Новости
Ракурс

О чем молчит пенсионная реформа в Украине

9 окт 2017, 11:27

3 октября Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект №6614 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий». 8 октября его подписал президент Петр Порошенко.


.

Роман Семенуха, член депутатской фракции политической партии «Объединение «Самопомощь»:

— Я не знаю, почему все этот закон считают пенсионной реформой. Название этого законопроекта — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно повышения пенсий». Он не меняет парадигму, как должна это делать настоящая реформа. Вместо этого мы продолжаем вмешиваться в солидарную систему, не вводя второй уровень, тем самым не стимулируем развитие третьего.

Что касается позитивных моментов, то, во-первых, был отменен 15% налог для работающих пенсионеров, а еще для 5,5 млн будут осовременены выплаты. Правда, осовременивание пенсии будет происходить по коэффициенту 1, а не 1,35, который применяли до сих пор. Речь идет о коэффициенте оценки страхового стажа, который является одним из ключевых показателей для расчета новых пенсий. Поэтому со следующего года все пенсии так называемых новых пенсионеров уменьшатся на треть.

Еще один плюс заключается в том, что часть людей действительно получат повышенные выплаты, произойдет унификация пенсионного законодательства. Сегодня у нас в законах были изменения в изменения и т. д. Это вызывало множество обращений в суды относительно неправильности, несправедливости начислений. Новый закон унифицирует законодательство, которое станет значительно проще, — это очень важно.

Ну а дальше — о негативах. Для отдельных категорий граждан, которые не имеют соответствующего минимального страхового стажа, увеличивается возраст выхода на пенсию. Для части людей со вступлением в силу этого закона пенсионный возраст составит 63–65 лет. Наибольший цинизм заключается в том, что средний возраст жизни, особенно украинских мужчин, продолжает падать. И справедливо было бы сначала провести медицинскую реформу, восстановить полноценную первичную медицинскую услугу, а потом уже повышать пенсионный возраст. Хотя, справедливости ради надо сказать, что пенсионный возраст в Европе сейчас составляет 63–67 лет и для мужчин, и для женщин. Но в Германии в среднем женщины живут 87 лет, мужчины — 79 и более. Поэтому, если так можно сказать, средний возраст жизни людей на пенсии составляет примерно 15 лет. А у нас, по данным Института демографии, мужчины живут примерно 64 года, а Госкомстат дает цифру 66 лет. И мы части мужчин говорим, что они должны идти на пенсию в 65 лет. Теперь мне граждане жалуются, мол, раньше мы думали, как выжить на пенсии, а теперь — как дожить до нее. Кстати, на днях Польша уменьшила пенсионный возраст для своих граждан.

Роман Семенуха, «Самопомощь»

Следующий нюанс. В долларовом эквиваленте реальная пенсия уменьшается, так же как и количество пенсионеров. Ведь благодаря каждой подобной новелле мы фактически уменьшаем количество пенсионеров: они банально не доживут до пенсионного возраста. Это точно не реформа.

Что касается индексации, то она и так должна быть. Это одна из манипуляций правительства. Индексация предусмотрена прямой статьей закона «Об общеобязательном пенсионном страховании». Но правительство Азарова в 2012 году впервые обратилось к Международному валютному фонду, где фактически запретили проводить переиндексацию. Соответственно, начиная с 2012 года и до сих пор такая переиндексация не проводилась. Это нарушение закона. И если бы мы даже ничего не приняли, то правительство было бы обязано переиндексировать пенсии — согласно норме, прописанной в вышеупомянутом законе. Собственно, оно должно было это делать и в прошлые годы.

Еще одна новация заключается в том, что люди, которые сегодня не платят единый социальный взнос, вообще не будут получать пенсию. Этой категории граждан государство фактически ничего не предлагает. Аналогичная ситуация с миллионами трудовых эмигрантов, которые сегодня работают за пределами страны. Ну не они виноваты в том, что в Украине нет работы и государство мало что сделало для создания рабочих мест. Возникает вопрос: когда эти люди, дай Бог, вернутся в Украину, что они будут получать?

Поэтому если у человека страховой стаж меньше 15 лет, он не будет получать пенсию. Вместо этого ему будут платить определенный социальный минимум. Подобная норма есть в некоторых странах, но она сопровождается такими непопулярными вещами, как социальное питание, жилье, дома для престарелых и т. п. Это целая социальная инфраструктура с соответствующими расходами из государственного бюджета. А вы слышали, чтобы в нашем бюджете закладывались деньги на такое обеспечение этих категорий людей? Я — нет. И это притом, что сегодня таких людей более миллиона. Поэтому согласно принятому закону ежегодно в Украине будет появляться примерно 100 тыс. человек, которые не будут получать пенсию, а будут получать определенный социальный прожиточный минимум.

Александра Кужель, член депутатской фракции политической партии «Всеукраинское объединение «Батькивщина»:

— По моему убеждению, сегодня человек, который начинает работать в 20 лет и продолжает до 60, не может не иметь необходимого страхового стажа (с 1 января 2018 года — это 25 лет, через 10 лет это уже будет 35 лет). Как можно существовать, когда ты нигде не работаешь?

В то же время был сделан первый шаг к возвращению уважения к трудовому стажу, чтобы люди не прятали свои трудовые книжки и не работали в тени. Когда такую норму внедряли поляки, то они вывели из тени практически всю «серую» зарплату.

Александра Кужель, «Батькивщина»

Неприемлемым в этом законопроекте является прежде всего изменение коэффициента расчета пенсий с 1,35 на 1. Это сразу ставит людей в неравные условия. Ведь тем, кто выйдет на пенсию до конца 2017 года, будут рассчитывать выплаты, умножая на коэффициент 1,35, а с 2018 года — на 1. Правительство утверждает, что они нивелируют этот момент повышением минимальной зарплаты. Если человек работает в государственном учреждении, может быть, ему будет легче, но бизнес платит зарплаты не те, которые устанавливает правительство, а какие зарабатывает. А если компания не сможет повысить минимальную зарплату?

Следующий вопрос. Они хотят индексировать только 50% от уровня инфляции. Я ставила на голосование предложение, что это должно быть 100%. К сожалению, эта поправка не прошла.

Также в законопроекте не внедряются другие возможности для накопления пенсий для молодежи. Эти нормы еще надо выписывать, поскольку они не готовы.

И третье: не может быть минимальная пенсия, не равная минимальной заработной плате. Невозможно выжить, не имея прожиточного минимума. Это не 1700 грн, как говорит министр. Они ставят прожиточный минимум для нетрудоспособного человека, но он должен быть большим, потому что этот человек не имеет возможности дополнительно где-то заработать. Эта цифра еще меньше — 1452 грн. Они выдают это как победу. Я просто не представляю, как неработающему человеку прожить на 1452 грн. Это неприемлемо.

В целом принятый закон не является реформой. Это солидарная пенсионная система, где, с одной стороны, количество работающих в Украине, с другой — количество пенсионеров. И если в Европе на одного пенсионера приходится 8 работающих, в Беларуси — 4, то в Украине — 1,8. Нет Пенсионного фонда солидарной системы. Он банкрот. То, что сейчас делает правительство — это распределяет 13 млрд грн, которые уменьшили дефицит Пенсионного фонда. Но можно уменьшить дефицит, а можно раздать эти деньги людям дополнительно. Как экономист я утверждаю, что лучше не уменьшать дефицит, а раздать людям, потому что это демультипликатор, который включается в экономику, и дальше мы видим улучшения для бизнеса. К тому же эти деньги не раздерибанят государственные чиновники, а они пойдут к каждому человеку: кто-то купит лекарства, кто-то одежду и т. д.

Но есть моменты, которые нельзя ухудшать. В частности, это тайное повышение пенсионного возраста для женщин. Они считают, что если мы живем дольше мужчин, то и на работе нас тоже надо подольше подержать. Вопрос в том, что не все женщины хотят идти на пенсию. Многих буквально выталкивают на заслуженный отдых в 45 лет. В таком возрасте ни мужчины, ни женщины не могут найти работу. И это самое страшное, потому что они не смогут собрать нужный стаж. Им говорят: занимайтесь предпринимательской деятельностью, регистрируйтесь плательщиками единого налога и собирайте себе стаж. Это не выход.

Михаил Папиев, член депутатской фракции политической партии «Оппозиционный блок»:

— Эта так называемая пенсионная реформа нарушает как минимум три статьи Конституции, уменьшая пенсии для граждан и повышая пенсионный возраст. Хотя там скрыто еще много других негативных аспектов.

В качестве позитива этой так называемой реформы выдают осовременивание выплат. Но это было остановлено правительством в 2014 году, а сейчас только планируется восстановить. А что делать с осовремениванием, которое не проводилось предыдущие три года?

Михаил Папиев, «Оппозиционный блок»

Кроме того, положительным моментом подается снятие налогообложения работающих пенсионеров в размере 15%. Возникает вопрос: а зачем было его вводить? А что делать с возвратом средств, которые фактически незаконно, антиконституционным способом забрали у людей?

Ну и самое главное: кто дал правительству право вообще отменять индексацию пенсий? Ведь нужно понимать, что индексация и осовременивание — это разные вещи. Индексация — это защита пенсии от инфляции. Осовременивание — защита пенсионеров от появления дифференциации пенсии в зависимости от года выхода на заслуженный отдых. А они взяли и фактически отменили индексацию, то есть пенсионеры становятся беззащитными перед инфляцией. Этого не может быть. Осовременивание — это абсолютно другая защита людей. Здесь все зависит от темпов роста заработной платы. Это делается для того, чтобы люди разных годов выхода на пенсию с одной и той же должности и с аналогичным трудовым страховым стажем имели одинаковую пенсию. Но ничего этого не делается.

Согласно этому закону пенсия для тех, кому сегодня 35–40 лет, вообще не предусмотрена.

Для меня непонятно, как можно рассказывать людям о каких-то положительных моментах, заранее зная, что при нашей демографической ситуации, когда сокращается количество работающих, ближайшие 10–15 лет вообще некому будет наполнять Пенсионный фонд.

Согласно закону те, кто будет выходить на пенсию с 1 января 2018 года, после отмены коэффициента 1,35 получат пенсию на 35% меньше людей с аналогичным стажем и должностями, которые выйдут на пенсию в декабре 2017 года. Это нарушение ст. 22 Конституции. При принятии новых законов и внесении изменений в действующие нельзя нарушать и сужать конституционные права и свободы граждан.

Если вы планируете сделать так, что в одном законе выписывается норма, которая противоречит другому закону, тогда это необходимо как-то урегулировать. Мне сегодня говорят, что военнослужащие должны платить страховой взнос. Тогда возникает один вопрос: сегодня военнослужащие имеют право на пенсионное обеспечение в случае наличия выслуги в 25 лет. А какую выслугу вы хотите ввести сейчас — 35 лет? Если вы делаете их плательщиками взносов, то они становятся застрахованными лицами и автоматически подпадают под действие этого закона. В таком случае минимальный страховой стаж для них составит 35 лет. Ответов на эти вопросы просто нет. Аналогичная ситуация и с судьями. Есть закон, который четко и понятно устанавливает, что вопрос пожизненного денежного содержания — это норма закона. Почему вы делаете дубляж? Скорее всего, люди, которые писали эти нормы закона, сами не очень ориентируются в законодательном поле Украины. И увидите, как потом они будут вынуждены вносить изменения в десятки других законов, чтобы избежать противоречий.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter