Украина на пути к финансовой открытости
https://racurs.ua/1867-ukraina-na-puti-k-finansovoy-otkrytosti.htmlРакурсУкраина с 2020 года планирует присоединиться к международному общему стандарту отчетности CRS (Common Reporting Standard), который позволяет пересмотреть понятие банковской тайны. Стандарт отчетности CRS основан на автоматическом обмене финансовой информацией между государствами для избежания уклонения от налогообложения. Предложен он был в 2014 году Организацией экономического развития и сотрудничества (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), куда входят 35 развитых стран, в том числе все главные страны Европы, Канада и Мексика, Япония и Южная Корея.
Стандарт CRS обязывает налоговые органы государств, подписавших соглашение, получать информацию от финансовых учреждений о налогоплательщиках этих государств и ежегодно автоматически обмениваться данными с другими странами. Фискальные органы оперативно получают полную информацию о фактических собственниках компаний, работающих на рынке, об их финансовых операциях за рубежом, включая наличие счетов, реализацию имущества и ценных бумаг. Свыше 100 стран согласились автоматически обмениваться финансовой информацией. Сюда входят практически все офшорные юрисдикции и большинство развитых стран.
Главное исключение — США, государство, имеющее собственный взгляд на финансовые проблемы, которое еще в 2010 году приняло собственный закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act). Этот закон позволяет американским фискалам получать любую информацию о доходах своих граждан практически в любом государстве. Суть его заключается в следующем: зарубежные страны должны отправлять регулярные отчеты в американскую налоговую службу (IRS) о всех счетах граждан США в этих странах. Если какое-то государство отказывается от этого, то все доходы, полученные его резидентами на территории США, облагаются налогом на репатриацию прибыли (Withholding Tax) в размере 30%. То есть присоединение к FATCA, по сути, предоставляет налоговые преимущества стране и ее резидентам. В результате к FATCA присоединились уже около 100 стран и юрисдикций, и список этот постоянно растет. Таким образом, государства-участники отчитываются об американских гражданах, а все резиденты не присоединившихся стран платят 30-процентный налог на репатриацию прибыли.
Наша страна присоединилась к этому закону год назад, подписав с американцами межправительственное Соглашение для улучшения выполнения налоговых правил и применения положений закона США «О налоговых требованиях к иностранным счетам» (FATCA). Министр финансов Александр Данилюк и посол США в Украине Мари Йованович поставили подписи под документом в начале февраля 2017 года.
На основе американского FATCA и был создан механизм обмена информацией в автоматическом режиме в глобальном масштабе на основе взаимности — CRS. Скорее всего, всемирная экономика объединит американскую и новую глобальную схемы, ведь мир движется в сторону взаимоинтеграции. Как именно это произойдет, еще непонятно, но нашей стране тоже не избежать всемирных трендов.
Пока же в рамках автоматического обмена CRS, согласно установившейся практике, передаются данные держателей счетов: название, адрес и налоговый номер, реквизиты, баланс по счету, общие суммы зачисленных процентов, дивидендов, роялти, доходов от продажи финансовых активов. То есть вся информация, необходимая для раскрытия схем по уходу от налогов. Обязанность по сбору и раскрытию данных для автоматического обмена возлагается на банки, страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, на инвестиционных менеджеров и советников, брокеров. Все названные структуры должны собирать и предоставлять сведения своим властям для последующего международного обмена. В противном случае нарушителей ждут репрессии.
Стандарт CRS сегодня используется при открытии всех новых счетов в странах, присоединившихся к проекту. В отношении действующих ранее счетов процедура проверки будет зависеть от находящейся на балансе суммы средств. Минимальным денежным порогом является цифра в 250 тыс. долл. Иными словами, будут контролироваться все новые счета и крупные старые. А если сумма превышает 1 млн долл., то проводится более глубокая проверка, в ходе которой необходимо документально подтвердить происхождение денежных средств. За сокрытие информации в разных странах действуют различные штрафные системы. Размер штрафа зависит от суммы скрытых доходов. Наказываются как резиденты, скрывающие деньги в другом государстве, так и финансовые институты.
Украина, как и три десятка других государств — от постсоветских Азербайджана и Беларуси до маргинальных Венесуэлы и Ирака, — пока не присоединилась к стандарту CRS. Но наше государство уже выбрало европейский вектор развития, и это обязывает Киев двигаться в сторону открытости. Характерно, что даже Россия с сентября нынешнего года собирается присоединиться к новому стандарту. Мы же пока ограничились заявлением на сайте Министерства финансов о том, что присоединимся к проекту в 2020 году.
Существует документ по имплементации CRS, подписанный 29 октября 2014 года, — это Конвенция о сотрудничестве между компетентными органами МСАА (Multilateral Competent Authority Agreement), которая и стала основным юридическим закреплением стандарта CRS на международном уровне. Этим положением будут руководствоваться и наши чиновники. В нем говорится, что нужно вносить изменения в законодательство, разрабатывать и тестировать программное обеспечение для совмещения его с ПО государств — участников данного проекта. Это трудоемко, но преодолимо.
Присоединение к CRS коснется в первую очередь украинских власть имущих, у которых немало средств в офшорах. Открытость финансовой информации — это мировой тренд, направленный на борьбу с офшорами и минимизацией налогообложения. Руководство нашей страны старается всячески замолчать реальные изменения во всемирной экономике, рассказывая о каких-то мнимых успехах. Сегодня по уровню экономической свободы Украина занимает худшие места в мире и последнее в Европе.
Государство Украина, руководимое олигархами, все равно будет вынуждено поддержать предложенное направление по открытому обмену финансовой информацией, хотя опыт игнорирования объявленных решений у нас огромный. Например, растянувшийся на годы запуск системы электронного декларирования доходов чиновников.