаждаться занятиями. Я ждала каждую следующую тренировку и не прекращала разговаривать об этом, заставляла друзей подписываться. Я стала одержимой, иногда тренировалась по два раза в день. Зачастую отказывалась от других дел — чтобы больше тренироваться. А когда приходилось пропустить занятие, я ужасно огорчалась и боялась, что это сведет на нет все мои предыдущие усилия».
Но со временем постоянная ноющая боль в ступнях и лодыжках стала более интенсивной, и Лиза просто не могла ходить на работу. Рентген показал стрессовый перелом в двух местах. (Стрессовый, или усталостный, перелом — это разрушение кости из-за повторяющейся нагрузки, результат накопившихся микротравм от циклических нагрузок ниже максимальной, например, при беге или прыжках.) Несколько недель она носила на ноге ортез, с трудом передвигаясь, а нагрузок нужно было избегать не один месяц — до тех пор, пока кости полностью не срастутся.
«Я поняла, что была одержимой, — говорит Лиза. — Я постоянно сидела в этой группе, где люди занимались тем же, чем я. Не вылазила из Instagram, наблюдая за трансформацией других. Сейчас я чувствую себя дурой. Надо было задуматься раньше — но это стало наркотиком».
Использование Instagram, блогов или YouTube для того, чтобы привести себя в форму, быстро вошло в моду. Статистика по Великобритании говорит о том, что жители страны, которые год от года ведут все более сидячий образ жизни и набирают лишний вес, тратят при этом рекордные суммы на занятия спортом. Индустрия фитнеса в Британии оценивается в 4,7 млрд фунтов, что на 6% больше, чем годом ранее. По хэштегу #fitspo в Instagram можно найти около 47 млн фотографий — люди демонстрируют пресс «кубиками», бицепсы, красноречивые истории «до и после»... И каждый хвалит очередную программу, еще более жесткую, чем предыдущие.
В наши дни жесткий фитнес хорошо продается. Спортивные бренды призывают к активным тренировкам, спортклубы заманивают выгодными предложениями. Но нигде вы не найдете такой агрессивной пропаганды фитнеса, как в социальных сетях. «Боль — это слабость, которая покидает твое тело», «Пот — это плачущий жир»... Посты с подобными высказываниями публикуют миллионы людей. В эпоху достатка эффектный трицепс значит больше, чем дизайнерские джинсы. Так называемый мир fitspo начался с того, что завсегдатаи тренажерных залов делились хитростями и фиксировали изменения своих тел. Но со временем он превратился в целое движение, образ жизни. Начав с коротких роликов в Instagram, люди стали подписываться на полноценные занятия.
Фитнес-движение появилось довольно давно — вспомните хотя бы Джейн Фонду. Но с тех пор, как вершиной популярности была аэробика по телевизору, тренировки стали намного более сложными, отмечает Рик Миллер, клинический и спортивный диетолог. По его словам, люди начали массово думать в том ключе, что «зачем мне мягкая 5-километровая пробежка или умеренное занятие по аэробике, если я могу одолеть высокоинтенсивную тренировку?».
К высокоинтенсивным тренировкам (чередование максимальной нагрузки с короткими передышками) специалисты относятся по-разному: кто-то утверждает, что они дают быстрый результат, кто-то — что без надлежащего контроля могут привести к серьезным проблемам со здоровьем.
«Очень много молодых людей сейчас просто одержимы фитнес-звездами из Instagram, — говорит Миллер. — Они следуют советам так называемых тренеров, о которых ничего не знают. А ведь такие тренировки могут оказаться неподходящими для конкретных людей, или для их уровня подготовки. Зачастую подписчики пытаются выполнить все, что показывает фитнес-звезда, не имея при этом даже базового уровня подготовки. Такие тренировки приводят к травмам и изнеможению. «Если бы я рекомендовал то, что рекомендуют фитнес-блогеры — уровень нагрузки или советы по питанию, — меня бы давно уволили».
В идеале тренер должен иметь соответствующее образование, знать основы анатомии и физиологии, уметь оказать первую помощь. Однако многие фитнес-гуру из социальных сетей этим критериям не соответствуют. Зачастую вообще нет никакой возможности определить, насколько человек квалифицирован, если только не спросить его напрямую. При этом любой, у кого больше 100 тыс. подписчиков, считается влиятельным человеком, с которым с удовольствием будут сотрудничать многие спортивные бренды. Онлайн-программы создают иллюзию, что у их последователей есть персональный тренер. Однако это очень далеко от правды, поскольку зачастую они построены по принципу «один размер для всех». Внешность может сделать звездой в соцсетях практически любого, независимо от квалификации. А ведь здоровое тело далеко не всегда должно выглядеть как очаровательная 21-летняя девушка в бикини.
Никто не спорит, что физическая активность очень нужна человеку. Представители поколения 20-летних часто утверждают, что тренироваться для них не меньшее удовольствие, чем ходить на вечеринки. Спортзалы обретают все большую популярность, фитнес-клубы забиты по вечерам и выходным, тогда как раньше молодежь в это время предпочитала развлекаться с друзьями в барах и клубах.
Но несут ли онлайн-тренеры хоть какую-то ответственность за то, что люди просто пытаются копировать их движения? Жан-Клод Вакассин, основатель одного из лондонских спортклубов, отмечает: «То, что люди видят в соцсетях — это просто маркетинг. Экстремальный фитнес хорошо продается. Раньше пробежать марафон было круто, теперь этого недостаточно: вы должны бегать многодневный ультрамарафон. Большинство онлайн-программ нацелены на молодежь, которая хочет с первым кликом купить одну из них, а со вторым уже изменить свое тело. И они работают на износ. Никто не хочет тратить восемь недель на то, чтобы постепенно двигаться дальше и есть меньше — люди просто не верят, что правильно выполненные простые упражнения смогут привести их к результату. Они думают, что это скучно».
В качестве примера он приводит бодибилдера, который сотрудничает с компанией по производству спортивных добавок: «Он много тренируется и у него сотни тысяч подписчиков. Но значит ли это, что он знает, что делает? Нет, он просто бодибилдер, а не персональный тренер».
Вакассин утверждает, что высокоинтенсивные тренировки не подходят для 90% людей, тогда как онлайн-тренеры убеждают всех и каждого, что это просто. Никто не пишет постов, как сегодня было тяжело. Никто не пишет о том, что он пропустил тренировку. Никто не говорит о депрессии, которая следует за травмой или за разрушенными отношениями из-за чрезмерного увлечения фитнесом. Все, что вы видите — это положительная часть их жизни.
Глубокие приседания, выпады, становая тяга и интенсивное кардио — вот основа онлайн-тренировок, говорит физиотерапевт Камерон Тюдор. «Количество наших пациентов, которые получают травмы во время онлайн-тренировок, постоянно увеличивается, — рассказывает он. — Люди вредят себе из-за того, что им говорят: «Раз это работает для меня, это сработает и для тебя». Но ведь так быть не может. Это прекрасно, что людей мотивируют становиться активными. Но если человек никогда в жизни не поднимал даже маленькой гантели, а потом сразу хватает 10 кг — это большой риск».
Кроме того, по словам Тюдора, возраст играет большую роль: «Тренерам, как правило, лет по 20 с небольшим, а многим их последователям — от 30 до 40. И это важно, ведь ваше тело гораздо более выносливо в возрасте до 30».
Риск травм при выполнении упражнений существует всегда, но если речь идет об онлайн-тренировках, где вас никто не контролирует, он существенно возрастает. 28-летняя Кара из Бирмингема приняла онлайн-вызов по приседаниям, во время которых повредила седалищный нерв. «Меня ужасно огорчает то, что произошло, — признается она. — Но я не уверена, что кто-то может что-то с этим сделать. Это было мое решение — следовать программе. Я не знала, было ли это правильно именно для меня».
37-летняя Натали Берли из Чичестера ежедневно занималась на своем велотренажере по онлайн-программе, чтобы восстановить форму после рождения второго ребенка. На пятой неделе у нее начались боли в коленке. «Врач сказал, что воспалились связки, теперь мне нужен отдых в течение шести недель, и я должна носить специальный фиксатор для колена», — рассказала она.
Сами фитнес-звезды тоже подвержены эмоциональным и психологическим травмам в результате тренировок. Так, профессиональный личный тренер, 24-летняя Ван Дайк (Van Dijk) однажды сломала руку, выполняя прыжки на ящик. А звезда Instagram под псевдонимом Queen City Sweat (почти 50 тыс. подписчиков) этим летом написала пост, в котором призналась, что «подсела» на тренировки в прошлом году, и произошло это под давлением социальных сетей: «Очень легко начать сравнивать себя с другими. В результате появляется установка: а насколько худой я смогу быть? Вместо того, чтобы спросить себя, насколько здоровой я смогу быть».
Согласно исследованию Journal of Health Psychology, проведенному в 2008 году, у женщин значительно портилось настроение, появлялось волнение и депрессивные мысли уже после 30 минут просмотра фитнес-журналов, пропагандирующих атлетический идеал. А благодаря социальным сетям вам даже не придется покупать такие журналы — все эти картинки уже в вашей ленте. Научный журнал BMJ пишет, что зависимость от физических упражнений — это растущая проблема, которая охватывает до 10% тренирующихся людей.
Исследователи из Университета Флиндерса в Австралии отмечают, что мир fitspo в основном пропагандирует худой и спортивный идеал для женщин и мускулистый идеал для мужчин, а это, по словам клинического психолога Лизы Орбан, может также вызвать психологические проблемы. «Изображения в Instagram представляют единый, идеализированный стандарт привлекательности — недостижимый для большинства молодых людей», — констатирует психолог.
Лиза Эндрюс уже полностью восстановилась, но решительно намерена не поддаваться соблазну начать онлайн-тренировки во второй раз. «Я удалила социальные сети с телефона и пошла в тренажерный зал, где тренер подобрал программу специально для меня. Я знаю, что понадобится время, но я снова получаю удовольствие от тренировок», — говорит она.
Перевод: Людмила КРЫЛОВА
Источник: https://www.theguardian.com/lifeandstyle/2017/sep/30/has-extreme-fitness-gone-too-far-instagram-gym-classes