Новости
Ракурс

Министерство инфраструктуры: как потратить миллиарды

Инвестиции в инфраструктуру Украины в нынешнем году составят 86 млрд грн. Такую многообещающую цифру озвучил на пресс-конференции 6 февраля министр инфраструктуры Владимир Омелян. Вместе с ним разделят деньги присутствовавшие на мероприятии руководители «Укрзализныци» Евгений Кравцов, «Укравтодора» Александр Харченко, «Укрпочты» Игорь Смелянский и Администрации морских портов Украины Райвис Вецкаганс. То есть примерно 3 млрд долл. будет выделено людям, которые все сплошь исполняют обязанности на своих высоких постах — за исключением Вецкаганса и собственно министра инфраструктуры.


.

Из общей суммы около 50 млрд грн планируется потратить на ремонт автодорог (4 тыс. км), более 18 млрд грн — на обновление подвижного состава железной дороги, 10 млрд грн — на обновление железнодорожной инфраструктуры, 4 млрд грн — на модернизацию и развитие морских портов, еще почти столько же — на развитие авиационной сферы.

 

Портовый опыт

На морские порты выделяется самая незначительная по общим меркам сумма, хотя именно эта государственная структура работает с нормальной обратной связью и с логичными решениями. Глава Администрации морских портов говорит, что прирост грузооборота за январь 2018 года по сравнению с январем 2017-го составил 11%. Что касается собственно инвестиций, то крупнейший портовый оператор в мире Hutchison Ports уже подал заявку на аренду Черноморского порта.

В конце прошлого года Кабинет министров одобрил законопроект «О концессиях», принятие которого позволит качественно привлекать стратегических инвесторов по механизму государственно-частного партнерства. Этот документ еще не голосовался в Верховной Раде, но после его принятия первыми пилотными проектами в Украине могут стать концессии трех портов: Ольвии, Херсонского морского торгового порта и железнодорожно-паромного комплекса порта Черноморск.

В странах ЕС в 2016 году было заключено 69 соглашений о государственно-частном партнерстве на сумму около 12 млрд евро. По такому принципу, в частности, строится новый огромный аэропорт в Стамбуле, который станет прямым конкурентом украинским аэропортам. Неплохо бы нашим ветвям власти договориться и протолкнуть законопроект о концессиях, который может принести стране большие неукраинские деньги.

Государственная Администрация морских портов активно готовится к приватизации предприятия. В рамках подготовки в этом году будет создано два филиала — «Дноуглубительный флот» и «Служба капитанов морских портов». Это явно не похоже на общее положение дел в Министерстве инфраструктуры, где всегда принято только просить у государства деньги, не рассчитывая на собственные возможности.

Омелян и дороги

Больше половины бюджетных средств — 50 млрд грн — планируют направить на финансирование дорожной отрасли. Из них в Государственный дорожный фонд — 32,6 млрд грн (в том числе свыше 19 млрд грн — на дороги государственного значения, 15 млрд грн — на безопасность дорожного движения, более 6 млрд грн — на отдельные дороги).

«В этом году мы передаем более 11,5 млрд грн на места. И эти средства должны быть эффективно использованы на восстановление дорог. Я буду инициировать перед правительством и парламентом принятие решения о том, что в случае неиспользования эти средства должны быть возвращены в Государственный дорожный фонд», — заявил Омелян.

Но пока что все это — радужные планы министра. Украине для модернизации своей устаревшей инфраструктуры нужно минимум 35 млрд долл. Такую цифру называл в прошлом году во время презентации законопроекта «О концессиях» первый вице-премьер, министр экономического развития и торговли Степан Кубив. Но в Украине сегодня денег нет. Международные финансовые институты еще пару лет назад планировали выделять средства нашей стране под самые разные проекты — от развития транспорта в украинских городах до модернизации железной дороги. Однако сейчас все разговоры о выделении денег Украине сведены на нет. Остается рассчитывать только на себя.

Каковы будут результаты после начала функционирования 1 января нынешнего года Дорожного фонда — структуры, в которой аккумулируются деньги, предназначенные на строительство и содержание дорог, — пока неясно. Теперь дорогами регионального и местного значения должны заниматься органы местного самоуправления. «Укравтодор» отвечает за состояние только 47 тыс. км дорог, среди которых большинство — государственного значения. Остальные — более 123 тыс. км — подчинены органам местного самоуправления. Между ними и будут распределены около 50 млрд грн, предусмотренные в этом году на ремонтные работы. Что получится от такого распределения — тоже не совсем понятно. Тем более министр прозрачно намекнул, что будет изымать вовремя не реализованные деньги.

Поддерживает возможную неразбериху и глава «Укравтодора» Александр Харченко, который главной сегодняшней проблемой считает отсутствие подрядчиков, способных реализовать заявленные программы. «Укравтодор» ставит задачу за пять лет соединить качественными дорогами все региональные центры страны. Посмотрим, как это будет исполнено.

Железнодорожные миллиарды

На железную дорогу намерены потратить рекордное количество денег. За 18 млрд грн планируется качественное обновление подвижного состава, а именно: покупка 30 локомотивов производства General Electric, 30 новых пассажирских и 3600 грузовых вагонов, модернизация 226 пассажирских и 10 тыс. грузовых вагонов. В планах также несколько крупных инфраструктурных проектов на сумму свыше 10 млрд грн — в частности, электрификация ряда участков, близких к границам. Также планируется завершение реформы управления «Укрзализныцей» и переход на рыночный принцип формирования цены на аренду грузовых вагонов.

Аренда грузовых вагонов — годами не решенная проблема. К беззастенчивому министру Омеляну его начальник Владимир Гройсман в конце прошлого года обращался на заседании правительства, спрашивая о дерегуляции вагонной составляющей: «У меня вопрос: кто мешал полтора года подписать этот приказ министру? Конкретно, назовите мне фамилии! Мне никто не мешает принимать постановления, если это нужно. Кто мешает министру подписать приказ и уничтожить коррупцию в «Укрзализныце»? Скажите конкретно, кто?». Сейчас же министр инфраструктуры выпросил на урегулирование собственной проблемы очередные миллиарды.

Почтовые амбиции

Последний проект, о котором говорили чиновники с журналистами, — «Укрпочта». Госструктура, которая, в отличие от вышеперечисленных, имеет конкурентов. Корпорацию удалось вывести из состояния технического дефолта. Планы у нее чуть скромнее: установить компьютеры в отделениях, создать веб-сайт и мобильное приложение, ну и открыть два новых терминала — во Львове и Полтаве.

«Сейчас у «Укрпочты» инвестиций на сумму 500 млн грн, а готовых к реализации проектов — больше миллиарда. Их выполнение зависит еще и от законодательных изменений, а именно — вопроса приватизации. Сейчас мы не можем продать ничего из того, что нам не нужно. А продать те же ведомственные санатории и базы отдыха стоило бы, ведь эти деньги можно вложить в современные технологии», — объясняет глава ведомства Игорь Смелянский.

«Укрпочта» также мечтает заниматься банковскими услугами, но финансовое украинское лобби пока успешно противостоит почтовым поползновениям.

Самостоятельная и успешная авиация

Представителей авиационной отрасли на пресс-конференции не было, но министр постоянно интригует слушателей, заявляя, что очередная компания пытается прорваться на заманчивый украинский авиарынок. Раньше это был Ryanair, теперь — Катарские авиалинии.

Авиаперевозки в Украине растут стабильно. Авиаторы с инвестициями в свою отрасль разбираются самостоятельно и успешно. Страна закончила год, получив сразу четыре аэропорта-миллионера — Борисполь, Одессу, Жуляны и Львов, а Харьковский вплотную приблизился к этому показателю. При этом Борисполь обслужил за год более 10 млн пассажиров, а, по прогнозам аналитиков, к 2030 году количество пассажиров превысит отметку в 30 млн. Львовский аэропорт впервые обслужил более 1 млн пассажиров с момента провозглашения Украиной независимости.

* * *

Судя по всему, больше приоритетов у министерства нет. Хотя остались еще автобусы и реки.

Откуда появятся деньги, о которых рассказывают представители власти? Как все эти проекты будут реализовываться и с какими проблемами всем нам придется столкнуться? Пока непонятно. Чиновники на встрече с журналистами обещали рассказать о каждой израсходованной ими копейке. Такая возможность есть прямо сейчас — зачем ждать еще год? Пресс-конференция стала очередным фарсом, да к тому же плохо подготовленным. А бюджетные деньги будут, как обычно, распределены и пережеваны.


Заметили ошибку?
Выделите и нажмите Ctrl / Cmd + Enter