Новости
Ракурс
Петр Порошенко на встрече с представителями бизнеса в сентябре 2017 года. Фото пресс-службы главы государства

Предвыборный год: шаткость и непоследовательность украинского руководства

В пятницу, 1 декабря, состоялась встреча президента Украины Петра Порошенко и премьер-министра Владимира Гройсмана с бизнес-сообществом, представленным Европейской бизнес ассоциацией, Американской торговой палатой и Союзом украинских предпринимателей. Предыдущий подобный разговор прошел в середине сентября в том же зале киевского отеля «Интерконтиненталь». На наших глазах создается новый формат встреч представителей самой верховной отечественной власти с людьми, реально владеющими Украиной. В сентябрьской встрече принимал участие еще и генеральный прокурор, но в начале зимы обошлись гарантом и главным исполнителем.


.

Совсем не плохо раз в квартал рассказывать людям о своих планах и констатировать реализованные вещи. Встречи эти, по старой привычке, носят полупубличный характер и особо заранее не анонсируются, как не получают широкого освещения диалоги, состоявшиеся в их рамках. Власть не только говорит сама, но и вынуждена выслушивать претензии к себе со стороны людей, представляющих дело в нашей стране. Лишний раз озвучивать негатив в свой адрес не интересно никому, и чиновники к таким встречам готовят разные «исторические» заявления и действия, положительно звучащие в медийных обзорах.

За последние три месяца Порошенко провел уже вторую встречу с представителями украинского бизнеса

Для подобных встреч давно разработан стандарт, получивший название Chatham House. Он был предложен сто лет назад британо-американской делегацией на Парижской мирной конференции в 1919 году. Тогда была создана международная институция, целью которой заявлено предотвращение будущих войн. В соответствии с Правилами Chatham House (Chatham House Rule), участники и гости семинаров не имеют права разглашать авторство тех или иных мнений за пределами Chatham House, что способствует откровенности обсуждений. И если эта методика давно работает в мире, то она жизнеспособна и в нашем молодом государстве. К тому же, несмотря на запрет цитирования, многие участники спокойно делятся услышанным. Ситуация в нашей стране меняется очень быстро, и обществу хорошо бы знать о существующих в стране проблемах.

Главным вопросом сентябрьской встречи были участившиеся «наезды силовиков». Бизнесменов возмущал тот факт, что любая силовая структура может ворваться с оружием в руках в каждый офис. В результате 1 декабря Петр Порошенко публично, прямо на конференции, подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно обеспечения соблюдения прав участников уголовного производства и других лиц правоохранительными органами при осуществлении досудебного расследования» (проект №7275).

В народе документ получил более простое название — «Маски-шоу стоп». Согласно этому законодательному акту, обязательной становится видеофиксация такого следственного действия, как обыск, а видеозапись будет неотъемлемым приложением к протоколу обыска. Сторона защиты также самостоятельно может записывать действия правоохранителей. Запрещено временное изъятие компьютерной техники.

Как будет действовать закон, нам предстоит узнать в ближайшее время. Количество силовиков растет на глазах, и всем им нужно доказывать необходимость своего существования. Доказательства, использующие разум, сложны и громоздки, доказательства, использующие силу, теперь, вроде как, запретили. Руководители автоматчиков поставлены в неприятные для себя условия. «Нет белого бизнеса и черных силовиков. Если бизнес нарушает закон, правоохранительные органы должны работать», — убеждал в сентябре собравшихся Юрий Луценко и добавлял, что не может контролировать 200 тыс. правоохранителей, а потому предлагал бизнесу разделить ответственность. Бизнес согласился разделить ответственность с генеральным прокурором и продавил, через первых лиц государства, только что подписанный закон.

Также в сентябре на конференции представители власти говорили о создании Службы финансовых расследований (СФР), которую хотели наделить исключительным правом проведения обысков в крупных компаниях. СФР должна была функционально заменить ликвидированную налоговую милицию и взять на себя часть функций «экономических» подразделений СБУ и МВД. Отвечал за создание службы министр финансов Александр Данилюк, который благополучно провалил это неоднократно анонсированное им начинание. Созданию подобной службы активно противодействовал руководитель МВД Арсен Аваков, оставшийся на сегодня в оперативном выигрыше. На декабрьской встрече Порошенко выступил с новой инициативой и предложил другое лицо, которое будет нести ответственность за создание службы по государственному контролю бизнеса.

«Сейчас мы шлифуем другой законопроект — о Бюро финансовой безопасности. Больше не будут стоять в очереди представители шести правоохранительных органов для того, чтобы проверить бизнес. Бюро отлучит от влияния на экономику и на бизнес и Генеральную прокуратуру, и Нацполицию, и НАБУ, и МВД, и СБУ. Нечего им там делать. Никаких масок-шоу, никаких выездов не надо. Бюро должно стать не спецназом, не прослушкой, не штурмовиками, а интеллектуальным центром, работа которого будет базироваться на использовании современных риск-ориентированных методов криминального анализа. Потому что именно это выявляет реальные и потенциальные правонарушения в экономической сфере. Бизнес опасается рождения монстроподобной мегаструктуры с чрезвычайными возможностями воздействия. Оснований для этих волнений абсолютно нет. Соответствующие меры предосторожности предусмотрены... Нина Петровна Южанина представит президентскую концепцию нового органа. Я настроен подать его в парламент в ближайшие несколько дней. Может, недель», — сказал глава государства.

Реформаторская эстафета перешла от министра финансов к главе парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, которая попала в Раду по списку Блока Петра Порошенко. Придумано и новое название для этой структуры — Национальное бюро финансовой безопасности (НБФБ). Нина Южанина сказала, что основой деятельности органа станет информационно-аналитическое направление — «разоблачение преступных схем и причастных к ним лиц на основании обработки больших массивов информации с использованием унифицированных программных продуктов криминального анализа, не требующих большого количества человеческих ресурсов».

Нина Южанина

По новой концепции в бюро будет делаться упор на аналитику и создание благоприятных условий для бизнеса, а также на принуждение нарушителей к уплате доначисленных налогов. «В случае уплаты налоговых обязательств уголовное преследование предпринимателя будет прекращаться», — отметила Южанина и добавила, что бизнес годами находится в судебных процессах, а потом 70% этих дел закрываются без уплаты налоговых обязательств.

Нина Южанина — аудитор, и как она проявит себя в создании крупного государственного контролирующего органа, когда и с помощью каких механизмов он заработает, каким будет его штат, что будет входить в его обязанности — покажет время. Никто из силовиков не собирается без боя расставаться со своими полномочиями, а в количестве силовых ведомств можно запутаться окончательно.

Главный вопрос, волновавший бизнес на встрече в сентябре — давление со стороны силовиков, — обрел некое законодательное решение, был озвучен новый путь, по которому власть собирается двигаться. Кроме того, на декабрьской встрече Гройсман зачем-то назвал ориентиры по росту ВВП: «5%, а лучше 7% за год» — цифры, к которым бизнес абсолютно равнодушен. А еще посетовал на нерадивость парламента при продвижении законопроектов о возобновлении кредитования реального сектора и введении отсрочки по уплате НДС при импорте технического оборудования — и тоже не нашел горячей поддержки по данному вопросу.

Первое лицо государства слушали внимательнее. Порошенко сказал: «С каждым месяцем собирать голоса за реформы будет все сложнее. Остался год или меньше года. Это естественный политический цикл». А после вдруг перенес главнейший вопрос о земельной реформе, возникающий у всего мира к нашему государству, еще на год. «Я за рынок земли. Уверен, что в этом зале мое мнение разделяет большинство. Мы сделаем решающий шаг, если заполнение земельного кадастра доведем не до 60%, как сейчас, а если заполним его полностью. Я ставлю задачу сделать это за год. Без 100% оцифровки земельного кадастра мы не можем говорить о запуске рынка земли», — объяснил он очередную отсрочку этапного для нашего государства законодательного акта.

Также на год, под президентские и парламентские выборы, перенесен закон о введении налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль. Если раньше это планировалось сделать в 2018 году, то теперь новый налог обещают с 1 января 2019 года. Напомним, что соответствующий законопроект был одобрен Кабмином еще в начале октября 2017 года. Таким образом, это абсолютно предвыборное решение, которое переносится на более удобное время отнюдь не ради оздоровления экономики, а для решения прикладных политических задач.

Создается впечатление, что первые лица государства пытаются выдавать желаемое за действительное и делают только самые удобные шаги для собственного существования. Как это было с заявлением Порошенко по поводу выделения Украине европейских денег. «Вышло коммюнике Европейской комиссии по итогу моих переговоров во время саммита Восточного партнерства. Хочу подчеркнуть, что переговоры были очень непростыми. Президент Еврокомиссии, еврокомиссары в той сложной бюджетной ситуации, в которой сейчас пребывает Европейский Союз, приняли важное для Украины решение — о предоставлении Украине четвертого транша макрофинансовой помощи. Объем его, как я и говорил, — 1,8 млрд евро», — заявил президент Украины.

На сайте Еврокомиссии в это же время вышло сообщение о том, что Украина не выполнила условий получения третьего транша в 600 млн евро в рамках действующей программы макрофинансовой помощи. «Четыре меры, связанные с третьим траншем действующей программы макрофинансовой помощи, остаются невыполненными. На этом фоне Еврокомиссия не может выделить последний транш в рамках действующей программы. Мы призываем Украину сохранить импульс реформ во многих сферах, где был достигнут прогресс, и завершить меры в рамках действующей программы с поддержкой всех заинтересованных сторон», — говорится в сообщении ЕК, которое президент нашей страны трактует настолько произвольно.

Все это были рассказы власти о своих непростых отношениях с жизнью. Бизнесмены тоже поделились наболевшим. Были названы проблемы, на которые государство способно и должно оперативно влиять. Первое — это дефицит нормальной рабочей силы и массовое перемещение за рубеж не только профессионалов, но и просто работоспособных граждан. Второе — стремительный рост объемов контрабанды и конртафакта, приводящего к убыткам легального бизнеса и неполучению налогов государством. И третья, надоевшая всем, но, тем не менее, озвученная несколькими спикерами проблема — дефицит грузовых вагонов «Укрзализныци». Предприниматели напрямую просили назначить чиновника для организации взаимодействия бизнеса и «Укрзализныци».

«Господин премьер, дайте нам вице-премьера для модерации встреч бизнеса с «Укрзализныцей», чтобы этот вопрос двигался. Мы на грани остановки. Некоторые зоны Украины по десять дней не видят вагонов вообще. Грузы стоят в портах. Мы очень много теряем», — сказала генеральный директор «ADM Трейдинг Украина» Ирина Присяжнюк, обращаясь к Владимиру Гройсману, которого больше интересовали цифры роста экономики вообще, а не какие-то там частности, связанные с надоевшей всем железной дорогой.

Дефицит грузовых вагонов «Укрзализныци» — одна из самых актуальных проблем крупного бизнеса

Первая проблема относится к каждому производственному направлению. Сейчас на сайтах по поиску работы размещено 1,5 млн вакансий. Для большинства производственных предприятий сложность состоит не только в изготовлении проекта (у нас нет современных украинских проектных организаций), но и в его исполнении. Инвестор при обращении на украинское производственное предприятие сталкивается с тем, что нет рабочих обычной квалификации, способных выполнить элементарные функции. Государство не готово к наступлению современных экономических реалий и продолжает опираться на вчерашние схемы, давно требующие модернизации.

Что касается второй проблемы, то президент заявил о готовности инициировать возвращение уголовной ответственности за контрабанду. «Уголовная ответственность за контрабанду подакцизных товаров, наркотиков, оружия, горюче-смазочных материалов и агрохимии — за все… Если это позиция, я готов, ссылаясь на вас, разрабатывать с правительством соответствующие законопроекты. Чтобы это была наша общая инициатива», — сказал он на конференции.

Вот тут бизнесу стоит хорошо подумать, к чему может привести методика закручивания гаек, а то чиновники опять придумают безвыходные положения для простых текущих вопросов — в чем-чем, а в этом опыт огромен. И если многие предложения и слова главы государства в ходе встречи зал поддерживал громкими аплодисментами, в частности, о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал или о подписании закона «Маски-шоу стоп», то на этот раз аудитория промолчала.

Последняя приятная для бизнеса идея, которой коснулся президент страны, — это продление на 2018 год моратория на проверки, который заканчивается в текущем году. «Я считаю, что мораторий нужно продлить, или по крайней мере проанализировать это решение... В то же время нужно активизировать реформу контролирующих органов», — сказал Порошенко.

Вступая в предвыборный год, наша страна будет испытывать на себе очередной прилив популистских решений и действий, исходящих как от действующих политиков, так и от рвущихся к кормушке персонажей. Бизнес-сообществом манипулировать сложнее, но тоже вполне можно, объявляя разные преференции. Остается надеяться на взвешенность тех, кто принимает решения, и на разум тех, кто заявляет о своей позиции.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter