Паспортизация земли: чем чреваты новшества
https://racurs.ua/1936-pasportizaciya-zemli-chem-chrevaty-novshestva.htmlРакурсСущественные изменения в типовой договор аренды земли, которыми усовершенствован механизм правления в сфере использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, внес в конце прошлого года Кабмин (постановление №890). Согласно новым правилам, при заключении договора аренды земель сельскохозяйственного назначения необходима фиксация показателей качественных характеристик почвенного покрова земельного участка. Для государственных и коммунальных земель это обязательно, а для частных — по желанию сторон.
В случае передачи в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения государственной и/или коммунальной собственности в договор обязательно должно включаться право арендодателя требовать от арендатора сохранения плодородия почв путем проверки не реже чем один раз в три года состояния арендованного земельного участка на соответствие показателям агрохимического паспорта (постановление КМУ от 3 марта 2007 года №220 «Об утверждении типового договора аренды земли»).
Агрохимический паспорт позволяет дать четкую оценку состояния производительности (уровня экологической урожайности) и экологического уровня безопасности. Предусмотрено внесение в него данных через каждые 5–10 лет, в зависимости от типа использования земельных угодий. По сути, это медицинская карточка пациента — почвы, — из которой можно делать выводы о состоянии его здоровья, а при необходимости — применять лечение.
Агрохимический паспорт является документом государственного образца (приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины «Об утверждении порядка ведения агрохимического паспорта поля, земельного участка» от 11 октября 2011 года №536). Он выдается в двух экземплярах: один хранится у землевладельца или землепользователя, второй — в центральном органе исполнительной власти по вопросам формирования и обеспечения реализации государственной аграрной политики. Документ подписывается уполномоченным должностным лицом центрального органа исполнительной власти по вопросам формирования и обеспечения реализации государственной аграрной политики. Подпись заверяется печатью.
Следующее положение изменений — это возможность прекращения договора аренды земли путем его расторжения в случае ухудшения качества почвы покрова арендованного земельного участка или приведения их в состояние, непригодное для использования по целевому назначению. Кроме того, предусмотрено обязательство арендатора по возмещению арендодателю убытков из-за снижения качественных показателей почвы.
Конечно, чрезмерное внесение химических удобрений и многократное выращивание одной и той же культуры на одних площадях без севооборота приводит к истощению почвы, вследствие чего земельный участок возвращается владельцу в значительно худшем состоянии. Поэтому стремление навести порядок в этом вопросе следует приветствовать. Если только агрохимическая паспортизация и указанные проверки не превратятся для бизнеса в обычную обдираловку. Ведь в случае применения тотальной агрохимической паспортизации сельскохозяйственных земель соответствующие расходы фактически будут возложены на арендаторов земельных участков.
Несмотря на большой арсенал нормативно-правовых актов возникает ряд вопросов. Будут ли агрохимические паспорта изготавливаться качественно и в положенный срок? Кого будут проверять, а кого нет? Предусмотрен ли повторный выпуск такого паспорта и для каких нужд? Если арендатор улучшит состояние почвы, каким будет алгоритм действий? Как часто будут проводиться исследования почвы? Как быть в случае чрезвычайных ситуаций (пылевые бури, водная эрозия)? Но самое главное — кто будет разрабатывать агрохимическую паспортизацию? К кому обращаться?
Ответы разнятся. В проекте закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования механизмов сохранения почв и экономического стимулирования воспроизводства их плодородия» предлагается внести изменения в раздел II закона «Об охране земель», которыми дополнить полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе, в области охраны земель следующими: «уполномочить на осуществление выдачи агрохимического паспорта поля, земельного участка специализированное государственное учреждение, которое относится к его сфере управления».
Например, в части подчинения (сферы управления) учреждения, которое будет выдавать агрохимические паспорта, есть двойное и неодинаковое определение органа управления. Сначала в законопроекте указывается «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере земельных отношений в области охраны земель, сохранения почв и восстановления их плодородия», а дальше речь идет о «центральном органе исполнительной власти, который формирует и обеспечивает реализацию государственной аграрной политики».
Также существует значительная вероятность введения обязательности агрохимических паспортов для всех земельных участков. Это следует из отдельных положений Земельного кодекса Украины, Закона Украины «Об аренде земли», Порядка ведения агрохимического паспорта поля, земельного участка, законодательных инициатив (в частности законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования механизмов сохранения почв и экономического стимулирования воспроизводства их плодородия»).
Подготовила Ольга НИКОДИМОВА