Почему украинские банки начали блокировать карты клиентов
https://racurs.ua/1987-pochemu-ukrainskie-banki-nachali-blokirovat-karty-klientov.htmlРакурсВ украинских банках начали без предупреждения блокировать карточные счета клиентов. В отделениях людям объясняют, что делается это для актуализации клиентских баз данных, а счета обещают разблокировать, если клиент предоставит сотруднику банка паспорт и идентификационный код. Такие случаи были во многих, в первую очередь государственных банках.
Банкиры ссылаются на возросшие требования НБУ в связи с усилением финансового мониторинга и называют номера постановлений, согласно которым банки начали столь специфично работать с клиентами. Это постановления НБУ №417 и №42. Первое из них от 2016 года, второе — от начала 2017-го, и оба вступили в силу с момента их опубликования. Служащие финансовых учреждений благополучно игнорировали эти документы, но с лета 2018 года НБУ решил проконтролировать исполнение своих приказов. Это мгновенно отразилось на клиентах, а не на нерадивых банкирах, не исполняющих решения своего регулятора. Банки никак не заботились об уведомлении своих клиентов о возникших нововведениях. В виде исключения можно назвать «Приват», который рассылал извещения с просьбой прийти в банк или отправить скан копий необходимых документов онлайн. Еще когда этот банк изменил свой частный статус, все отмечали, что построенной приватовской прогрессивной методики хватит для нормальной работы года на три.
Банки должны ежегодно идентифицировать клиентов, и проверка, начатая регулятором в нескольких финансовых учреждениях, привела к лихорадке и проблемам не банкиров, а клиентов — обычных граждан. Даже если карточный счет открыт месяц назад, клиент опять обязан появиться в отделении со своими документами.
Нацбанк поручил финансовым учреждениям активно заняться контролем подозрительных клиентов, выявлением фиктивных предпринимателей и бороться с «дропами». Дропом (от англ. drop — сбрасывать, ронять) называют посредника при разного рода мошеннических сделках, например, передающего свою банковскую карту третьим лицам. На черном рынке такая карта стоит 100 долл., и дропу могут еще ежемесячно давать такую же сумму для бесперебойной анонимной работы.
По такой же схеме продаются фейковые ФЛП (физическое лицо — предприниматель), это когда ФЛП оформляется на очередного дропа и сразу пишется доверенность на осуществление всех операций. Используются фейковые ФЛП для ухода от налогов владельцами торговых точек. Нужно просто контролировать, чтобы оборот каждого ФЛП не превысил 1,5 млн грн — максимальную годовую выручку для плательщика единого налога, ставка которого — 750 грн в месяц. Такая ежемесячная услуга на черном рынке тоже есть, и стоит она примерно столько же, сколько предыдущая.
Подозрительным можно считать каждого клиента, но на практике таковыми являются те, кто сразу обналичивает деньги после зачисления на карту, и по картам нет расчетов в магазинах. Тут хорошо бы напомнить тем, кто выявляет подобные подозрительные действия, что в финансовой операции участвует не только сомнительный клиент, но в первую очередь банковское учреждение, которое, собственно, отвечает за всю операцию.
Сегодня ужесточаются требования к фрилансерам и тем, кто не имеет постоянной работы в Украине, например, работает за границей и переводит деньги на украинскую карту своей семье. Банкиры считают такие доходы «странными» и вполне могут остановить подозрительную операцию и заблокировать карту. Это легко может стать следующим шагом отечественных исполнителей решения регулятора. Правда, подобная практика способна привести к народным волнениям, но исполнители на местах не обязаны мыслить стратегически. Для этого есть центральная власть, которая, впрочем, тоже не устает демонстрировать свою беспомощность.
Украинские банки обязывают осуществлять мониторинг по европейским стандартам, и теперь клиентам нужно доказывать легальность доходов. С осени прошлого года, согласно постановлению НБУ №42, банки начали требовать подтверждение источников происхождения средств клиента, чтобы не допустить операций, которые не соответствуют виду деятельности юрлица или размеру легальных доходов клиента.
Для того чтобы нормально воспринимать неизбежное ужесточения требований НБУ, нужно проводить работу с банкирами, наказывая нерадивых и поощряя прогрессоров. Сегодня просто страдают клиенты, а несчастные банкиры жалуются на прибавление работы. Банкиров, как и чиновников, не жалко никогда: пусть и те и другие работают по 24 часа в сутки, а если такая работа трудна, то с нее всегда можно уйти. Свято место пусто не будет.